Кто на что учился

Наталья Зозулина
                I
Эта история началась в моей далекой юности. Мой отец был уважаемым, ответственным руководителем. Он возглавлял в то время автопредприятие, когда моя общительная маман обнаружила, что муж её знакомой Аннеты Ивашовой (товарки по прошлой работе) работал шофёром в этом же автопредприятии.
Аннета, расчетливая и очень умная женщина, стала ждать, когда Нонна проявит инициативу, и дождалась. И тогда в нашем доме появились новые знакомые – Ивашовы.

И началась «дружба на век». Дядя Лёва Ивашов работал водителем на машине, на которой с ликёроводочного завода развозил водку в магазины города. На каждую поездку устанавливалась норма боя хрупкого товара - две бутылки. Дядя Лёва отлично водил, и поэтому те самые неразбитые бутылки забирал себе. Две семейные пары нашли друг друга. Ивашовы приносили халявный алкоголь, гостеприимная до сумашествия мама накрывала еженедельно «поляну». И народ веселился. Правда, мои родители, простодушные люди, просто веселились на празднике жизни, а Ивашовы ходили в гости с дальним прицелом.

Ивашовы втроем (был у них сын Серёжа, младше меня на два года) жили в однокомнатной квартире в старом доме, стояли на очереди на получение лучшего жилья. Но процесс –это был долгий, и поэтому умная Аннета в дружбе с моими родителями увидела шанс ускорения процесса получения новой квартиры. И дружила с нами очень плотно, тем более, что проживали мы в одном районе. Уже тогда эта бесплатная водка стала подрывать здоровье моего отца. Отец стал потихоньку злоупотреблять. Мать, вместо того, чтобы озадачиться этой проблемой, легкомысленно веселилась (она физически не могла жить без гостей и отдавала гостям всё самое лучшее), а чтобы отцу меньше досталось водки, пила наравне. Что абсолютно не помогало.

Меня эта ситуация сильно раздражала и напрягала. Я не могла постоянно видеть родителей «навеселе». В конце концов, я, пятнадцатилетний подросток, взбунтовалась и в отчаянии всё высказала дяде Лёве в присутствии своих родичей, что он-не друг, а - собутыльник. Но, увы! Взрослых это не остановило, и они продолжили в том же духе.

Аннета вцепилась в моего папу «мертвой хваткой». Мы ходили друг другу в гости, но чаще Ивашовы к нам. Однажды, совершенно случайно, Аннета проговорилась, что дома и готовить не надо: бери бутылку и к Сировым, в гости, а там всегда накормят. Моя мать старалась из-за всех сил угодить гостям, могла абсолютно всё выложить на стол из холодильника для них. Доходило до того, что на другой день мне, дочке, нечего было есть, т.к. накануне, под водочку, всё съели гости. А родители после возлияний отсыпались полдня, и только после обеда безалаберная мать озадачивалась приготовлением еды. В результате, я до вечера «гоняла чай» с бутербродами, поэтому была очень худая, а попробуй тут растолстеть!

Эта дружба была очень крепкой и потому, что Аннета в гостях у нас «пела» дифирамбы моему отцу, типа: «Какой Виктор Федорович –умный!». Отец был действительно очень умный, но… и падкий на лесть. Он ни уставал слушать еженедельную неприкрытую лесть Аннеты. Мама тоже была в восторге: хвалили же её мужа. Я тогда ничего не понимала в этих интригах, и тоже всё «воспринимала за чистую монету».

Аннета, в девичестве Анна, была женщиной с непростой судьбой. Отец от них ушел, когда Аня была маленькой девочкой, только Анна подросла-умерла мать. Анна хотела пойти учиться, но тетка забрала её прямо с экзаменов в техникуме, т.к. некому было за хозяйством следить в деревне. Анна всегда хотела учиться, но судьба не дала ей такого шанса. Потом Анна с младшей сестрой оказались в наших краях. Анна очень сильно любила одного парня в автоколонне, но отказалась от него после случая, когда тот попытался её «взять силой» на скамейке в парке (видимо серьёзных намерений кавалер не имел). Лёва Ивашов любил Анну без взаимности. Надо было устраиваться в жизни, и Анна вышла за нелюбимого и родила сына. И продолжала «карабкаться вверх» в этой жизни, как могла. Аннетой, она стала позже: хотелось какого-то статуса, а не мужа-шофера, и злобной свекрови. При любящем её без памяти муже Аннета могла делать всё, что хотела. И «завела любовника», но не из простых, а какого-то высокопоставленного коммуниста из обкома. «Эту тайну я хранила всю жизнь»,-поведала мне моя мать под занавес своей жизни. Услышав тайну, я внутренне рассмеялась честности и патетики моей матери. Тоже мне тайна! А надо ли было её так долго хранить?! Хотя, зная болтливый характер моей мамы, которая не могла ни один мой секрет сохранить и которая поведала мне подробности жизни Аннеты, можно удивиться её выдержке и стойкости!

