Бюро МСЭ. из серии Медицинские истории

Виктор Тельпов
          Ежегодное общение с медперсоналом Бюро медико - социальной экспертизы в течение пяти лет при оформлении группы инвалидности, у меня выработало стойкое неприятие стиля и методов их работы. Я попытаюсь глазами обывателя – обычного пациента рассказать о двух крайних посещениях: Бюро медико – социальной экспертизы и в порядке обжалования решения выше указанной структуры Главное Бюро МСЭ.
         В данное  медицинское учреждение нас направляют, скажем, так не из лучших побуждений, а когда других вариантов не остаётся. Очередная болячка достала так, что приходится оформлять инвалидность, пройти период реабилитации, предусмотренный Российским законодательством, хотя  мне так и осталось непонятным, в чём суть реабилитации онкологических больных.
 Бюро МСЭ, на мой взгляд, к медицинскому учреждению мало имеет отношения. Это скорее бюрократическая структура, от медицины имеющая практически неограниченные полномочия при вынесении решения о признании инвалидом или отказе о признании инвалидом обследуемого пациента. Мне пришлось лечиться во многих лечебных учреждениях:  и в Главном Военном Госпитале имени Бурденко, и в областных клиниках, в том числе несколько раз в ОКБ. Множество раз посещал и лечился в районных больницах. Но ни в одном из перечисленных медучреждений не были так уютно обустроены кабинеты, оборудованы места ожидания приёма больными пациентами. Я невольно вспомнил своё последнее место работы в Единой Дежурной Диспетчерской службе района «112». Маленькое, затхлое помещение, общей площадью 11метров квадратных на двух диспетчеров, заставленной всевозможной специальной аппаратурой, круглосуточно работающими компъюторами,  ободранный, на полу линолеум и беспрестанно трещащие телефоны.  И наконец, старый обшарпанный диван, с которого отнесли на кладбище уже несколько человек. Я позавидовал работающим в этом учреждении врачам. Условия прекрасные, никого не надо лечить, отвечать за неправильно поставленный диагноз или некачественное лечение. Наверное, есть определённая сложность попасть в уютное кресло врача Бюро МСЭ. Но это уже, как и в любую другую специфическую бюрократическую структуру. Наверняка в данной структуре имеются свои междоусобные течения и подводные камни, присущие небольшим коллективам, это всегда так, чтобы жизнь не казалась медом. Но это нас мало интересует. Нас интересует и волнует в большей степени другая сторона деятельности Бюро медико-социальной экспертизы, а именно рабочая стезя данного учреждения. Когда я говорю нас, это пациентов, которых немало проходит ежедневно через руки медиков Бюро МСЭ.
         Экспертиза проводится очная, и решение принимают после недолгого обсуждения составом Бюро медико-социальной экспертизы. Ссылаясь на нормативно правовые документы,  руководствуясь классификациями и критериями, используемыми при проведении медико-социальной экспертизы, утверждёнными приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 17.12. 2015№1024 выносят вердикт. Инвалидность установлена или неустановленна.  Есть несколько вопросов к деятельности вышеуказанного Бюро. В первых мне непонятно, в чём причина необходимость присутствия пациента лично? Вся необходимая документация представлена в Бюро МСЭ, медицинскую карту, которую обязывают представить лично, медики изучают поверхностно, часто затрудняясь расшифровать подчерка лечащих коллег. Основной упор делают на основное заболевание, практически не учитывая сопутствующие заболевания, хотя в своей работе ссылаются на Приказ Минтруда № 1024, в котором порядок проведения экспертизы расписан досконально. Если вы уважаемые медики со мной не согласны, будьте столь любезны, представить, допустим, мотивируемый отказ о признании инвалидом согласно выше указанного нормативно правового акта, который я мог бы обжаловать, к примеру, в суде. Но вы же выдаёте на руки пациенту справку в полстранички печатного текста  со ссылкой на всем известные документы, с которой  в суде делать то, в общем, нечего. Чтобы получить доказательную базу в судебном производстве против вас извините медики Бюро МСЭ, пациенту необходимо обратиться к адвокату, и уже под его руководством пройти обследование у независимых экспертов (медиков). После чего необходимо оплатить услуги адвоката и судебные издержки и ещё не факт что суд примет вашу сторону. А сама сумма пособия по инвалидности настолько мизерная, что редко кто из несогласных пациентов обращается в суд. Отсюда и соответствующее отношение к пациентам врачей Бюро МСЭ и несомненная вера в свою непогрешимость  при вынесении решения отказать.
