Школа жизни

Кравченко Александр Фёдорович
     - Милости прошу, – радушно объявил  директор Школы Жизни, лысый старик с крючковатым носом и длинной седой бородой. Фраю он сразу не понравился. Было в нём что-то отталкивающее. – Сегодня у нас День Открытых Дверей. Вот они, двери, все семь, – приглашающе махнул он рукой.

     Выпускники лицея робко подошли поближе. Их учителя уже давно объяснили им, что с окончанием официального учебного заведения их учеба не завершается, она будет продолжаться всю жизнь. Для этого и существует Школа Жизни. Она не числится ни в каких справочниках и не выдает дипломов, но обойти её стороной невозможно. Каждый должен выбрать себе дверь и войти в неё. За дверью его ждет Судьба.

     Фрай скептически оглядел двери. Все они были слегка приоткрыты, как бы приглашая войти, и совершенно одинаковы, различаясь лишь номерами и табличками. На первой табличке было написано: «Любовь», на второй – «Богатство», далее шли «Власть», «Слава», «Познание», «Приключения» и «Покой».

     - Помните, – предупредил директор, – обратного хода нет. Вы не можете вернуться, если что-то вам не понравится. Поэтому хорошенько обдумайте свой выбор, а войдя, будьте добры, идите по выбранной дороге до конца. Выход не здесь, а с другой стороны.

    Фрай был не дурак. И у него было достаточно времени, чтобы разобраться, что к чему. Он давно понял, что это ловушка. Все дороги на самом деле вели в одно место, и он твёрдо знал, что ему туда не нужно.

     «Если тебе дадут линованную бумагу, пиши поперёк», – вспомнился ему эпиграф к знаменитому роману Брэдбери «451 по Фаренгейту».

     «А если тебя зазывают в открытые двери? Ответ прост: ищи закрытую. Тебе туда».

     - Я отлучусь ненадолго, – сказал директор. – Даю вам час на размышления.
     Он вышел на улицу и запер за собой дверь. Фрай тут же незаметно нырнул в боковой закуток. Вроде как в поисках туалета. Никто не обратил на это внимания – все были слишком озабочены и напуганы.

     «И что у нас тут? Ага, занавеска. А зачем?»

     Фрай торопливо отдернул штору, за которой, конечно же, оказалась закрытая дверь. На ней не было таблички, только номер 8, но восьмерка почему-то лежала на боку.

     И как же, интересно, её открыть? Без ключа, без отмычки?
 
     «Сезам, откройся!» – воскликнул он.  Дверная ручка тут же превратилась в очень выразительный кукиш, а за дверью кто-то сказал с восточным акцентом: «Скока ны крычы «Сэзам!», «Сэзам!», во рту слашше нэ станэт!»

     Тут Фрая осенило. Он не должен открывать эту дверь! Ведь тогда она станет открытой дверью, такой же, как все остальные! А весь фокус заключается в том, чтобы пройти через закрытую дверь!

     Простая логическая задача, для первоклассника. Ну, не для любого. Скажем, для первоклассника дзэн-буддистской школы. «Какие люди проходят через открытые двери?» – «Закрытые люди». Они же все, как чёрные ящики! Вводишь в них информацию, они её обрабатывают и выдают ответ. А что у них там внутри при этом происходит, почему ответ именно таков – кто знает?

     «Тогда кто может пройти через закрытую дверь?» – «Открытый человек!»

    Фрай собрался с духом и распахнул себя настежь. «Вот он я весь, смотрите, – сказал он мысленно неизвестно кому. – Глупостей много я наделал. Но зла никому не причинял. Не убивал, не крал, не желал жены ближнего своего, ни вола его, ни осла его…»

     - Пажэлал бы ты осла моево, тэбя бы здэсь нэ стояло! – раздался голос за дверью. – Ну, шо, Боз, пустыть ыво?

     - Эвет! – проревел кто-то в ответ. (Для не знающих турецкого языка поясним, что слово это означает «да»).

     И в тот же момент Фрай оказался по ту сторону двери. Перед ним восседал на осле мужик в чалме и широких шароварах, с хитроватым выражением на лице.

     - Ты кто? – спросил его Фрай.
 
     - Не догадался ещё? – ответил мужик уже без акцента. – Я Ходжа Насреддин.

     - Так ты же давно исчез… Говорят, ты поставил дверь в чистом поле, вошёл в неё – и больше тебя никто не видел.

     - Это я Там исчез, а Здесь объявился. Лишних вопросов не задавай. У тебя впереди долгий путь.
 
     - Ты пойдёшь со мной?

     - Нет, у меня тут другие дела.

     Фрай огляделся. Вокруг сиял океан звёзд. Среди них петляла призрачная тропинка, уходящая в бесконечность.

     - Это и есть мой путь?

     - Да, – ответил ему осёл. – Дурак ты, парень, идти-то придется пешком, а дороге нет конца.

     - Нет конца? – восхищённо воскликнул Фрай. – Так это ж здорово! Этого я и хотел. Ненавижу концы.

     И он, попрощавшись с Насреддином, весело зашагал вперёд.