Послесловие

Кочетков Иван
  Первый мой сборник стихов, изданный в Кызыле в 2004 году в национальной библиотеке имени Пушкина, как и второй, изданный в Енисейске в 2009 году, был крайне неудачным и сырым, о чём мне теперь стыдно вспомнить.
Очень много претензий у автора и к кызыльским издателям. Но было немало ошибок и в собственном плане, в творчестве в целом. Поэтому в том виде, в котором он вышел, нечего было и думать о его презентации и об отчёте о потраченных средствах моих меценатов!
Я отбросил ненужное, лишнее и сократил тот первый сборник; он увидел свет в новом издании, в новой формации, с художественным оформлением. Но... опять осечка! Я наступил на те же грабли — вторично!
Прошло долгих восемь лет после издания второго сборника, и в течение этого времени я постоянно работал над своим творчеством. Некоторые стихи я переделывал раз, наверное, по сто или более, чтобы найти ту изюминку, которая никак не хотела себя показать, не давалось то неуловимое и до боли нужное! Я прислушивался к советам грамотных и чутких людей — журналистов, поэтов, писателей, «мотал на ус» и — работал, работал, работал! И наконец я пришёл к выводу, что мой сборник созрел! Что же, как говорится, Бог любит троицу!..
На этот раз я дополнил его своими — возможно, ещё куцыми — рассказами, ведь я ещё не решил, по себе ли пиджачок примеряю. Это только проба пера. Но и перо со временем оттачивается! Кто не умеет зачёркивать, тот никогда не научится писать — это истина! Мастерство, если ты не гений, а я себя таковым не считаю, приходит не в один год! Это касается всех и всегда, независимо от профессии! Кроме того, я счёл нужным включить в этот сборник и свою публицистику, ту, которая уже была опубликована с тех пор, как я научился работать на компе.
Читая стихи, рассказы и публицистику, читатель сам разберётся, что ему больше по сердцу, душе и духу. Ведь известно: о вкусах не спорят, для всех мил не будешь,— ну и так далее
Как я успел заметить, у каждого поэта, писателя есть свой круг обожателей и почитателей, свой круг поклонников. Впрочем, хватает и критиков! Но... на каждый роток не накинешь платок!.. Сколько людей, столько и мнений! С этим надо смириться и принимать такое должным образом! Тем более что и критика сама по себе также является признанием! Ведь если бы тебя не признавали, то кто бы тебя стал критиковать? Только не нужно, когда тебя критикуют, опускать руки и ставить на себе крест, потому что немало тех, кто тебе просто завидует и хочет во что бы то ни стало сгнобить тебя. И если ты опустишь голову и руки, как я сказал, то это будет именно то, чего он и добивался! А там, глядишь, по истечении энного времени, либо он сам, либо тот, кто ему дорог или нужен, издаст твоё же произведение в несколько переработанном виде... Тебе это надо?.. Извлекайте из критики всё полезное, но... «не вешать нос, гардемарины»!..
Разобрать по косточкам, раскритиковать можно даже классиков! Вот, например, известное и очень красивое стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус». Читаем:

            Белеет парус одинокий
            В тумане моря голубом...

Видимо, туман был не слишком сильным, если парус заметен через него! Далее:

            ...Играют волны — ветер свищет,
            И мачта гнётся и скрипит...

Но ведь, как известно, когда поднимается ветер, туман исчезает. А ветер был такой, что мачта гнулась! Так откуда же тогда взяться туману?..
Далее:

            ...Под ним струя светлей лазури,
            Над ним луч солнца золотой...

