Не умели они жить для себя...

Творческий Союз Виктор -Анджела
- Деда! А ты в армии служил?

- Да, внучок. В кавалерии. Фильм про Чапаева видел? Помнишь, там солдат на лошадях? Вот, я примерно так скакал с пикой наперевес, с шашкой на поясе.  У меня гнедая была… лошадка – красавица.

- А шапка, у тебя какая была? Папаха или шлем?
 
- Будёновка. Высокая со звездой на лбу. Красивая! Галифе, сапоги хромовые.

- А ты мне, почему её не оставил?

- Давно я служил, тогда и мамки твоей её в проекции не было. Прости, не подумал.

- А во время Великой Отечественной ты воевал?

- Нет, не довелось. В военкомат ходил, письма писал, но так и не отпустили. Вместе с бабушкой твоей и вторым дедом на заводе работал, самолёты для фронта делал. Бронь как дали, так и не позволили снять. Даже пригрозили, чтобы даже не помышляли. «Всё для фронта, всё для Победы!» - вот нашим лозунгом, что было все годы военные. С утра до ночи в цехе, там же поспали чуть и дальше. Кушали там же. Домой доводилось лишь изредка сбегать. Тяжко было, но мы верили. Знали, что победим, понимали, что наш труд нужен  и важен. Ковали победу в тылу.………….

          Помню я тот разговор, как обиделся, что не получил в наследство амуницию, как простил, поняв, что не было возможности у деда сохранить всё для внука. Да и как я простить не мог своего деда. Того, кого боготворил, уважал, любил.

          Чтобы я ему сейчас сказал? Как бы объяснять стал, да и смог бы это сделать вообще? Понял ли бы он меня? Он и его поколение отдавали здоровье, жизнь на нас, а мы…Ещё бы чуть и мы бы всё похерили. Как бы я смог объяснить то, что фашизм снова поднимает голову, а те, ради кого было пролито столько крови, молчат либо поощряют это всё. Пусть, не поддерживают открыто, но и не выступают против. Смог  бы я смотреть ему в глаза, если бы он меня спросил очень простую вещь – «Почему теперь вспоминают Победу и победителей только один раз в году?», «Почему ветераны живут так плохо?».….«Почему страны, которые освобождали от захватчиков наши бойцы, теперь этих освободителей называют захватчиками?»

- Дед! Милый! Верь, мы всё исправим, поставим на свои места. Мы вас больше не подведём! Мы не должны…Мы помним всё, мы не забыли! Кто забыл – вспомнит, а кто не имеет желания вспоминать – мы напомним.

            Довелось, как-то, ещё по молодости лет, попасть в один дом. Проживала там простая русская женщина – Новгородцева Прасковья. Все называли её с любовью и трепетом – баба Пана. Милое, добрейшее создание. Поводом к посещению было знакомство, но это отдельная история. Интересная, захватывающая, но мало относящееся к данному воспоминанию.
 
          Итак. Вошёл, огляделся. Дом о двух комнат с сенками и печью.  На окнах ставни, во дворе постройки, рядом с домом огород. Простой «деревенский» дом, но находящийся в черте города. На печи початая пачка папирос. Вещь диковинная, но не очень дефицитная. Сверху пачки коробок спичек. Странно конечно, если учесть, что Прасковья Матвеевна сама никогда не курила, да и запах табака, как мне казалось, не очень переваривала. А тут такое.

- Это не ваше?

- Нет, конечно. Лежат уже с полгода. С дня рождения Николая. Но это не важно. Ты вот что, закури их и погуляй по хате, подыми!

- Комаров разогнать? Может, лучше на форточки сетку прибить?

- Нет, дело не в этом. В первые дни, как началась мобилизация, Колю призвали и больше я его не видела. Фото вот, осталось и всё….да дочь. Смотри, каков красавец. Танкист. Пару писем ещё есть. И всё…

- Прости, баба Пана, я не знал. Конечно, поброжу, покурю. Дайте пепельницу или ещё чего, чтобы пепел на пол не стряхивать.
 
- Пусть сыпется, это же не грязь, это самое чистое вещество. Помню, ещё в деревне нас учили – если ранка случилась, то попросите взрослого дать вам пепла чуть или из печи таковой достать и засыпать кровоточащее место. Кровь останавливается и рана очищается. Так старики учили.

- Я курс химии вам рассказывать не стану. Про кислотную и щелочную среду вспоминать, но в принципе, вы правы. Где ещё погулять? Куда подуть?

- Спасибо, хватит пока. Думаю, ты частым гостем теперь будешь, после известных событий. Приезжайте чаще с внучкой моей. Мне приятно будет. Спасибо тебе! Сейчас вы поедете домой, а я погуляю по комнатам – подышу, вспомню… Вечерком и помяну, дай бог. Езжайте, дело ваше молодое.…

         Нельзя нам забывать, в памяти стирать то, что так дорого было нашим дедам и бабушкам. Не заслужили они такого к ним отношения. Их уже нет, но мы то, есть. Мы живём в мире, который отстояли они. Не для себя же они столько сделали – не умели они жить для себя, не приучены были…


Метки: Виктор*