В. А. Соллогуб -продолжение

Галина Белякова
    Закономерно, что Соллогуб - прозаик дебютировал в  пушкинском "Современнике"
 ( правда, уже после смерти поэта). В 1837 г.  были напечатаны" Три жениха".Но ни этот рассказ, ни " Два студента" , ни  гораздо более значительный рассказ" Сережа"  известность Соллогубу не принесли.
1839 год стал для него поворотным. В первом номере обновленных  "Отечественных записок"  была опубликована " История двух калош", и  публикация эта стала настоящим триумфом Соллогуба. В.Соллогуб выступил удачным посредником  между  аристократией и  демократизирующейся  литературой.  "История двух калош" восхитила  Белинского.Но эту же повесть с восторгом  читали и светские знакомые автора. И.Панаев вспоминал об одной шутке, как нельзя лучше показавшей меру успеха повести: " Однажды, уходя с бала,Соллогуб решил подшутить над приятелем и, закричал с иронической торжественностью:" Карету А-на". В свою очередь А-н посмотрел на него с улыбкой и  закричал:" Калоши Соллогубу!". (Панаев- "воспоминания").
   "История двух калош"  оказалась первым прозаическим произведением Соллогуба, которое стало не просто достоянием кружка избранных ценителей, но фактом литературы. Сочетание обыденности и поэтичности, умением связать воедино высокие мечты и грустную реальность. Именно связать воедино, а не противопоставить.  В произведениях Соллогуб подчеркивает тему " чужой человек, непризнанный,никому не нужный".
   В повести " Большой свет" (1840) герой Леонин получает такой совет:                " Поезжай себе: ты ни для графини, ни для Щетинина , для повестей светских, ни для чего более не нужен". Люди "большого света"  не просто пусты или порочны, они еще и не умеют быть счастливыми. Жизнь их, подчиняя жестоким правилам балов, заставляет проявить свою волю, совершить поступок, но они не в силах ( "Медведь").  Жизнь светского человека в бездействии лишена развития,  поэтому повести лишены сюжета. Соллогуб сам осознавал это и понимал, что его светским повестям недостает вутренней свободы.
   1839 году после успеха "Истории двух калош" он пишет рассказ "Тарантас".
"Сологуб едет сегодня или завтра в Казань вместе с Григорием Гагариным:    союз  романиста и художника для использования "местного колорита"- сообщил 13 сентября  П.А.Вяземскому И.С.Гагарин, двоюродный брат худож  ника Гагарина и приятель Соллогуба.
   Герои " Тарантаса", путешествуя по провинции, видят скверное, грустное,         бестолковое, а главное однообразное. Ни сильных впечатлений, ни "народности", о которой  мечтает герой книги, взять неоткуда.Книга оказалась легковесной, отнеслись критики  к ней скептически. И Соллогуб не спешил с изданием. Работа продолжалась еще несколько лет. Параллельно он продолжал писать повести, задумал большой роман, от которого до нас дошел лишь план и начало первой главы, пробовал себя в драматургии.В конце 1840 он женился на Софье Михайловне Виельгорской, дочери известного музыканта -любителя и мецената графа М.Ю.Виельгорского, хорошего приятеля Жуковского и Пушкина, одного из самых влиятельных столичных вельмож. Жизнь шла своим чередом, и потихоньку продолжалась работа над "Тарантасом".
      
