Сокрытый светильник

Виктория Белькова
(Рассказ прихожанки)



                ПОПУТЧИК



               Ненастным осенним днем я опоздала на последний автобус и оказалась на загородной трассе.  Ныла начавшая болеть с вечера спина, а погода разбушевалась не на шутку.  Пронизывающий ветер просто валил с ног.  Низкие черные тучи цепляли землю своей косматой нитевидной бахромой. Поднимаю руку, но машины не останавливаются.  «Ну, – думаю, – после такого автостопа совсем на койку слягу».

              И тут тормозит попутка.  Шофер пригласил на переднее сиденье, крутанул регулятор тепла в сторону увеличения.  Протянула руки к горячему воздушному потоку и, потихоньку согреваясь, осмотрелась.  Моим спасителем оказался  мужчина средних лет с добрыми лучистыми глазами, небольшой бородкой и седеющими прядями собранных в пучок волос.  С автомобильной панели смотрели лики Христа, Богородицы и Николая Чудотворца.  Из динамика слышалось церковное песнопение в исполнении мужского хора.

             Разговорились.  Шофер представился отцом Виктором.  Расспросил о причине, по которой я оказалась в такую погоду на дороге.  О себе сказал, что возвращается домой от тяжелобольного человека, которого он исповедовал и соборовал.

– И часто вам вот так приходится?

Батюшка улыбнулся, пожимая плечами.
 
– Да бывает.  Смерть – она же не ждет.  Родственники и ночью звонят, собираешься и едешь.  Страшно представить, если из-за моей нерадивости или лености чья-то душа отойдет на тот свет с нераскаянными грехами.

              Дорога была неблизкая, за окном бушевала непогода.  А я, совсем отогревшись то ли от теплого воздуха салона, то ли от батюшкиного расположения ко мне, охотно поддерживала разговор.   Машину качнуло на выбоине.  Непроизвольно охнув, я схватилась за свою больную спину.

– Что, спиной маетесь? – Отец Виктор глянул на меня с состраданием.

– Ой, не говорите.  Это у меня с молодости.  Папа мой тоже всю жизнь страдает от этого недуга.  Сын, когда маленьким был, всем говорил:  «У мамочки спина заболела.  Это ее дедушка заразил».

– Да, дети - они выдумщики. А к врачам вы обращались?

– Время от времени.  Они только мази прописывают, которые не очень то помогают.  Мне тут знакомая все какого-то лекаря рекламирует.

Тут мой собеседник посерьезнел.

– Не надо вам ходить ни к каким лекарям.  Лекари – они в большинстве своем шарлатаны.  Не лечат людей, а обманывают, свой корыстный интерес имеют.

– А знакомая говорит, что ее ребенку помогло.

Батюшка задумался.

– Помогло, говорите?  А после этого никто из членов их семьи не заболел?

Я с удивлением посмотрела на отца Виктора:

– А вы откуда знаете?  Действительно, муж заболел.  Но у него совсем другая болезнь…

– Это не важно.  Важно, что, так называемые «лекари» – они не лечат, но имеют бесовскую власть переводить болезнь с одного больного органа на другой или с одного члена семьи на другого.  Если хотите, приезжайте к нам, я посмотрю вашу спину.

            Я молчала, не зная, что ответить.  Впереди показался железнодорожный переезд, возле которого выстроилась целая вереница машин.  Мы пристроились в конце очереди.  Батюшка, приоткрыв окно, спросил у проходящего мимо мужчины:

– Что там? Надолго закрыли?

– Минут через сорок обещают открыть, – крикнул мужчина, преодолевая шум ветра.  Отец Виктор повернулся ко мне:

– Подождем?

Пожав плечами, я согласно кивнула.  Ехать по объездной дороге по времени  было ничуть не быстрее.




                СОКРЫТЫЙ СВЕТИЛЬНИК

 

                Незаметно разговор перешел в доверительную форму общения.  Понимая, что передо мной не простой человек, откровение батюшки воспринимались мной с особой благодарностью.  На лобовое стекло упали первые крупные капли.  Голос отца Виктора звучал тихо и спокойно, воспоминания уносили его в дни далекой молодости:

– Был в моей жизни человек, сыгравший, можно сказать, определяющую роль во всей моей судьбе.  Вернее, не был, а была.  Звали ее Наташей.  Познакомились мы с ней незадолго до ее смерти. 

