Миссия Мессии

Ангелина Кныш
Миссия Христа на земле завершилась Его распятием и последующим воскресением, что в богословии ассоциируется с принесением жертвы во имя спасения людей. В чем заключалась эта жертва?

Профессор-богослов А.И.Осипов утверждает, что жертва эта способствовала освобождению людей лишь от последствий ПЕРВОРОДНОГО ГРЕХА (это понятие, кстати, нигде не фигурирует в Священном Писании) наших прародителей Адама и Евы, приведшего людей к смертности, тленности и страстности и прервавшего живую связь человека с Богом. Самостоятельно изменить и исцелить свою поврежденную сущность от этой «наследственной болезни» ни один человек не может. Эту миссию и взял на себя Иисус Христос.

А вот борьбу с собственными накопленными по жизни грехами, будь добр, инициируй сам, путем покаяния и вступления на духовный путь, призывая на помощь Бога и приняв, разумеется, семя Благодати Божьей в таинстве крещения. В итоге постепенно будет происходить благодатное очищение человека и соединение его со Христом.

Действительно, до воскресения Господа умершие вследствие первородного греха не имели доступа к вечной жизни. Христос же, «воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». «Ибо богоугодно было Отцу, чтобы… посредством Его примирить с Собою все, умиротворив чрез Него, Кровию креста Его, и земное и небесное» (Колос. 1:19-20).

Но только ли в умилостивлении Бога и примирении Его с людьми заключалась жертва, принесенная Христом? Евангелие изобилует утверждениями о том, что Христос не только победил смерть, но и ВЗЯЛ НА СЕБЯ ГРЕХИ ЛЮДЕЙ, и непонятно, как можно не замечать и игнорировать эти фразы.

«Он есть умилостивление за грехи НАШИ и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1Ин. 2:2); «И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи НАШИ» (1Ин. 3:5); «…в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов» (Колос. 1:14); «Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов НАШИХ  Кровию  Своею, … слава и держава во веки веков» (Откр. 1:5-6); «Он грехи НАШИ Сам вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды; ранами Его вы исцелились» (1Петр. 2:24) и т.д.

Возникает закономерный вопрос: «Неужели Христос, приняв крестные муки, избавил ВСЕХ людей от дамоклова меча их грехов, препятствующих обретению Царствия Небесного?»

Избавил, но НЕ ВСЕХ. В Евангелии от Матфея читаем: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления МНОГИХ (20:28). Кто же эти счастливчики?

Это те, кого изначально ИЗБРАЛ Бог. «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, …так как Он ИЗБРАЛ НАС В НЕМ ПРЕЖДЕ СОЗДАНИЯ МИРА, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви» (Ефес. 1:3-4).

Избирает же Он тех, кого считает нужным по неведомому нам Своему  Божественному произволению. «Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает. А ты кто, человек, что споришь с Богом? Не властен ли горшечник… сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого? Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил СОСУДЫ ГНЕВА, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над СОСУДАМИ МИЛОСЕРДИЯ, которые он приготовил к славе, НАД НАМИ, которых Он призвал, не только из Иудеев, но и из язычников?» (Рим. 9:18-24).

Надо отметить, что борьба с грехами без помощи Господа обречена на провал, поскольку за всяким искушением и попущением их стоят мощные потусторонние силы. Поэтому вечной жизни удостоятся не те, кто совершил какие-то особенные личные подвиги, а те, кто удостоится стать сосудами милосердия и получить прощение грехов от Бога вследствие принесенной Христом жертвы.
 
В книге пророка Иеремии читаем: «Вот, наступают дни, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды НОВЫЙ ЗАВЕТ: вложу законы Мои в мысли их и напишу их на сердцах их… И не будет учить каждый ближнего своего, говоря: познай Господа; потому что все… будут ЗНАТЬ МЕНЯ, потому что Я буду милостив к неправдам их и беззаконий их не воспомяну более» (Иерем. 31:31-34; Евр. 8:8-12).

То есть, задолго до пришествия Христа в мир Бог избрал Себе круг людей (расширив его впоследствии и на язычников), которым изначально даровал веру и предопределив их грядущее спасение.
 
Именно эти «сосуды милосердия» Христос во множестве исцелял в Своей земной жизни, повторяя: «Вера твоя спасла тебя». А они, на удивление, однотипно обращались к Нему, как к Богу: «Господи…», хотя Он не разглашал, кем является на самом деле. В то же время было немало и тех, кто не являлся сосудами милосердия – фарисеи, книжники, жители Хоразина и Вифсаиды, которых обличает в Евангелии Христос, и другие.

Именно грехи ИЗБРАННЫХ ЛЮДЕЙ и взял на Себя Христос. Это значит, что в Судный день эти люди будут причислены к стаду Христову, то есть, помилованы благодаря принесенной Им жертве.
 
Разумеется, грехи этих людей не могут быть особо тяжкими, «вопиющими к небесам». Поэтому миссия Христа состояла также в том, чтобы неустанно проповедовать избранному народу Слово Божие, обучая его законам духовной жизни. Избранным «овцам» был дарован шанс на спасение, но его нужно было НЕ УПУСТИТЬ, постоянно ведя благочестивую жизнь и уклоняясь от всяческого зла.

Христос также выступил инициатором создания на основе апостольской общины ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ, призванной принять у Него эстафету повсеместного благовествования Слова Божия и приведения людей к Богу.

Кроме того, всей Своей земной жизнью и мученической кончиной Он явил пример того, каким путем  (исполнения на деле заповеданного Христом) должен идти человек и какой ценой он сохранит свою душу для вечной жизни.
 
Страдания – вот та цена и синоним евангельских «тесных врат», ведущих в Царствие Небесное. Страдал Христос, страдали все Его апостолы, не избежать этого и нам. «Раб не больше господина своего» (Ин. 13:16). Терпение и смирение – это те доспехи, которые устранят все препятствия на пути к спасению души.

Апостол Павел очень емко, одной фразой описал путь спасения, в частности, женщин: «Жена… спасется чрез чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1Тим. 2:14-15).

Трудно также представить, что к распятому на кресте Христу подошел бы некто и, сказав: «Помяни меня, Господи, во Царствии Своем», получил тот же ответ, что и правый разбойник. Все почему-то упускают тот факт, что своими крестными страданиями этот разбойник уже (в известной Богу степени) искупил свою вину.

Само понятие «избранности» спасающихся наводит на грустные мысли: «Куда уж мне до избранных, я наверняка останусь за бортом». Но это не так. Если человек проявляет горячий интерес к теме спасения души, то он уже принадлежит к избранным, хотя сам его путь к вожделенной цели может оказаться долгим и тернистым и даже провальным, если человек по своей свободной воле перейдет на сторону князя тьмы.
 
«Неизбранных» же никакими доводами и убеждениями невозможно привлечь к вере – это факт. «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня» (Ин. 6:44).

Поэтому вызывает удивление заявление митрополита Илариона (Алфеева) в одной из телепередач, где он не без гордости поведал о том, что монашеский постриг принял в 20-летнем возрасте, ибо «Богу нужна целая свеча, а не огарок».

Позвольте не согласиться с этим утверждением, владыко, поскольку Господь силен возжечь ярчайший светильник христианского служения даже в человеке зрелых лет (как, например, это произошло с апостолом Павлом) и пришедшим к Нему людям в последний свой час (по Его промыслу, разумеется) Он воздает такую же награду, как и прослужившим ему всю жизнь (притча о нанятых работниках).