Роза и Англетерр

Владислав Мирзоян
из сборника «ЕСЕНИН. ГИБЕЛЬ» -
http://www.proza.ru/avtor/mirzoyan&book=9#9
*
          
                история одной строки

*
Прямо напротив «Англетерра», окна в окна, через площадь, стоит дом Мятлевых.
В этом доме жил и философ-просветитель Дени Дидро, приглашённый в Россию Екатериной Второй, и Пушкин бывал, и Лермонтов:

     Люблю я парадоксы ваши
     И ха–ха–ха и хи–хи–хи
     Смирновой шутки, фарсы Саши
     И Ишки Мятлева стихи.
*
Ишка - это поэт и писатель Иван Мятлев.
в те времена очень известный.
Пожалуй, поизвестнее и Пушкина, и Лермонтова.
К концу XIX века он был уже основательно забыт,
а сейчас и вовсе его никто не вспомнит.
Но одну его строку знают, несомненно, все -

     Как хороши, как свежи были розы
     В моём саду! Как взор прельщали мой!
     Как я молил весенние морозы
     Не трогать их холодною рукой!

     Как я берёг, как я лелеял младость
     Моих цветов заветных, дорогих;
     Казалось мне, в них расцветала радость,
     Казалось мне, любовь дышала в них.

     Но в мире мне явилась дева рая,
     Прелестная, как ангел красоты,
     Венка из роз искала молодая,
     И я сорвал заветные цветы.

     И мне в венке цветы ещё казались
     На радостном челе красивее, свежей,
     Как хорошо, как мило соплетались
     С душистою волной каштановых кудрей!

     И заодно они цвели с девицей!
     Среди подруг, средь плясок и пиров,
     В венке из роз она была царицей,
     Вокруг её вились и радость и любовь.

     В её очах – веселье, жизни пламень;
     Ей счастье долгое сулил, казалось, рок.
     И где ж она?.. В погосте белый камень,
     На камне – роз моих завянувший венок.

*
Написано это было в 1834 году.
И Мятлева  забыли…
*
Почти  пятьдесят лет прошло,
прежде чем о нём вспомнил
Иван Тургенев:

- «Где–то, когда-то,
давным–давно тому назад,
я прочёл стихотворение.
Оно скоро позабылось мной…
Но первый стих
остался у меня в памяти?

Как хороши, как свежи были розы…

Теперь зима,
мороз запушил стёкла окон,
в тёмной комнате горит одна свеча.
Я сижу, забившись в угол,
А в голове всё звенит и звенит:

Как хороши, как свежи были розы…
Сентябрь. 1879  г.»
*
В сентябре, правда,
морозов,
чтоб «стёкла пушил»,
бывает только разве на Колыме,
но видимо, у Ивана Сергеевича
так «звенело»,
что аж через пятьдесят лет
это услышал Игорь Лотарёв
более известный как
Игорь Северянин.
Который,
хоть и не известно ни одного его кадра кинохроники,
«повсеместно обэкранен»
и закусывал
исключительно ананасами в шампанском:

     В те времена, когда роились грёзы
     В сердцах людей, прозрачны и ясны,
     Как хороши, как свежи были розы
     Моей любви, и славы, и весны!

     Прошли лета, и всюду льются слёзы...
     Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране.
     Как хороши, как свежи ныне розы
     Воспоминаний о минувшем дне!

     Но дни идут – уже стихают грозы.
     Вернуться в дом Россия ищет троп...
     Как хороши, как свежи будут розы,
     Моей страной мне брошенные в гроб!
*
Написано это было в 1925 -от году.
*
24 декабря того же года Есенин заселился в «Англетерре»,
напротив дома Мятлевых, где эта строка и родилась.
*
В последний раз Есенин выйдет из гостиницы 26 декабря.
В этот день в городе пышно отмечали столетие восстания декабристов, которое случилось почти под окнами  «Англетерра».
Он нанесёт несколько визитов, вернётся
и будет сидеть там безвылазно вечер и весь следующий день -
прятаться -
когда узнает, что по Ленинграду рыщет одна дама из Москвы
с писателем Николаем Никитиным
и  «товарищем из ленинградского ОГПУ»,
которого дал ей секретарь Дзержинского Вениамин Герсон 
с целью -
изловить Есенина…
*
От них-то Есенин спрячется, а вот…
*
Когда смотришь на окна номера Есенина,
эта романтическая строка
невольно приобретает смысл зловещего предчувствия:
- Как хороши, как свежи будут розы…
*


фото с сайта oldsp.ru