Растеряха и плов

Григорий Сухман
   Эту вкусную вещь Евгений Семенович научился готовить в Самарканде. Называть его узбекским или таджикским - дело вкуса, ибо, хотя город находился на территории Узбекистана, большинство его жителей слыли (даже вопреки переписи) таджиками, ибо говорили на таджикском. Отчего так вышло - это отдельная басня. Сейчас моя задача рассказать о некоем приключении из-за этого блюда, и начать придётся издалека. Занесло нашего героя в самый красивый город Средней Азии, украшенный ещё во времена Тамерлана, вовсе не случайно, а на пути в горы,"на которых ещё не бывал", как певал Владимир Высоцкий. Жена освободила его от семейных пут разводом, путём вовсе не оригинальным, но зато эффективным в смысле свалившейся свободы тратить своё время на путешествия, любимое хобби, которое раньше посвящалось семье. Итак, прибыв поездом из Ташкента в Самарканд, первым делом наш герой  отправился на рынок, ещё смутно представляя, куда же он попал. Одолевали жара и сон - сказывался ночной перелёт из Европы в Азию. Он сидел в центре города, на лавке, прямо под черешней, которую почему-то никто не рвал, и смотрел на восток, где в дымке виднелись горы,"на которых ещё не бывал". Он было собирался рвануть в их сторону, но...заснул. А проснувшись, Евгений Семенович, которого тогда по простому и без обид звали Женя, понял, что пришло время подкрепиться. Сев на указанный прохожим троллейбус, через три остановки вышел на знаменитой достопримечательностями площади Регистан, обошёл оные, повосхищавшись про себя красотой и отправился на базар, расположенный возле полуразрушенной мечети Биби-ханум. Сейчас она восстановлена, а вот троллейбус таки нет - перестройка отдала весь общественный транспорт частникам. Впрочем, это пустяки. По дороге завернул в чайхану, где за 10 копеек получил целый чайник свежайшего зелёного чая - лучше него жажду ничто не утоляет. Теперь- обедать.

   Никакой очереди не было, плов, стоивший тогда 22 копейки, состоял из блюда варёного риса с тремя кусочками мяса, этого хватило заморить червячка голода, но если и впечатлило, то скорее в отрицательном смысле, ровно ничего особенного. Далее всё шло по плану: ночной поезд до Бухары( смотреть так смотреть всё - когда ещё сподобишься в такую даль переться?), далее Душанбе и поход в Фанские горы, где местный пастух присоветовал собрать семена некоего зонтичного растения для плова. А ты уверен, что это кладут в плов, спросил его Женя, растерев меж пальцев пахучие зерна. Без зиры у нас плов не варят - ответил полуобиженный пастух и последовал за своими козлами. Насобирав приличный кулёк этих зёрен, наш герой успокоился осознанием факта, что выучил новое слово и может показать зиру в качестве вещественного доказательства по возвращению из отпуска. Спустившись с гор через Пенджикент (тогда это был СССР, граница между Таджикистаном и узбекистаном была формальностью!), он снова попал на рынок Самарканда, но уже с целью попробовать "нормальный плов", как выразился встретившийся ему в горах Володя Чабаненко - знаток традиционной кухни и крупнейший в СССР обладатель коллекции серебряных монет, промышлявший тогда сбором эфедры и чуток туристами. Он тогда поразил Женю не этим сокровищем, а желанием выпить бутылку шампанского на пике Коммунизма в день своего пятидесятилетия. Наш герой был на 15 лет моложе.