     4

      Осень1843-зиму 1844 года он проводит в Ницце, где общается тесно с Н.В.Гоголем. Беседы с автором "Мертвых душ", не могли пройти даром. В окончательной редакции "Тарантаса" было ощутимое влияние гоголевской прозы. Изменился не только стиль написания прозы, но и изменения связанные с основной идеей "Мертвых душ". Идея перерождения России, неизбежности его пути от мрачного настоящего к сияющему будущему, и это точно исходило от гоголевской идеи возрождения "мертвых душ".
Критики это называли социальной утопией Соллогуба и носила аристократический характер.  Народ в ней занимал пассивное положение, он лишь " бодро и доверчиво подвигался по указанном ему направлению". Главной нравственной и политической силой писатель считал дворянство. Но, "Тарантас" вызвал множество самых противоречивых откликов.И все же сходились в одном:выход "Тарантаса" был "звездным" часом писателя.Недаром Белинский, сообщая Герцену об успехе "Петербургского сборника" (в состав которого вошли " Бедные люди" Достоевского),  писал:"Только три книги на Руси шли так страшно:"Мертвые души", "Тарантас", и "Петербургский сборник" .
    
 В 1845-1846 годах Соллогуб составляет альманах "Вчера и сегодня" , где публикует рассказ"Собачка"  и повесть " Воспитанница".  Произведения во многом непохожие - основой для обоих послужили устные рассказы  великого актера М.С.Щепкина, те именовались попросту "провинциальные анекдоты". Соллогуб здесь полностью расстался со столичной,петербургской темой.Но, рассмотрев изнутри, как особый замкнутый мир, российское захолуйстье, он пришел к выводу, что и здесь действуют те же законы, что и в петербургском свете. Поэтому все тот же мотив Соллогуба остается:человек биссилен что-либо изменить в мире.
Смена темы не вывела писателя из круга традиционных для него идей и мотивов, поэтому о "Воспитанице" отзыв Гоголя: " Соллогуб идет вперед!" - кажется преувеличением. Гоголь принял желаемое за дествительное, считая, что         Соллогубу еще многое предстояло свершить в своей жизни; на деле же оказалось, что как писатель он уже исчерпал себя.

   Повести Соллогуба конца 40-х годов не находят контакта с читателем. Дело  не только в самоповторениях, в небрежности автора - литература развивалась, шла вперед, а Соллогуб остался на месте.
   В 50-е годы он переключается на театр, не без успеха сочиняет водевили. Этот легкий, веселый жанр во всем противостоит соллогубовской повести, всегда неоконченной, всегда грустной, всегда подернутой неясностью...
   И в этих  же годах он пытался вернуться в литературу. Соллогуб пишет             обличительную комедию " Чиновник", вызвавшую вначале восхищение,а затем град насмешек, выпускает пять томов своих "Сочинений". Возвраще  ние его не состоялось. "Чиновник" был воспринят частью общества как образец салонного, пустого либерализма, "Сочинения" - как явление безнадежно   архаическое. Молодой Добролюбов в статье "Сочинения графа Соллогуба" (1857) отказал писателю в каком-либо значении, резко отозвавшись о его ранних  произведениях. Это означало окончательный разрыв с читателями.   
 
   С шестидесятых годов писатель работал над мемуарами, оставшимися неоконченными; часть их была опубликована при его жизни, часть - посмертно. "Воспоминаниям" Соллогуба повезло больше, чем его художественной прозе: хотя при первом появлении они были встречены иронически, уже к концу XlX века исследователи русской литературы осознали ценность этого источника. Даже автор вступительной статьи к изданию "Воспоминания"1831 года, вообще отзывавшийся о Соллогубе незаслужено резко, констатировал: "Мемуары Соллогуба позволяют нам в течение нескольких часов подышать воздухом пушкинской поры".

Между тем "воздух пушкинской поры" ощутим не только в мемуарах. Есть он и в повестях писателя. 1849 году Соллогуб опубликовал рассказ, на который мало кто обратил внимание. Назывался он по-пушкински "Метель". Здесь писатель, скорее всего неосознанно, подвел итог своей литературной деятельности. В рассказе почти  ничего не происходит: метель неожиданно свела на постоялом дворе молодого офицера и замужнюю женщину. Случайная встреча, долгий ночной разговор, медленный и неуклонный рост взаимного чувства...Но финал: герои понимают, что любят друг друга, но изменить свою жизнь они не могут.Все остается по-прежнему, дороги офицера и дамы расходятся. Да и метель вскоре кончилась".
   (Это нам не "Дама с собачкой"- А.Чехова)....

