Мои зимние гости

Галина Матвеева
                Мои зимние гости
       Как всегда с наступлением холодов мы устраиваем во дворе несколько кормушек, чтобы помочь перенести  нелёгкие времена синичкам, воробышкам и другим пернатым, остающимся зимовать в нашем городе.
        А какое это захватывающее занятие - наблюдать за поведением кормящихся птиц. У каждого вида птиц свои вкусы, свои повадки и взаимоотношения. С самого раннего утра, лишь только забрезжит рассвет,  когда первые солнечные лучики-разведчики напоминают, что солнышко встаёт и начинается новый день - синички тут как тут. Когда  становится совсем светло, прилетает стайка воробьёв. И начинается "пир". Бесконечное чириканье, шум крылышек постоянно взлетающих, порхающих пташек.
      Стою у окна и наблюдаю за стайками птиц, прилетевших, на теплый "пятачок". На днях появились маленькие  пташки, похожие на синичек, такие же желто- зеленые, с яркой желтой полосочкой на крылышках, но чуть-чуть покрупнее. Оказалось – зеленушки. В начале зимы прилетали зяблики. Как-то, пролетом, были красавцы хохлатые свиристели. В прошлом году несколько раз прилетала совсем малюсенькая синичка – гаичка. Был и совсем редкий гость - голубовато-синий поползень. И, конечно, постоянно залетают незваные гости – сороки и вороны.
      Незамерзающая бетонная плита над теплотрассой служит уже много лет прекрасной кормушкой для зимующих пернатых. На нее мы обычно насыпаем пшено, семечки, хлебные крошки и другие лакомства. Это место для воробьев. Для синичек устраиваем висячие кормушки, сделанные из больших пластиковых бутылок. Для них лучший корм - семечки подсолнуха и кусочки сала. Отдельно, на невысоком парничке, место для снегирей. Для них тоже семечки. Хотя, птицы садятся и клюют корм там, где посвободнее. Подальше, в стороне, столовая для сорок и ворон.
       Всю зиму мы с большим интересом и удовольствием наблюдаем за этой веселой   компанией. У каждого вида свои привычки и свое любимое место. Воробышки слетаются  дружной стайкой, друг за другом и устраиваются вокруг рассыпанного пшена. Иногда их прилетает так много, что они садятся на весь рассыпанный на площадке корм. Поклюют, поклюют и резко   дружно, словно по чьей-то команде, взлетают и садятся на ближайший куст калины или сирени. Через минуту, другую снова возвращаются на свое место. Шум от хлопающих крылышек слышен даже в доме: "Шур-р-р..." И так весь день.
      Синички по-другому. Они друг за другом, по очереди подлетают к кормушке  хватают клювиком семечку, улетают, садятся на яблоньку, елку, кусты сирени и там расклевывают  добычу. Съедают зернышко, а скорлупки падают вниз. И весной, после таяния снега,  вся земля вокруг бывает усыпана скорлупками от семечек.
       Снегири степенные, неторопливые, несуетливые. Они с достоинством садятся  к рассыпанным на доске семечкам, клюют их, тут же расшелушивают и съедают. И  кормятся так, пока кто-нибудь не вспугнет их. Снегири - индивидуалисты. Они прогоняют   других птиц, садящихся на кормушку. Даже своих сородичей.  Но самый интересное - наблюдать за сороками. Это очень осторожные, суетливые и красивые птицы. Когда кончается свой корм, сороки слетают на место воробьев,  на пшено. Надо видеть, как они ловко работают клювом, поддевая мелкие зернышки, словно совковой лопаткой. Сороки очень чуткие и осторожные. Любой шум, движение,  даже в окне, пугает их. Они тут же взлетают, садятся где-нибудь в сторонке и  отчаянно стрекочут. И порой не сразу возвращаются к месту кормежки. Возвращаясь,  они торопливо склевывают кусочки пищи, набивают полный клюв, улетают куда-нибудь  в укромное место, где им никто не мешает, и поедают добытое.
        Другое дело - вороны. Они ничего не боятся. С великим удовольствием склевывают лакомые кусочки. Их не пугает ни шум, ни стук по оконному стеклу. Даже если их что-то насторожит, улепетывают они с полным клювом еды. Отлетят на несколько метров и снова возвращаются .