         В народе по этому поводу шутят так «хочу дам, хочу не дам»
        Принцип работы  Главного Бюро МСЭ, на мой взгляд, мало чем отличается от работы Бюро МСЭ. В первых невозможно скрыть, что медики Бюро МСЭ страхуясь, в некоторых случаях, советуются с медиками Главного Бюро МСЭ, наведываясь на третий этаж с документами обследуемого пациента. Видно поэтому они в полной уверенности в правильности  принятого решения, с удовольствием помогают оформить жалобу на себя  пациенту, несогласного с ними.
        Моё знакомство с медиками Главного Бюро МСЭ началось с приглашения на медико-социальную экспертизу и о необходимости представить дополнительно: дословно «Повторить биохимический анализ мочи (креатинин, мочевина). Районные медики с недоумением выслушали меня и попросили показать документ, присланный мне из Главного Бюро медико-социальной экспертизы. Вообще - то подобного анализа у нас в районе не делается, скорее всего, медики столь высокой инстанции ошиблись, наличие креатинина и мочевины определяет биохимический анализ крови. Но на всякий случай  попросили уточнить у адресата по телефону, всё же чего  они хотят?
            Районные медики оказались правы, Главное бюро МСЭ ошиблись, мне  необходимо было повторить биохимический анализ крови. Интересно, как я буду воспринимать решение данной структуры, если они ошибаются в элементарных вещах?  Им же доверено решать судьбы, иногда очень больных людей. В Интернете на медицинских сайтах по поводу работы данных  структур очень много негативных высказываний, с низкой оценкой деятельности МСЭ всех уровней. По их мнению, есть только одна инстанция, которая, иногда отменяет решение, в том числе и Главного Бюро МСЭ, это Федеральное Бюро, что в Москве. Но это не правило, а скорее исключение из правил.
           Опираясь на опыт, полученный в интернете, я хотел отказаться от приглашения на проведение экспертизы в Главном Бюро МСЭ, считая, что это пустая трата  времени. Но всё - таки рискнул, поехал.
          Заранее предвидя решение, которое примут врачи ГБ МСЭ, я не заискивал перед ними, не унижался, вёл себя вполне естественно, пресекая  иронические высказывания хирурга в свой адрес.
           Свою работу медики построили с опроса пациента о жалобах на своё  здоровье и фиксировали данные опроса в письменной форме. Проштудировать представленную мной довольно объёмную медицинскую карту они не решились, слишком много потребовалось бы времени для её изучения. Попытались разобраться в представленных рентгеновских снимках и снимках МРТ. Затем приступили к непосредственному осмотру пациента. В начале, хирург, невропатолог, терапевт, психиатр. Мне показалось, больше всех усердствовал терапевт, уже далеко не молодая женщина, обследовав низ живота, она плавно прощупывала все внутренние органы, и вот добравшись до солнечного сплетения, она слегка отступила ниже и резко нажала ладонями по центру живота. От острой боли я взревел и едва не свалился с кушетки. Что же вы делайте, мне очень больно? Возмутился я. Терапевт, без озвучивания выявленного диагноза, молча, удалилась от меня. Хирург же, держа в руках мою медицинскую карту, спрашивает у меня. А сахарным диабетом вы не болеете?  Сахар у меня на пределе, вы посмотрите анализы, они у вас в руках.
          Вот примерно всё  в ощущениях и мыслях, что осталось от экспертного обследования врачей Главного Бюро МСЭ. На прощанье мне было объявлено, что о принятом решении я буду извещён в письменной форме.
        Через трое суток я получил уведомление, ознакомившись с которым, очень сожалел о потерянном дне, и что сомневался в людях, которые со 100% вероятностью предупреждали о бесперспективности обжалования решений в выше указанной структуре.
         Но справедливости ради хочу повториться, что это не лечащие врачи, что это бюрократическая структура,  выполняющая указания сверху по сокращению расходов государства на медицинские нужды, это чётко просматривается во всёй деятельности министра здравоохранения. Разумеется, проще экономить на больных и самых обездоленных людях, хотя себя я не могу в полной мере причислить к данной категории, тем не менее, остался крайне неприятный осадок от общения с медиками ГБ МСЭ.
          Но есть и лечащие врачи, которым мы многие обязаны здоровьем, возможно и жизнью, но это будет уже другая история.
          Виктор Тельпов                10.05.2017г.