Искушение

Павел Троицкий
Во второй день впервые за всю историю посещения Афона мне пришлось сделать продолжительный вояж по Афону. Пришлось для этого взять два джипа. Маршрут был выбран самый невероятный, приведший в ужас водителя нашего автомобильного поезда. Отец Прокопий, грек, как мог, протестовал с самого начала поездки, но мы вначале честно пытались выполнить свои планы. Сначала мы отправились в Старый Руссик, знаменитый памятник единству сербского и русского народа - в древней русской обители принял постриг будущий святитель Савва, царевич Растко. Савва стал символом сербской государственности, поэтому-то турки  и  сожги его мощи в 1594 году в отместку за народное восстание. Теперь на этом месте красуется гигантский Собор Святителя Саввы.
Все кругом отреставрировано, в полном порядке, но наводит грусть. Для нас открыли Собор, великолепный большой собор, с тяжелой судьбой. Возводить его начали во время греко-русского конфликта в Пантелеймоновом монастыре, затем он долго строился, когда необходимости в нем уж не было, освящен только в 1922 году митрополитом Антонием Храповицким и с тех пор так и стоит  пустой, поражая всех, кому удастся в него попасть,  своим великолепием. Все так же тихо и спокойно, зеленеют и шелестят листьями три платана, как и двадцать лет назад, только уже нет ни о. Ионы, ни о. Пахомия, закончившего свой жизненный путь неподалеку в келлии Почаевской иконы Божией Матери. Но мои спутникам не грустно - они не знали ни о. Иону, ни о. Пахомия, ни грустной истории Старого Руссика - и вообще чувствуется, что они не осознали, значения этого места..
Потом мы несемся в монастырь Ватопед, и опять это посещение довольно суетливо. Мы как раз застаем греческих, священников выносящих Пантанассу и пояс Богородицы и спешащих куда-то с этими святынями. Зачем еще какое-то время бродим по монастырю, кто-то отправляется в лавку, кто- то оседает в своеобразном кафе.  Во многих греческих монастырях стоят кофейные автоматы. Кто-то опять ищет, куда отдать записки, кто-то что-то хочет приобрести в лавке, но  это слишком мелкие задачи  для обители в которой и пояс Богородицы и известная чудотворная икона Отрада и Утешение, мощи святителя Иоанна Златоуста и многое другое. Я всегда был против таких поездок и мнение мое укрепляется.
Затем летим в скит Ксилургу - единственное интересное из всего нашего маршрута место. Оно довольно труднодоступно, часто сюда не попадешь.  Едва пресекает порог скита, как слышим бодрый знакомый голос. Да, это о. Исидор, которого с начала года прописали в древнем русском скиту. С радостью видим, что древнейший русский храм Успения отреставрировал, как, впрочем, и вся обитель. О.Исидор увлекает нас в свой новый Библиополи, и я слышу: "А как ваше святое имя?" - вопрос, с  которым о. Исидор обращается всегда и ко всем и подбирает соответственную книжечку или иконку. На прощание мы пьем прекрасную воду из русского колодца, узнаем о непоколебимой уверенности о. Исидора, что именно в Ксилургу подвизался преподобный Антоний, а не в Есфигмене. Версия, возникшая в прошлом веке и затем подхваченная современными историками и политиками. Данных об этом нет, но логика проста - это русский скит, где еще мог подвизаться преподобный Антоний. И никого не смущает тот факт, что сегодня русский человек может жить, где угодно и в том же Есфигмене.
Затем выясняется, что у нас уже нет времени заехать ни в Пантократор, ни в Ильинский скит. Мы едем в Андреевский скит, где все отдыхают перед вечерней службой, и мы можем только созерцать могучие стены, затем едим в знаменитом кафе в Карее, где уже двадцать лет все безуспешно спрашивают рыбу, фигурирующую только в меню, но не на столах, и спешим в Иверон. Здесь все удачно: прикладываемся к   чудотворной иконе, спутники осаждают лавку и находят, куда отдать записки. Но искушение нас поджидает у мощей. В отличие от других греческих обителей. Мощи в огромном количестве выставлены здесь в свободно доступе. Но вот я читаю: святитель Григорий Нисский и вдруг слышу точно такие слова с другой стороны, подхожу к другому столу и там вижу главу этого святителя. Объясняюсь с греческим иеромонахом, человеком, видимо образованным, что называется искушенным и на его лице получается ухмылка, он пожимает плечами. И показывает мне, что точно такая же ситуация с двумя главами святителя Григория Неокесарийского. Ох, как мне знакома эта ситуация. Не с дубликатом мощей, а с  нашим скептическим отношением. Стоит только в Церкви начать все взвешивать и обмеривать, как появляются подобные искушение. И хотя наличие или отсутствие моще не может поколебать твою веру в то, что две тысячи лет назад  Бог ходил среди нас в виде простого человека, затем  ради наших грехов, принял смерть и воскрес, и теперь все ищущие жизни с Богом и спасения, могут быть с Богом и спастись. Но подобные истории приносят мало пользы.  Мало помогают и они скептически настроенному греческому иеромонаху.  Затем мы спускаемся к источнику на месте обретения Иверской иконы Божией Матери и вода из этого удивительного источника пресной воды, расположенного в двух метрах от моря, отгоняет худые помыслы.
Но время наше практически вышло: нам надо спешить в скит Продром, чтобы взять антиминс для служения на горе, а затем сделать гигантский крюк в агиа Павла и успеть до того момента, как там закроют врата. Поэтому  мы едем  мимо и Каракала, и агиасмы, знаменитого источника, где Божия Матерь явилась преподобному Афанасию и мимо самой лавры. Гостеприимные румыны увлекают нас на трапезу. Затем мы проносимся мимо монастыря Филофей, на другую сторону Святой Горы и успеваем в монастырь святого Павла.