Нюрнберг. Фрауэнкирхе

Ирина Воропаева
Сборник «Достопримечательности. Городские часы».
***

НЮРНБЕРГ, Германия. ЧАСЫ ФРАУЭНКИРХЕ, 1506-1509 гг.

    На фронтоне католической церкви Девы Марии (Фрауэнкирхе - Frauenkirche) под часами расположено несколько фигур - император, музыканты (трубачи, флейтист и барабанщик) и скрытая в обычное время процессия курфюрстов (Mannleinlaufen - Мэннляйнлауфен).

    Полное название церкви: Stadtpfarrkirche Unserer Lieben Frau, в переводе это означает «Городская приходская (католическая) Церковь Святой Девы Марии» или «Церковь Богородицы».

    Ц-вь и часы на ее фронтоне связаны с именем и деяниями Карла IV, короля Богемии и императора Священной Римской империи Германской нации. В 1349 году король санкционировал в Нюрнберге массовый еврейский погром, в результате которого в огне погибли 562 еврея, а на месте снесенной синагоги на восточной стороне главной торговой площади Нюрнберга - Хауптмаркт (Haupmarkt) благочестивые горожане в 1352-58 гг. построили эту самую ц-вь. При строительстве были использованы уцелевшие части фундамента синагоги.
«Даже теперь спустя почти семь столетий можно разглядеть изображение звезды Давида на полу церкви».

    В 1356 году Карл IV издал свод законов -  «Золотую буллу» (римское право), в соответствии с которым  императора Священной Римской империи можно было отныне выбирать, а в качестве выборщиков выступали семь курфюрстов (архиепископы Майнца, Кельна и Трира, король Богемский, герцог Саксонский, маркграф Бранденбургский и пфальцграф Рейнский). Свой первый сейм каждый вновь избранный император должен был проводить в Нюрнберге.
    В 1506-1509 годах мастер Йорг Хойсс (Jоrg Heuss) в память о принятии «Золотой Буллы» 1356 года сконструировал часы с движущимися фигурками, установленные на западном фронтоне церкви Девы Марии над порталом. Золотая булла была в свое время очень важным законом, она соблюдалась на протяжении 450 лет, но давно уже Римская Империя Германской нации канула в прошлое, а памятные часы с процессией курфюрстов все еще целы и действуют. Огонь Второй мировой войны пощадил их, бомбардировки не уничтожили именно фасад, вместе с частью стен. В связи с этим восстановление здания, продолжавшееся почти 10 лет, прошло успешно (1955 г). За послевоенные годы большая реставрация проводилась три раза, последний раз в 2003 году. 
 
    У часов яркий голубой циферблат со сверкающими золотыми стрелками, выделяющийся на коричневом фоне стен, над циферблатом укреплен большой шар,  показывающий, в какой фазе находится Луна в реальном времени. Шар наполовину золотой, наполовину голубой и поворачивается.
    Под циферблатом в нишах находятся фигурки. Самая большая ниша в центре, в ней находится самая большая фигура - ИМПЕРАТОР. Он бородатый и осанистый, сидит на троне в мантии, в золотом платье до пят и в короне, а в руках держит скипетр и державу. Справа и слева от императора ФИГУРЫ ТРУБАЧЕЙ - в рост, в серо-синих плащах, красных штанах и шапочках, с длинными золотыми трубами. Выше трубачей маленькие фигурки еще двух музыкантов, тоже в рост, – слева флейтист, справа барабанщик. Между этими двумя фигурками  два окошка, в них до пояса видны два человечка в синем, у левого рука поднята, у правого в опущенной руке колокольчик. Еще выше – башенка, в ней маленькие колокола, по бокам башенки еще две фигуры, это звонари.

    Фигурки неспешно, по очереди начинают оживать ровно В ПОЛДЕНЬ.
    Сначала часы звонят – дробный высокий перезвон. Затем наступает тишина, трубачи приподнимают свои трубы. Далее бьет в свой красный барабан барабанщик, а флейтист как бы играет на флейте, после него оживают фигурки в окнах – левый человек двигает рукой, правый отчетливо звонит в колокольчик. После сигнала колокольчика начинают громко бить часы и из боковой стенки центральной императорской ниши появляется процессия из семи одинаковых фигурок в одинаковых красных плащах с горностаевыми воротниками, все они меньше императора в два раза и движутся по часовой стрелке, делая на ходу повороты, так что фигурки можно рассмотреть. Император, приветствуя их, слегка приподнимает свой скипетр. Это повторяется три раза и составляет суть представления. При этом фигурки на башне тоже совершают движения, колотя моточками, и как бы благодаря их усилиям часы громко и непрерывно бьют. Исполнение мелодии не предусматривается. Затем дверцы за курфюрстами закрываются, наступает небольшая пауза, часы показывают уже пять минут первого, – и тут наконец доходит до объявления времени, колокол громко бьет двенадцать раз. Фигурки остаются застывшими до следующего полудня. Представление окончено, и насладившиеся зрелищем люди начинают расходиться.      
    Говорят, в старину представление было еще более насыщенным, – курфюрсты даже снимали перед императором свои сделанные из меха горностая шапочки, но старые фигуры давно обветшали и заменены на новые, а некоторые их прежние функции утрачены.
(Февраль 2015г.)
***

Интернет-ресурсы:

Видеоролик: Нюрнберг. Фрауэнкирхе.
http://www.youtube.com/watch?v=ZBXO_Fee4Zg

Описание. Нюрнберг. Достопримечательности.
http://igoing.ru/country/Germany/N

Немного о главном герое часов: Император Карл IV.
http://kraeved1147.ru/chehiya-zhenyi-karla-iv/

Церковь Фрауэнкирхе (Frauenkirche)
http://novoe.de/index.php/bayern/nuernberg/frauenkirche