Красивая работа

Инна Коротаева
Расскажу о хорошем человеке

     - Тетя Нюра! Здравствуйте!

     Новенький, сверкающий ярко-зеленой краской велосипед остановился возле дворника. Кажется, все весеннее солнышко отразилось в золотых веснушках мальчишки.

     - Подарок получил, - порадовалось Анна Васильевна. – Значит, правда, без троек кончил.

     Павлик скромно потупил глаза.

     - А ты вот теперь на машине будешь проезжать, привези мне от мамы отросточек вот того цветка, - она показала на цветочный  горшок, стоящий за стеклом на окне, - мой что-то не цветет.

     Павлик глубокомысленно осмотрел растение и заметил:

     - Тетя Нюра, он, наверное, постарел…

     Анна Васильевна охнула от смеха, а потом погрустнела.

     - Цветок-то, может, и не постарел, а я-то тут с вами, действительно, постарела…

     Да, вот уже двадцать один год Анна Васильевна Смирнова работает дворником на Комитетской улице. И давно заслужила славу одного из самых трудолюбивых дворников в ЖЭКе № 2, а может, и во всем Ярославле. За трудолюбие, за высокую культуру, с которой выполняет она свое вроде бы немудреное дело, заслужила женщина юбилейную Ленинскую медаль, звание ударницы коммунистического труда, множество почетных грамот и уважение окружающих.

     Только выйдет она на улицу, уже со всех сторон слышится:
     - Здравствуйте,  Анна Васильевна!
     - Как здоровье, Анна Васильевна?

     Уважают ее, как известного человека, ставшего непременным участником всех событий в трех дворах, в трех многоквартирных домах.

     - Я всех, конечно, не знаю, - говорит Анна Васильевна. – А меня от мала до велика все знают.

     Жизнь у Анны Васильевны сложилась нелегко. Отец погиб в гражданскую войну, вскоре умерла мать. Попала девочка в детский дом. Учиться ей много не довелось, а вот к работе привыкала с четырнадцати лет.

     Семейная жизнь тоже сложилась не гладко. По существу и сына, и дочь растила одна. На мужа надеяться не приходилось. Слишком любил он праздную жизнь. Водка, скандалы, подозрительные компании… Но вот что удивительно – не ожесточилась от такой жизни Анна Васильевна, а будто через свои невзгоды и чужие беды стала принимать ближе к сердцу. Когда незадолго до смерти, уже больной и беспомощный, муж в который раз возвратился в Ярославль, она снова приютила его и до последнего часа ухаживала за ним.

     Мало того, узнала, что были у него еще две девочки от другой женщины, которая умерла, а дети – в детдоме. Может, собственное сиротское детство вспомнила, может любовь к детям заставила ее это сделать. Только узнала она адрес детского дома, и завязалась переписка, в которой были и теплые материнские слова, и подарки. А вот сейчас в каждую свободную минуту Анна Васильевна торопится к свекрови. Часто навещает она слепую, тяжело больную девяностолетнюю женщину.

     Анна Васильевна любит чистоту и порядок во всем. Три двора и газоны на Комитетской, где работает Смирнова, сразу среди других отличишь. Последний снег не успел растаять, а уж у нее все закоулки от накопившегося за зиму сора убраны, и травка кажется зеленее, чем на соседних улицах.

     Давно уже пять часов стали для нее началом рабочего дня. Встает в рассветном сумраке, начинает потихоньку, чтобы не шуметь зря, мести панель, чистить газоны. Когда первые рабочие идут на смену, тротуары уже чисты, и воздух свеж.

     Днем, куда бы она ни шла, увидит клочок бумаги - подберет.

     Поздно вечером опять ходит со своей метлой по дворам.

     - Завтра-то что будешь делать? Отдохни, - уговаривают соседи.
     - А я и не работаю, отдыхаю на воздухе, - смеется Анна Васильевна. А сама тщательно, как свою комнату, прибирает участок. Дома у нее не новые, дворы неблагоустроенные. Но порядок в них идеальный.

     - А как же иначе? Мы ведь в самом центре города живем.

     И к участку своему она привязана трогательно и верно. Было время, перевели ее на центральную, Советскую улицу. Работа там полегче, забот поменьше. Так ведь не смогла там работать, ей надо, чтобы работа весь день перед ее глазами была. Так и вернулась обратно на Комитетскую

     Заботы ее не ограничиваются наведением чистоты. Об этом тепло рассказывают все, с кем довелось нам говорить. После тяжелой болезни вернулась домой Зиновья Яковлевна Майорова. Так куда бы ни шла Анна Васильевна, а к больной заглянет: не надо ли чего с рынка или из магазина захватить.

     Особые отношения у Анны Васильевны с детьми, главными виновниками мусора и беспорядка во дворах. Они ее побаиваются. Вот только что отругала двоих мальчишек. А они, с искренним недоумением разглядывая холмик битого кирпича посреди тротуара, уверяют, что он сам откуда-то появился. И ворчат:
     - Она всегда на нас говорит…

     Лукавая девчонка с косичками разрисовала цветными мелками панель перед домом, а вину тоже не признает.

     Но в ребячьем ворчании нет настоящей обиды. Они-то знают, кто подбирает за ними и разносит по домам потерянные ключи и вещи. Знают, что в ее комнате и сейчас полно игрушек, не для внуков – те в Архангельске и Хабаровске, для соседних ребятишек.

     В прошлом году она уже ушла на пенсию. Побывала у дочки – и снова вернулась к работе. Нынче к сыну собирается, а потом опять за дело.

     - Как же без  дела можно жить?

     Есть старая пословица: не место красит человека, а человек – место. В применении к Анне Васильевне и к десяткам ее товарищей по работе она приобретает двойной смысл: сам труд необходим и полезен, и плоды его наглядны и осязаемы: зеленая трава на газонах, уютные дворы, хорошее настроение людей.

     г. Ярославль

     Северный рабочий, 1973 г.