   Сразу бросилась в глаза то ли толпа, то ли очередь, расположившаяся вокруг большого котла, где закипело хлопковое масло. Это что будет, плов?- спросил наш турист у крайнего к нему мужика в чалме(в очереди женщин не было, они сытые и ждут мужей дома - так ему и объяснили). Да, через пару часов будет готов  - равнодушно ответил тот и сел на корточки. И эти 2 часа стали школой приготовления плова! Сначала масло кипело под крышкой, потом в котёл полетел мелко нарубленный лук, затем - морковь, каждая размером со спичку, её тут же продавали свеженарезанной, но сама резка морковки произвела на него неизгладимое впечатление: два пацана ловко нарезали овощ соломинкой, на прилавке громоздилась баррикада  в два метра длиной и полметра высотой - и её, рубленую, брали нарасхват - все варили плов! В котёл полетело две горсти каких-то семян (зира!- прошелестело слово из окружавшей толпы, и Женя понял, какой драгоценностью владел   его рюкзак), вслед за ней "кашевар" стряхнул с подноса в котёл мелко нарубленную баранину, и ещё через полчаса засыпал рис, залив его подой и накрыв крышкой. Женя понял, что дело движется к концу, но достанется ли ему порция он засомневался, ибо народ прибывал - все оказались занимавшими очередь раньше. Ещё он понял, что это действо не может быть в руках одного чародея базара - и не ошибся. Буквально в тридцати метрах от котла стояли столики, и когда он спросил, подают ли тут "нормальный плов", ещё один факир кивнул ему на столик, бросив слово -"Рубль!"

   Что это было за чудо, какой праздник живота, описать невозможно. "Случилось что-то незабываемое, непередаваемое словами русского языка"- так потом Женя описывал вкус блюда и его аромат - там был добавлен и райхон, ещё один компонент знаменитого плова. А мясо! А рис! Морковка делала пейзаж на тарелке аутентичным, а лук если и чувствовался, то как компонент запаха. С удовольствием расставшись с рублём после трапезы, он вернулся к тому котлу, где учился готовить плов, и долго наблюдал, как повар ловко насыпал большой, плоской поварёшкой с дырками сначала рис, затем морковь, а из-под этих слоёв уже мясо, при этом он так ловко трусил его над тарелкой, что создавалось впечатление, будто плов состоит из одного мяса - это было и красиво, и естественно, и, наверняка, вкусно. И что же вы тратите два часа на ожидание готовности блюда, когда можно в столовой, без очереди?- пошутил наш турист над уплетавшим плов во все лопатки едоком. Не поднимая глаз, между глотками, тот презрительно-монотонно бросил туристу: вот иди туда и ешь... Ну конечно,бегом! Уже снял пробу разок - достаточно, понятная разница: совсем не вкусно.

   С тех пор это блюдо, десятки раз за многие годы выверенное на кухне, стало фирменным блюдом Евгения Семеновича. И когда он приглашал знакомых, те непременно спрашивали, будет ли плов. Разумеется!- отвечал хозяин с гарантией. Вот и в этот раз его любимая женщина, Лилечка, попросила приготовить фирменное блюдо, дабы встретить гостей, прибывших издалека, аж из Забайкалья, достойно. Для этой цели она пригласила своего хорошего знакомого прямо в свой частный детсад с его специями и морковкой с луком, выдав мясо, рис, масло и казанок. Рассчитав точно время, когда нужно начинать, наш герой принялся за дело, зная, что до самого-самого конца ему не уложиться - он рисковал опоздать на заранее назначенную встречу у адвоката, касавшуюся его финансов - и, доведя дело практически до конца, то есть плову оставалось потомиться на малом огне ещё с четверть часа, дал команду Лилечке, возившейся с малышами, выключить ровно в полдень. Взял от хозяйки садика конверт с чеками, которые надо было срочно вложить в банк, расположенный недалеко от адвокатской конторы, по просьбе любимой женщины, засунул его в болтавшийся на руле велосипеда пустой кулёк и тронулся в восьмикилометровый путь. Довольно сильный ветер дул в спину велосипедиста, облегчая усилия - бОльшая половина пути дорога шла в гору. Ровно в двенадцать Евгений Семенович остановился, чтобы набрать на сотовом сообщение, выключила ли хозяйка плиту. Да!- тут же получил он ответ, - оч-ч-чень вкусно! Удовлетворённый,  продвинутый во всех отношениях и довольный всем повар, продолжил путь и ровно в назначенное время прибыл к оффису адвоката. Привязав велик у штакетника, наш герой снял с руля кулёк и...обмер: конверта с чеками там не было.

