Белый шквал

Владимир Пастернак
      Мне повезло. Я видел на Днепре то, чего в принципе не могло быть в наших краях – белый шквал. Явление  редчайшее даже для субтропиков. Если вы  попытаетесь узнать об этом природном феномене – получите столь скудную информацию, что усомнитесь в его существовании. Возможно, свидетелей, видевших собственными глазами это явление, осталось не так много? Поделюсь некоторыми информационными крохами, которые удалось найти в интернете:

«...Белый шквал – это внезапная и сильная буря на море. Шквал называют белым,  потому что он, в отличии от обычной бури, не сопровождается появлением на небе черных туч. Волны во время белого шквала тоже окрашиваются пеной в белый цвет...»

«...прямо по курсу, выросла белая стена воды...ветер начал дуть ниоткуда и мы наблюдали, как из воды прямо перед нами вырастает белая стена...»

«Белые шквалы редко случаются в море – чаще всего они возникают  на американских Великих Озерах. Тем не менее, любой моряк знает, что белые волны на пути корабля – это грозное предупреждение...»

    Сопоставьте, где Великие Озера, а где описанная  классиком  река и знаменитая фраза «чуден Днепр...когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои».
 
      Погода на первых этапах той памятной гонки на приз атамана Сирко была именно такой, как в упомянутом произведении Гоголя, но после Каховки как-то все стихло, я бы даже сказал, скисло. Причем до такой степени, что паруса обвисли, как сдувшийся воздушный шар, зацепившийся за ветку дерева.  Вряд ли, такое меланхоличное состояние Днепра  вдохновило бы Николая Васильевича, скорее всего, он бы ограничился фразой «унылое зрелище, господа».
 
      Все яхты разбрелись по ширине реки, пытаясь поймать малейшее дуновение. Некоторые спортсмены в отчаянии скребли огрубевшими ногтями по мачте (есть такая примета у моряков: поскребешь –  вызовешь ветер.)  Остальные  ныряли  с транцев (кормовая оконечность яхты)обездвиженных парусников, охлаждая перегретые солнцем тела.  Я с тоской посмотрел на стоящее в зените светило, потом на мачту, с безвольно висящим гротом, хотел царапнуть застывший в ожидании ветра деревянный румпель, но передумал, сделал шаг - и солдатиком ушел в воду. В тот самый момент, когда мое раскаленное  тело с шипением входило в воду, я  услышал крик. «Дядя Саша», как мы любовно называли капитана, заорал так, что я пробкой вылетел на поверхность и сразу оказался на палубе.  «Смотри!!!» – с тревогой в голосе крикнул капитан и  показал рукой в сторону крутого берега. Я повернулся, ожидая увидеть нечто ужасное, вплоть до гигантской фигуры атамана Сирко с пикой на изготовку... Скалистый берег был пуст, не считая странного облака, которое медленно выползало из-за низкого кустарника.  Что-то  в этом облаке явно настораживало, оно выглядело  сюрреалистичным, как на картинах  Дали и имело чересчур округлые и очерченные формы,  а еще... пахнуло свежестью и озоном. В том месте реки, над которым оно поднималось, мы с дядей Сашей увидели такое, что привело меня в ужас – к нам стремительно приближалась белая стена. Последнее, что я услышал – крик капитана: «Руби паруса-а-а!!!»

      В тот момент, когда на палубу рухнули оба паруса, белая волна тумана накрыла нас и я перестал видеть собственные руки. Страшный шквал с дождем  вырвал фалы и было слышно, как концы парусов хлопали где-то рядом. Дождь был такой плотности и силы, что ударяясь по воде, капли рассыпались и превращались в белый туман. Мгновенно пришло ощущение, что дождь идет одновременно и сверху, и снизу.  Я закрывал голову руками, опасаясь схлопотать  бешено летающими углами парусов.  Ничего подобного я  не видел в своей жизни и  даже не мог  вообразить, что подобные явления существуют на свете. Это был кромешный белый ад, он вобрал в себя нас и всех участников регаты, он поглотил реку и солнце, абсолютно все. Только белая зловещая среда. Сколько этот кошмар длился по времени, не могу сказать точно, может быть, пять или десять минут, но дождь внезапно прекратился и пелена начала оседать. Сначала я увидел руки, потом начали проступать фигуры членов нашего экипажа и остальные яхты. Зрелище было ужасное – на трех лодках сломало мачты и порвало паруса, у многих запутались фалы...
 
      Белая стена стремительно удалялась от нас в сторону Херсона, до которого было рукой подать. Пока на других яхтах выходили из ступора и разбирались с поврежденным такелажем, мы с «дядей Сашей», не сговариваясь, подняли паруса и на хвосте бешеного шквала рванули к финишу.
 
      Возможно, это был единственный случай в истории, когда белый шквал помог выиграть яхтенную гонку.