О причинах явлений

Про Главное
У всякого наблюдаемого явления имеется своя причина. Путем банального бытового наблюдения или, если требуется, с помощью изощрённого научного эксперимента её можно определить. Но у найденной причины, которую можно назвать явлением второго порядка, тоже есть своя причина, и найти её уже несколько труднее. И так далее. Всякая причина является следствием более глубокой причины.

Цепочка причинно-следственных связей для любого явления, тем не менее, не является бесконечной. Всегда найдётся конечная причина, получившая объяснение, за которой научное познание даст сбой: объяснения закончатся и причина, как ни старайся, не всплывёт из мрака неведения – причинную связь уже невозможно будет определить с помощью наблюдения, теории или эксперимента.

Сказанное имеет отношение как к микромиру, так и к макромиру. А если ближе подобраться к самому человеку, то и внутренний мир человека оказывается столь же непознаваем, как и мир внешних форм.

Однако, казалось бы, если в обыденности всё в достаточной мере объясняется и работает на практике в соответствии с научными теориями и чёрным по белому напечатанными инструкциями, и если этого вполне хватает для жизни, что в этом плохого? Стоит ли волноваться, что не удалось копнуть глубже? Ученый оптимист скажет: «Подумаешь – не всё объяснимо.. Это ведь пока. Со временем найдётся объяснение всему. Наука не стоит на месте, технологии тоже развиваются – вот построим ещё один Самый Большой Адронный Коллайдер, создадим новый супер-микроскоп или запустим ещё один мегателескоп в космос – вот тогда всё и узнаем». На деле же всё обстоит не так радужно.

Пример – история возникновения вселенной. Обратный отсчет в теоретических расчётах приводит к Большому Взрыву. Т.е. к некоему НАЧАЛУ. И ВСЁ. Дальше – ступор. Потому что возникает законный логический вопрос: «А что же было ДО НАЧАЛА?..» У науки ответа нет.

Другой показательный пример – это вопрос старения человека и причин, его объясняющих. А также вопрос срока человеческой жизни и возможности её продления. И вопрос самой смерти – так ли уж она неотвратима?.. Возникла целая индустрия антистарения, в которой задействованы научные исследовательские коллективы в лабораториях по всему миру. И всё, что удалость получить – это лишь обширная лавина причин, за которыми стоят ещё более глубокие и ещё более многочисленные разветвлённые древа причин, также напоминающие гигантский механизм из бесчисленного количества взаимно связанных шестерёнок, выплывающих из глубины проблемы при наведении на неё всё более мощного микроскопа.

Наука не способна определить исходную первопричину НИ ДЛЯ ОДНОГО ЯВЛЕНИЯ. Поэтому, как правило, ограничивается тем, до чего ей удалось докопаться – теоретически и/или экспериментально. И на базе этих достижений строится весь фундамент науки и вытекающих из её теорий и экспериментов прикладных направлений, в частности технологий.

Мир устроен, а вернее, сотворён Богом (а не эволюцией или космосом, или вселенной, или ещё чем-то там...) таким, что его нельзя объяснить одними лишь материальными причинами. Исходная первопричина любого явления, до которой не докопаться никакими научными методами и теоретическими изысканиями, есть Сам Бог. Бог – Причина всему и Причина всех причин.

Человеку Бога познать невозможно. Ограниченная смертная часть не способна познать неограниченное бесконечное и Вечное Целое, её сотворившее.

Поэтому мир, как и Бог, до конца непознаваем ни в одном из его проявлений. Потому что мир и есть Бог.

***

Существует распространённое мнение, причём даже среди священнослужителей, о том, что мир духовный сокрыт от человека не просто так, а потому что Сам Бог его спрятал, разделив духовное и материальное для их несмешения. Чтобы грешный человек не вторгался в чистое пространство Духа, не будучи очищен от греха.