   Первое ощущение - вселенский ужас. Даже когда два года назад у него пропала сумма в два раза больщая, чем сейчас - более двух тысяч евро, свежеполученных в банке и испарившаяся вместе с кульком с ручки велосипеда - он себя так не чувствовал. Тогда потерялись Свои, а теперь - Чужие! Ясно, что он их сегодня же вернёт. Допустим, обменяет валюту, но - вернёт. Также ясно, что если их кто-то и подобрал на дороге(а где им ещё вылететь!), использовать их вряд ли удастся, они были с кроссом, не позволявшим использовать их ни на каком счету, кроме обозначенного клиента. Но - ДОВЕРИЕ! Ему дали как человеку, а он просрал неизвестно почему и как. Мысль бешено крутилась - что предпринять?.. Ага, сначала сообщить Лиле, что чеки потеряны и надо их отменить, затем встретиться с адвокатом - иначе прослывешь необязательным человеком ещё и на этом фронте, а уж затем... Но когда они вылетели? Единственное место, где он остановился, это во время сообщения насчёт плова - это требовало обеих рук, кулёк болтался на руле по воле  ветра и запросто мог крутануть "солнышко", как гимнаст на турнике, выбросив на ветер заветный конверт, а он и не заметил, занятый экраном телефона. Проведя у адвоката с полчаса и получив необходимую консультацию, растяпа твёрдо решил выйти на поиски исчезнувшего конверта. "Паника во время бури - плохой советчик!"- этому принципу жизни он следовал всегда, зная что после кораблекрушений выживают чаще как раз пожилые моряки, не такие сильные, но более молодых верящие в надежду. Кроме того, несмотря на идиотскую потерю кулька, деньги потом нашлись-таки, без
потерь!

И он решил обследовать весь участок шоссе по ходу движения от точки, где спросил о готовности плова. Всякий белый клочок, увиденный им по обеим сторонам шоссе, был им удостоверен -"не то", каждая коробка из под сигарет проверялась на тот же предмет. "Пока не дойду до места телефонного сообщения - не дам надежде умереть". И он перебегал шоссе, пропуская терпеливо машины - а как иначе?- шансы таяли с каждым метром по мере приближения к засечённоё точке отсчёта. Почему-то ему казалось, что ему повезёт - не могло оно испариться бесследно! Впрочем, в его жизни был такой опыт -"без следов". Года четыре тому назад он вёз бумаги в суд по тому же шоссе, чтобы подтвердить его невиновность, будучи оштрафован за незаконную стоянку машины. Обнаружив, что пакет не доехал на велосипеде(тот же стереотип!)до суда, Евгений Семенович тут же вернулся и обследовал весь путь - а пакет штука не лёгонькая, как бумажка, далеко не улетит!- безрезультатно... Суд он проиграл, но через пару недель по заказной почте получил свой уже ненужный пакет - в прилагавшемся письме написали, что, мол, найден на дороге и стоило трудов выяснить адрес потерявшего.
Идя с надеждой под ручку, с левой стороны от себя(с правой по ходу движения) между веток розмарина он увидел белый квадрат, со следом протектора машины. С трепетом он поднял бумажку...Конверт...ОНО!!! Значит, так - Бывает! Тут же сообщил о дорогой находке Лилечке, отвез чеки в банк и опустил в заветное отверстие для таких конвертов. Сообщил о выполнении задания в детсад ещё раз - и зарёкся: хватит экспериментировать с удачей, буду носить важные документы только в закрытой сумке. Хватит выглядеть балбесом в собственных глазах! ХВАТИТ!

   Вечером он должен был пойти на хороший симфонический концерт с героической симфонией Бетховена, Сибелиусом и Чайковским. Но почему-то не пошел. На следующий день знакомый из оркестра осведомился: правда ли, что я тебя среди публики не увидел? Ответил: так уж получилось, устал. Тяжёлый день вышел. Очень тяжёлый.
12.5.2017