Когда туман, солнца, как правило, не видно! Но, разумеется, из каждого правила есть исключения...
Поэтому всё, что написано о тумане, вообще ввергает в сомнения о каком-либо тумане. Это — к примеру.
Но мы, читая эти стихи, понимаем, что всё это — поэтический образ, не более. И — восхищаемся этими строчками!
Всем начинающим писать стихи советую: не торопитесь. Будьте внимательны. Никогда не забывайте, что стихи состоят из нескольких составляющих — это рифма, ритм, образ, размер, смысл, кружева и изюминка, а не просто искусно зарифмованные слова.
Рифма — дама капризная, но без неё обойтись невозможно. Но и писать ей в угоду — дело неблагодарное. И всё же — пишите. Пишите и помните, что мастерство, как и опыт жизни, как мудрость, приходит не сразу. Это оттачивает сама жизнь. Всё познаётся с годами...
Теперь перейду на несколько другую тему.
В своё время я обратил внимание — в Хакасии, Туве и в родном крае — на то, что в большинстве своём поэт ли, писатель лишь себя считает величиной, а остальных — жалкими неудачниками. Отсюда среди творческих личностей всегда жёсткая конкуренция!
В своём творчестве я стараюсь уйти от вульгарности, от её негатива. Особенно в последнее время. Но то, что было написано ранее, тоже имеет право на жизнь.
Когда я встречаюсь с каким-нибудь критиком и он начинает мне тыкать в глаза моей откровенностью, я вспоминаю Есенина. Почему забывают порой о пошлости, грубости и цинизме в его отдельных произведениях? Или этого не бывало? Или что — одному можно, потому что он ВЕЛИК, а другому, поскольку ещё не ВЕЛИК (да и будет ли?), нельзя?.. Такая примерка меня не устраивает!
Мои стихи по прошествии времени будут востребованы, как некоторые уже. Не все, конечно, но — будут. Сколько?.. Время покажет. И всё разложит по полочкам. Над некоторыми будут смеяться, над какими-то — плакать, а ещё над какими-то — просто задумываться. Некоторые просто читать не захочется, а некоторые будут учить наизусть. Так бывает у всех. Так и должно быть...
Иногда мне приходят в голову такие мысли: а зачем я пишу?.. Ведь в следующей жизни, после нового рождения, я и понятия не буду иметь (реинкарнация — существует! всё во Вселенной движется по кругу!.. и пример тому — эффект дежавю!), что вот тот самый сборник, который я сейчас держу в своих руках, когда-то написал — я!.. Но я не смогу этого вспомнить, увы... Так стоит ли ломать копья?.. Стоит! У каждого из нас есть своя программа, заложенная высшим Вселенским Разумом! Мы, вместе или по отдельности, выполняем каждый свою миссию на Земле! А за невыполнение этой миссии — жёстко спросится!..
Ну вот я и закончил своё послесловие, дорогой друг читатель!
Желаю всем успехов и приятного чтения!

P.S. Данный сборник, выпущен на собственные средства, но при этом я выражаю глубокую признательность тем, кто когда-то помог мне финансами для издания моих стихов, большую часть из которых я, из-за своей неустроенной жизни, пустил на себя, любимого. Это:

1.Дьяков Александр Александрович (Красноярск);
2.Кайнак (Енисейск);
3.Калашников Сергей Иванович (Кызыл, Тува);
4.Шамаев Пётр Анатольевич (Кызыл, Тува);
5.Сафрин Сергей Викторович (Кызыл, Тува);
6.Ооржак Биче Чадамбаевич (Кызыл, Тува);
7.Осердцов Евгений Леонидович (Кызыл, Тува);
8 Байкалов Сергей Константинович (Кызыл, Тува)
9.Южаков Юрий Николаевич (Кызыл, Тува).
 
  Выражаю всем этим людям большое человеческое спасибо за оказанную в своё время поддержку и финансовую помощь! Низкий поклон вам! После выхода в свет этого сборника каждый из вас по праву получит по одному экземпляру. Лучше поздно, чем никогда!
Выражаю глубокую благодарность за художественное оформление Енисейской художественной школе в лице директора Макеевой Натальи Викторовны, учителя Новикова Станислава, учеников Скоробогатовой Натальи и Макаровой Ольги, а также всем, кто участвовал в этом процессе!

С уважением — Ярополк Любомиров
Красноярск, май 2017