              Она сама однажды позвала нас через свою сестру, которая училась в школе у моей супруги – учителя математики.  Когда мы вошли с женой в дом, где Наташа жила с родителями и младшей сестрой, то увидели согбенную фигурку сидящей девушки.  Тяжелый недуг скрючил ее ручки, голова была наклонена на бок.  Тонкая бледная кожа, страдальческая печать на лице, с которого внимательно смотрели на нас умные и добрые глаза.  Так состоялась наша первая встреча.

              Наташа с детства болела церебральным параличом, учиться, как у всех, возможности не было.  Родители, простые сельские работяги,  не могли уделять больной дочке много внимания.  А она Евангелие почти наизусть знала.  И не только Евангелие. Цитировала по памяти большие отрывки Священного писания. А ведь в то время она еще не была крещеным человеком.  Наташа сама, будучи больной, помогала исцелиться тем, кто к ней обращался.  В основном, это были родственники, соседи.

               Можете верить, можете не верить, но она видела горний мир, Ангелов, называя их труднопроизносимыми именами.  Я спрашивал:

– Ты и сейчас видишь моего Ангела-хранителя?

– Да, – просто отвечала Наташа и показывала место, где она видит Ангела и описывала его внешность. А иногда во время нашего разговора, вдруг, строго и требовательно говорила нам:

– Встаньте!  Христос посреди нас!

                Нам было трудно поверить в то, что она, находясь рядом с нами, могла запросто видеть невидимый простым смертным людям мир.    Господь за все страдания наградил ее дарами прозорливости и исцеления.  Непростой она была человек.  Божий человек.

                В то время мы с женой были в активном духовном поиске.  Как-то незаметно появились среди наших знакомых сектанты, они говорили сладкие речи о Боге.   Именно Наташа  отвела нас от искушения попасть в секту и направила наши стопы в Православный храм.  Незадолго до своей кончины, она рассказала нам все наше будущее.  Конечно, тогда было трудно поверить ее словам.  Но сейчас, когда сбылось очень многое из предсказанного ею,  понимаю, как она была права!

                Однажды, приехав к Наташе, мы увидели нечто необычное.  Все присутствующие – ее родственники и члены моей семьи видели на тыльной стороне ее правого запястья там, где врачи обычно измеряют пульс, красное пятно, будто от ожога.  И лишь один я видел искристый, точно от сварки, исходящий из этого пятна, белый светящийся луч света.

– Наташа, что это?

– Это мне Господь оружие дал против нечистой силы.

Я дерзко так попросил:

– А можно мне потрогать?

– Потрогай.

И я прикоснулся правой рукой к месту, откуда исходил светящийся луч.  Немного побыв еще в гостях, мы уже поздно вечером поехали домой.  Дома навстречу мне выбежали старшие дети.  Младший из них обнял меня и я, чисто машинально, дотронулся до его вихрастой головы своей правой рукой.  В ту же секунду сын повалился на пол без сознания. 

                Вспоминая этот эпизод нашей жизни, удивляюсь тому, что нам и в голову не пришло, чтобы бежать за фельдшером и вызывать «скорую помощь».  Мы как-то сразу поняли, кто нам может помочь, схватили сына на руки, сели в машину и помчались обратно к Наташе.  Она уже ждала.  Успокаивающе улыбнулась, погладила сына по голове, и тот пришел в себя, как ни в чем ни бывало.  Тогда Наташа сказала, глядя на меня:

– Служить будешь и лечить будешь.

А я еще подумал тогда: «О какой службе она говорит?  Меня в армию по состоянию здоровья не берут…»

Эти ее слова несли двойной пророческий смысл.  Поначалу я стал помогать людям с болезнями позвоночника, не афишируя этого, а потом стал священником – служу Богу.

                Господь свел нас с Божьим человеком в тот момент, когда мы, как сейчас понимаю, остро нуждались друг в друге.  В их семье не было машины, не было у Наташи и инвалидной коляски, чтобы воспользоваться общественным транспортом.  Ближайший храм находился в сорока километрах.  Родители ее не понимали всей важности крещения детей.