         Нынешняя зима выдалась снежной и в то же время морозной. И гостей на кормушках становится с каждым разом всё больше и больше.  Приходится заблаговременно запасаться пшеном и подсолнушком. А перед новым годом снова появились парочка зеленушек и какие-то совсем незнакомые птицы. Крупнее снегирей, по окрасу похожие на самочек снегирей, но шапочка на головке намного светлее, на грудке чёрный круглый галстучек, на крылышках пара белых пёрышек и белая полосочка на кончике хвостика. Расцветка пернатых чрезвычайно красивая и разнообразная по своим оттенкам, состоящая из шоколадного, чёрного, розового, каштанового и светло-коричневого цветов.  И они несколько крупнее снегирей.  Долгие поиски по интернету  были успешными. Оказалось, что это – дубоносы. Эти пернатые славятся своим осторожным и боязливым характером. Они настолько редко попадаются человеку на глаза, что их даже прозвали «птичками-невидимками». Дубоносы - перелётные птицы. Почему они оказались зимой в нашем городе,  остаётся загадкой. Видимо, их задержало обилие ягод рябины, которые они с удовольствием расклёвывают.  Изучив любимое «меню» необычных гостей, пришлось нам дополнительно запастись овсом, семенами льна, кедровыми орешками, семенами тыквы, поделиться сушёной калиной, черёмухой.  Хочется помочь пернатым гостям пережить суровое зимнее время.
          А еще новые гости – коноплянки. Их прилетает немного, пять – шесть  особей. Небольшие птички семейства воробьиных. От воробьёв их отличает нарядная оранжево-розоватая грудка у самцов. А самочки по окрасу очень похожи на воробьёв, но намного меньше их. Маленькие подвижные коноплянки стали украшением большой воробьиной стаи.
           Стою у окна и с интересом, обо всём позабыв, наблюдаю за всем происходящим:
                Под окном моим "театр".  Режиссёр - погода.
                Сцена в нём - кормушек ряд. Сценарист - природа.
                От утра и до темна хоровод синичек.
                Словно радости волна - стайка воробьишек.
                Суетятся все, шумят, скачут и взлетают.
                Корм в кормушках на глазах тает, тает, тает…
       Вечереет.  В кормушках кончились семечки, зерно. И, как обычно, выхожу во двор, чтобы добавить корм ещё не улетевшим птицам.
       А вечер такой красивый, ясный, хотя небо затянуто облаками. На западе оно плотно зашторено тёмными тучами. Но  лучи заходящего солнца пробиваются поверх туч, сквозь них и нежно-розовым цветом окрашивают  кучевые облака.  А на востоке уже скопились тёмно-серые,  нежно-серые облака на фоне золотисто-голубого неба. Но краски быстро меняются. И вот уже рассеялась розовая дымка, исчезло голубое небо и, затянувшие его облака, выровняли цвет неба в пастельно серую  гамму  оттенков. 
       Подхожу к кормушкам.  Стайка воробьёв моментально взлетает и садится на ближайший раскидистый куст сирени. В большой висячей кормушке продолжает спокойно сидеть красногрудый красавец снегирь. Не замечает меня,  усердно расклёвывает семечку подсолнуха.  Осторожно подхожу ближе, протягиваю снегирю руку, захватив в ладошку горсть семечек. Снегирь равнодушно посмотрел на меня, на протянутую  руку и продолжал расшелушивать свою семечку в клювике, забавно перебирая язычком. Мне показалось, что снегирь не может с ней справиться. Может, попалось крупное зёрнышко, или семечка застряла в клювике. Я подождала ещё немного, рассматривая так близко красивую спокойную птицу, он тоже поглядывал на меня своим чёрным глазком. Наконец, я решила помочь снегирю, протянула другую руку, чтобы взять его. Но снегирь тут же ловко выплюнул скорлупки и взлетел. А я ещё немного постояла, глядя ему вслед, очарованная такой близостью, таким мимолётным доверием, насыпала в кормушку новую порцию семечек и отошла в сторонку, чтобы не мешать птичьей трапезе.
      Но вот съедено пшено, расклёваны семечки подсолнуха, тыквы, подобраны хлебные крошки. Закончились птичьи посиделки, вернее «прилетелки».  Разлетаются на ночлег мои гости. На месте бойкого шумного пиршества остаётся только одна шелуха от семечек. Лишь припозднившаяся серенькая самочка снегиря выискивает целые зернышки. Да неугомонные синички будут до темноты таскать семечки, оставшиеся в висячей кормушке.
       А минут через пятнадцать – двадцать пошёл густой пушистый снег. И мои гости – воробьи,  синички, коноплянки, дубоносы разлетелись по своим ночным приютам. А вот где они ночуют???
        И всё же, какое удовольствие, удивление получаешь от общения с этой природной красотой. Эта постоянно действующая картинка приносит покой и умиротворение. И, однажды приобщившись к этому таинству природы, хочется ещё и ещё наблюдать и наблюдать за этим непредсказуемым, постоянно меняющимся действом.  Движение, перелёты, прыжки, драчки за место, где больше корма. Смешение красок, расцветок оперенья, шум крылышек. А какой гвалт стоит на раскидистой ели, на старых яблонях, когда заканчивается корм и птицы начинают свой концерт. Кажется, они переговариваются между собой, прогоняя или уступая место. Смотрю, смотрю, смотрю… и не хочется уходить.