Это всё от неведения и от оправдания своей немощи. Но немощь следует просто признать – человек немощен от Бога и абсолютно во всем тотально от Бога зависим. И этому не нужны оправдания. Но, признав свою немощь, и не остановившись на этом, можно открыть для себя мир Духа на расстоянии ближе вытянутой руки. Нет, ещё ближе! И он не скрыт никакими завесами, кроме тех, которые человек создаёт в себе и вокруг себя сам.

Жизнь любого существа, и человека в том числе, изначально обусловлена постоянным пребыванием в нём Бога, Его Животворящего Святого Духа. Другой причины жизни НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Бог в каждый момент времени одновременно пребывает в каждом Своём творении, но в любом из них проявляется исключительно индивидуально: не существет двух одинаковых травинок, как, впрочем, и двух абсолютно одинаковых электронов. Всё, что есть в человеке – будь то в материальном его теле или в мыслях, ощущениях и чувствах – это проявление Вечно Живого Безначального Бога.

Если сказать по-другому, то это Бог живёт, двигается, делает, говорит и мыслит через человека. При этом Творец позволяет человеку сделать его собственный осознанный выбор, предлагая тому во внутреннем мысленном с Ним диалоге варианты выбора, а также реализует принятое человеком решение, воплощая его в движениях его тела, в словах и чувствах. Ни одно мгновение и ни одно проявление материальной и духовной жизни человека не обходятся без самого прямого участия Бога.

Сотворив душу человека из небытия, дав ему физическое тело для воплощения в материальном мире, Бог ПРИОБЩИЛ человека к Своему Бытию, сделал его причастником Своей Жизни. Единственная причина жизни человека – Бог с Его безграничной и неизбывной Животворящей Любовью. Другой причины, объясняющей и ОПРАВДЫВАЮЩЕЙ существование человека, нет.

Эволюционисты глубоко заблуждаются в гипотезах происхождения человека, и некоторые из них уже это понимают – не без помощи Самого Творца. Человек – не беспризорник безликой эволюции и не штампованный винтик неизвестно кем, как и для чего запущенного механизма кармы. Человек – творение Вечно Живого Бога, который Своим Промыслом даёт возможность и человеку войти в Царство Вечной Жизни.

Тайна мысли, которую наука, со всем её обширным инструментальным арсеналом, так и не смогла до сих пор разгадать, навсегда останется для человека неразгаданной. Потому что за этим занавесом происходит таинство Божьего Промысла через общение Творца со своим творением – человеком. И только рука Всемогущего Бога властвует над ним.

Собеседниками Ангелов называют некоторых святых. Например, Преподобного Сергия Радонежского, говоря о нём в православных молитвах так: «Наставниче монахов и собеседниче ангелов». Разница между святым и обычным мирским человеком в смысле общения с Небом в том, что святые общались с Творцом и Его Ангелами ОСОЗНАННО. И это был мысленный диалог, ничем не отличающийся от диалога двух людей, с той лишь разницей, что святой говорил с Богом или Ангелом Божиим.

Человек же, погруженный в море бушующих мирских страстей и мало задумывающийся об истинных причинах явлений, его окружающих, воспринимает мир как должное, как свою вотчину, в которой он вправе делать всё, что захочет, не взирая ни на что. И распространяет это своё эгоистичное собственническое отношение и на мысли, и на всё в себе и вокруг себя: думаю, как хочу; делаю, что хочу; живу, как считаю нужным. Но это ошибочное и вредное для души и тела представление о мире, как об «объективной реальности», существующей независимо от человека, следует преодолеть. Для своего же блага. Мир сотворён Богом ДЛЯ человека, но не РАДИ человека. Как и время сотворено Богом для отсчёта ограниченного срока человеческой жизни и напоминания о бренности материального, за пределом которого каждому из нас предстоит встреча с Судьёй лицом к лицу: следствие встретится с Причиной.

***
Эта статья с иллюстрациями опубликована здесь:
http://bio-mehanik.livejournal.com/2859.html