              Мы помогли Наташе добраться до храма, и потом еще несколько раз, вплоть до своей кончины, она бывала с нами в церкви. Каким счастьем светилась она после таинства Крещения!  Правая рука ее была почти полностью парализована.  Поэтому, чтобы наложить на себя крестное знамение, Наташа брала левой рукой свое правое запястье и усилием обеих рук крестила лоб, живот, плечи.

               Среди наших знакомых была супружеская чета – Володя и Люба. Они одно время очень увлекались каким-то сектантским учением. Наташа жаловалась, что в их присутствии ей становится очень тяжело. Люба мечтала о ребенке, и Наташа ей как-то сказала: «Будет у тебя ребенок. Нанянчишься еще». После смерти Наташи прошли годы. Супруги – Володя и Люба развелись, разъехались по разным домам. Люба, вспоминая прежние времена, сетовала: вот, мол, Наташа нам ребенка напророчила, а никакого ребенка то и нет. Но через некоторое время Володю разбил паралич. И так вышло, что ухаживать за больным было некому. Всю заботу за бывшим мужем взяла на себя Люба. И на руках его носила, и кормила с ложечки, в общем, нанянчилась. Тогда-то и поняла Люба весь скрытый смысл Наташиного предсказания.


              Однажды у нас потерялись коровы, четыре головы. Всю округу объехали, каждую впадину и лес обследовали – нигде нет! На грани отчаяния приехали к Наташе, а она говорит нам:

– Поезжайте в тот лесок – там ваши коровы.

Мы отвечаем:

– Да мы там были уже сегодня – никого там не видели.

А Наташа нам:

– Поезжайте, поезжайте, там Ангелы ваших коров придерживают, не отпускают.

               Поехали мы в то место, куда Наташа нам указала, а там и вправду посреди лесочка стоят наши коровы и копытами целую полянку вытоптали, будто действительно кто-то их там держал.


               После ее блаженной кончины, когда все собрались у гроба, на меня навалилась такая тоска, такая печаль!  Вышел я в веранду – застекленный пристрой – и увидел в дальнем его углу Наташу.  Лицо ее было светло и спокойно, без тени изнурительной болезни.  Она смотрела на меня с такой добротой и любовью!  Представьте мое состояние: вот я только что отошел от гроба, где лежало ее тело, и вот она стоит передо мной совершенно живая!
 
               Я хотел подойти к ней, но она сделала мне предупредительный жест рукой, чтобы я не приближался.  Так мы и смотрели друг на друга.  А в душе моей крепла вера в жизнь вечную, живым свидетелем которой и явилась мне Наташа. Она за свою короткую жизнь, а прожила она чуть более тридцати лет, предстала перед нами, как сокрытый светильник.  Есть еще на святой Руси светильники Божии.

               Мало кому я рассказываю об этом. Люди разные…  Зачем искушать?  Скажут: а батюшка то в прелести!  Но я говорю вам только то, что видел своими глазами.




                ЧУДО ИСЦЕЛЕНИЯ



                Мы  все еще стояли в очереди к железнодорожному переезду.  Порывы ветра за окном стали гораздо тише.  Циклон терял свою силу.  А батюшка рассказал еще один случай из своей жизни.
– Люди обращаются за помощью, и я помогаю, как могу.  Помолюсь, массаж, как Наташа учила, сделаю, глядишь, человеку легче становится.  Однажды, а дело было в «лихие» девяностые, я тогда еще не был священником, подъехал к нашему дому, как теперь говорят, «крутой» джип.  Вывалились из него здоровенные братки.  Не особо спрашивая моего согласия, увезли за тысячу километров от жены и троих детей.  По дороге объяснили, что нужна моя помощь в исцелении девушки.

                Приехали мы на место.  Увидел я ту самую девушку, и сердце сжалось от боли.  Стояла она передо мной – молодая, красивая, а руки – обтянутые кожей косточки нездорового цвета, совершенно безвольно висели вдоль туловища.  Я смотрю на это несчастное создание и думаю: «Господи!  Как же помочь ей?!»