   
              Заключение
        Пересматривая литературу, Владимир Александрович Соллогуб мне стал интересен, как  индивидуум, потому что  он был не как все.  Он противопоставлял себя обществу, он что-то чувствовл, что-то в нем было не то. Но что? Он думать об этом не хотел.  Ему просто казалось, что пишет для себя так легко и просто.  Но,  оказалось, он жил и писал для следующего поколения.
  Он  не был обличителем высших общественных сфер, но он умел  точно   подмечать пороки и болезни хорошо знакомой ему среды, и оставил нам ее достаточно объективно-точные портреты.
   В повести "Тарантас" он не забывает дать характеристику русского                человека, и показать условия в которых находилось дворянское общество в то время -
"...Начало X1X века, когда все молодые девушки, а в особенности княжны,       узнали впервые на Руси всю прелесть французских романов, обычаев и мод. Было такое время, когда  дамы стыдились говорить по-русски и коверкали наш язык  самым немилосердным образом, чего, не в укор будь им сказано, еще и поныне заметны некоторые следы.
Влияние Франции было тогда понятно. Наполеон потрясал с боку на бок всю  Европу, и  Россия, охотница до всякой  удали, дивилась со стороны чудному   человеку. Но  когда дело дошло до нас, все наши французы заговорили по-русски. Чувство народности, чувство народной любви к государю и отечеству - это основное неискореняемое начало русской жизни, вдруг сбросило личину, и целый край поднялся без шума грозным исполином. Врага встретили с  мечом и огнем, и пожар Москвы осветил настоящим светом русские чувства. В эту  памятную годину всякий жертвовал чем мог: кто жизнью, кто детьми, кто достоянием, и никому не пришло в голову просить себе за то возмездия или награды.О крестьянине, о крепостном человеке пишет в том же "Тарантасе" -
...На границе поместья все мужики, стоя на коленях, ожидали молодых с хлебом и солью. Русские крестьяне не кричат виватов, не выходят из себя от восторгов, но тихо и трогательно выражают свою преданность; и жалок тот, кто видит в них только лукавых, бессловесных рабов и не верует в их искренность......

     В.Соллогуба интересно читать. Он будто  художник,  представляет нам          обстановку, такой, в которой  живет  его  герой. Ему удается передать внутреннее состояние о ком он пишет:  волнения, трепет, несбыточные мечты.              Писатель вместе с героем переживает за его судьбу, которая безысходна.
И очутиться, "подышать пушкинским временем в течение часа( или  дней)", можно сказать за это спасибо В.А.Соллогубу за его мемуары.
 Его "Воспоминания"  оказались и в наше, XXI веке,  более ценными, так как  мы узнали людей в общении и о поведении в жизненных ситуациях, о нравственных поступках столичного высшего света, о котором рассказал писатель, описывая время дуэльное, и все переживания, связанные с ним.
Светское общество - есть серьезный организм самодержавного государства, которое В.Соллогуб подспудно не принимал душой.
 
 Но, удивительно другое, почему от творческого своего подъема, от популярности молодой писатель не смог удержаться на этой высокой волне? Его "легкость" , как говорили исследователи русской литературы, рецензенты его  произведений: Е.И.Кийко, Ал.Осповата, А.С.Немзера, не давала ему сосредотачиваться над определенной работой, он не ставил цели доводить прозу,оттачивать ее до совершенства, довести до определенной цели героя в своих произведених.
Знакомство с мастерами "натуральной литературы"  давало возможность соллогубовскому таланту подражать Пушкину, Гоголю, Лермонтову.  Но, это         долго продолжаться не могло.Не будем спрашивать себя, и задавать вопросы, почему? Итак ясно! Он жил   как отец, бабушка в патриархальной России, он   аристократ и не боле.

Март-апрель 2017