День Победы 1945

Виктор Шель
Мне сегодня показалось важным вспомнить 9 мая 1945 года таким каким я его помню. Я один из немногих стариков, доживших до сегодняшнего дня и не забывших свои переживания в этот день. Начну с того, что ни о какой победе мы тогда не думали по той причине, что уже в середины 1944 года, когда Советская Армия перенесла боевые действия за рубежи своей страны, ни у кого не было сомнения, что войну с Германией выиграл Советский Союз. Но тогда в 1944 году война продолжалась и ежедневно гибли люди. Мы ждали не победы, а окончания войны. Мы ждали того, чтобы наши отцы, братья и мужья вернулись домой. Мы мечтали увидеть их, обнять и убедиться в том, что пули их обошли. Народ смертельно устал от потерь и мечтал о том, чтобы прекратились залпы орудий, скрежет танков и обстрел окопов, чтобы настал мир.
7 мая 1945 мне исполнилось двенадцать лет. Вслушиваясь в сообщения Совинформбюро и радуясь падению Берлина, мы как-то забыли отметить мой день рождения. Конец войны был очень близок и это создавало праздничное настроение тех дней. Моя мама воспринимала сообщения по радио с радостью, но её радость была смешана с волнением по той причине, что от отца не было вот уже три месяца писем. Это было тревожным, ведь папа обычно посылал письма с фронта каждую неделю. Уже значительно позже мы узнали, что в дни окончания войны мой папа был госпитале, сражаясь не с немцами, а за свою жизнь.
Восьмого мая возвращаясь из школы с гурьбой одноклассников, мы обсуждали взятие Берлина. Понимали, что война кончается, но не имели представления, когда это произойдёт.
Девятого мая нас разбудила стрельба за окнами нашего дома. Было около четырёх утра и ещё совершенно темно. Мама испуганная стрельбой подошла к окну и посмотрела, что твориться на улице. В этот момент совсем рядом хлопнуло и небо осветилось ракетой. Я помню, что ракета была ярко-красного цвета. Мама догадалась, что это празднуют окончание войны. Она велела нам с братом быстро одеться и выйти на улицу. Уже через минуту на улице какая-то чужая женщина обняла меня и как маленького подняла высоко с радостным криком:
- Война окончилась! Ура!
Соседи из первого этажа выносили из своих комнат столы, устанавливая их прямо на проезжей части улицы. Все тащили из дому съестное, напитки и устанавливали на столы. Подошли солдаты из охраны военного завода. Они радостно крича, стреляли вверх из своих автоматов. Женщины бросились обнимать солдат. Соседский мальчик Вася, который был на два года старше меня, всунул мне в руку стакан самогона. Я попробовал самогон и отдал какой-то женщине. Мне не понравилась обжигающая рот жидкость. Расплакался грудной младенец нашей соседки Надежды. Ребёнка напугали крики. Меня обнял какой-то незнакомый офицер и сказал:
- Ну братец, ты родился в рубашке! Тебе уже не придётся давить вши в окопах! Кричи ура!
Я с радостью закричал во всё горло. Мне было двенадцать лет, но я хорошо понимал какое это счастье не воевать на этой проклятой войне.  Мой крик потонул в радостных возгласах людей.
Кто-то вынес патефон и пластинки. Заиграла музыка, утопавшая в криках толпы. Нашлись люди желавшие танцевать. Они танцевали, а я не мог понять, как они слышат музыку в этом шуме.
Праздник был всенародный. Праздновали не Победу, а окончание войны. Надеялись, что неимоверные жертвы войны никогда не повторятся, что больше ни в какую семью почтальон не принесет уведомление о гибели близкого человека, что больше никто не потеряет конечность, не станет навсегда инвалидом.