                Меня охватила жалость к этой бедняжке и понимание того, что живым я отсюда, скорее всего, не выйду.  Так как поведала она мне свою ужасную историю о том, что попала в руки бандитов, которые издевались над ней, а потом, связав руки за спиной, вздернули на дыбы на всю ночь.  От этого руки провернулись в плечевых суставах и стали безжизненными, почернели, а на спине образовался горбик.  Ей грозила ампутация обеих рук.

                Бандиты потом раскаялись, а может, просто испугались наказания и упросили ее родителей не подавать на них в суд, предложили деньги на лечение, возили ее по разным врачам.   Даже к какому-то медицинскому светиле в этой области из Санкт-Петербурга.  Но и тот отказался помочь, расписавшись в своем безсилии.

                Выслушал я эту несчастную, и так мне горько стало и за нее, и за свою семью, которую я, скорее всего, уже больше не увижу…  Было ли мне страшно?  А вы как думаете?

– Господи! Что я могу для нее сделать, когда и все врачи от нее отказались?
                Понял я, что помочь нам всем может только Господь. Стал потихоньку молиться, просить Господа, чтобы не оставил Он нас – эту девушку, мою семью и меня грешного, без Своего милосердия. С молитвой массажировал безчувственные руки-плети…  Просил и девушку:

– Ты тоже молись, пожалуйста, от всего сердца, как можешь.

                Видно, испытывал тогда Господь мою веру. Прошло несколько страшных дней, пока в руках не появилась слабая чувствительность.  Воодушевленный надеждой на наше общее спасение, я из подручных средств – веревок и палок сделал систему самодельных тренажеров.  Девушка увереннее пошла на поправку.  Цвет кожи постепенно приходил в норму, руки еще довольно слабо, но начали двигаться, наливаться силой.  Поправил я с Божьей помощью и ее горбик – по косточке, по косточке все на место поставил…

                Вот такое чудесное исцеление совершил Господь на моих глазах.
 
– А что стало потом с этой девушкой? 

– Да, слава Богу!  Поправилась она тогда. Через несколько лет вышла замуж и живет в городе.  Правда, давно уже не получал от нее известий.

– Вы и сейчас лечите?

Батюшка улыбнулся:

– Не я лечу, а Господь.  Я, грешный, лишь бываю свидетелем того или иного исцеления.  Со мной однажды еще вот какой случай произошел.  Я уже тогда в сане священника служил.   Привозят ко мне больного – весь позвоночник у него «разболтан» был, человек двигался с трудом.  Как мог, так помог этому парню, и он на ноги поднялся, домой уехал.  А я назавтра встать не смог с постели: точно такой же недуг скрутил все мои члены. 

             Долго лечился я тогда у разных православных врачей-ортопедов, несколько месяцев.  И понял одну очень важную вещь: не всякому больному полезно выздоровление от его болезни.  Ведь что такое болезнь?  Это, можно сказать, средство, с помощью которого Господь призывает нас задуматься о своих грехах и встать на путь Истины.  Бывает болезнь, как епитимия за грехи, которую нужно понести человеку при жизни.  И, если пытаешься помочь такому больному, не спросив на то волю Божию, то тем самым вмешиваешься в Господний промысел об этом человеке. Он выздоравливает и, забыв обо всем, идет грешить дальше.

                Вот почему всех болящих, обращающихся ко мне, я отправляю, перво-наперво, к исповеди и Причастию.  И молюсь о них: «Господи, исцели сего страждущего человека, пришедшего ко мне, если будет на то Твоя святая воля».

               Батюшка повернулся ко мне и неожиданно сказал:

– А больной желудок полезно лечить круговым массажем против часовой стрелки.

 Я удивилась его словам, потому что желудок действительно стал побаливать у меня в последние месяцы, но батюшке я об этом не говорила…

                Переезд, наконец-то, открыли, и вереница машин, напоминающая огромную изогнутую светящуюся гусеницу, потихоньку начала двигаться.  Отец Виктор сделал приличный крюк и довез меня до самого дома.  Непогода улеглась, последние капли срывались с покатых крыш.  Слипся и потемнел от влаги рыжий ковер осенних листьев.  Гулко стучали мои сапоги по родному тротуару.  И так же гулко отзывались в моем сердце слова отца Виктора: «Есть еще на Руси сокрытые светильники Божьи».




(Фото из интернета)