Маман и я восхищались Аннетой. И было за что! Та была труженицей и на работе, и дома. После работы в автоколонне (той, где Аннета познакомилась с мамой) Аннета выучилась на косметолога и работала в самом престижном в то время салоне-парикмахерской, расположенным в центре города, записаться куда на услуги простым людям было нелегко. Там работали настоящие профессионалы, кем и стала Аннета. Помню, как я с её помощью попала на стрижку к супер-мастеру, которая меня восхитительно постригла. А я, будучи студенткой вуза, тогда не раз любовалась своим отражением в зеркале. Работники этого салона имели обширные связи в торговле. А в прошлом, двадцатом веке, связи решали всё. В магазинах существовал дефицит красивых и модных товаров, вкусных продуктов, вообще продуктов. Только благодаря связям можно было хорошо поесть и красиво одеться. Чем и пользовалась расчетливая Аннета. Даже мне перепало от её связей. Мне нужен был новый купальник, и мы с Аннетой поехали в валютный магазин «Альбатрос», где тоже не всё было в свободной продаже. Подойдя к знакомой продавщице, постоянной клиентке косметологического кабинета, Анна уверенно попросила купальник для меня, которой тут же достали из-под полы.

И дома у Аннеты было всё организовано и налажено. До блеска отмытая квартира, постиранное и отглаженное бельё, накормленные домочадцы. И всё сделано её золотыми ручками. Она умела изобретательно создать уют и комфорт. Однокомнатную квартиру на первом этаже она превратила в двухкомнатную, утеплив веранду и переселив туда подрастающего сына. Аннета имела прекрасный вкус и в интерьере, и в одежде. На неё приятно было смотреть: ухоженное лицо, очень аккуратная, модно одетая. Она производила впечатление статусной женщины.

Единственно, что было не гладко в её жизни, это - сын Сережа. Учился он плохо, а вёл себя ещё хуже, т.е. был трудным подростком. Серегу я знала хорошо, он часто приходил в гости.  Да и наши родичи организовали совместный отдых: то на турбазе летом, то зимой походы на лыжах (правда, на лыжах ходили только мы с Серегой).

И я знала, что Серега был в меня влюблен. Он дарил мне подарки и цветы на дни рождения. Аннете я нравилась: хорошая девочка, отличница, умница. Она даже мечтала породниться с моими родителями. Но мне Серега не нравился ни внешне, ни внутренне.Некрасивый мальчик - хулиган, который пару раз попытался, или (история умалчивает) ограбил с другом две продуктовые палатки, за что попал на учёт в детскую комнату милиции. Мы с Серегой учились в одной из лучших школ города №1, директор которой вызвал Аннету на беседу и попросил забрать сына из школы, чтоб тот не портил имидж школы. Серега мог бы учиться в вечерней школе, обязательным условием которой была работа учащегося. Иначе не брали. А кому нужен 14-летний подросток –хулиган на работе на неполный рабочий день? Аннета кинулась за помощью к моему отцу и…, конечно, её получила. Отец взял Серегу к себе, в автопредприятие, учеником в цех.  При транспортном управлении существовал автомобильный техникум, куда по мечтам Аннеты, хотелось бы пристроить Сережу. Но экзамены он бы не сдал. Я могла за него сдать экзамены (ходили такие разговоры). Но к счастью, или нет, этот номер не прошел бы. Я- девочка не смогла бы под фамилией мальчика это сделать.

Будучи учеником на автопредприятии, Серега вёл себя заносчиво, с высокомерием, наврал мастеру, что его мать является родной сестрой моей, и не собирался чему либо учиться, в общем, бил баклуши, продолжая быть разгильдяем. Вначале мастер оробел и терпел выходки, ничего не предпринимая в отношении «родственника» директора. Но слухи дошли до моего отца, который возмутился и поставил этого малолетнего паршивца на место. Халява для Сереги закончилась! Знать бы тогда к чему может привести хитрость наглого подростка в будущем? Но Аннета не озадачилась, к её же сожалению.

Дружба наших родителей продолжалась. Однажды, Ивашовы поехали заграницу отдыхать, оставив Серёженьку проживать у нас, чтобы мы за ним присматривали. Сергей заканчивал вечернюю школу в тот момент, но чуть её не бросил, т.к. злобная свекровь Аннеты подбивала внука не получать аттестат: «Зачем он тебе нужен? И без аттестата проживешь!». Я же будучи студенткой вуза, успела выйти замуж за студента.  И заботилась о муже и о Сереге, готовя еду, пока он у нас жил.

Время шло. Ивашовы получили трехкомнатную квартиру, благодаря тесной дружбе с моим отцом. Сергей закончил школу. Аннета искала возможности получения хоть-какого-нибудь образования Серёже. Лучше всего у Аннеты получалось заводить полезные знакомства, а потом ими пользоваться. Возвращаясь с очередного отдыха, она познакомилась в дороге с преподавателем из школы милиции, задружилась с этой полезной тётей, в результате в школу милиции был и пристроен горячо любимый сын. Он закончил школу, поработал участковым, а затем устроился в ГАИ на «хлебное место». Метаморфоза жизни: из малолетнего преступника- в милиционеры.

У отца на работе случились крупные неприятности, его перевели на понижение в другое автопредприятие (должность заместителя директора). И потихоньку, Ивашовы пропали из жизни родителей, как и многие другие семейные пары («прихожане»), которые, так сказать, «дружили» с родителями.

                II
Наши пути с Серегой разошлись на многие годы. Он женился, стал отцом двух детей. У меня было два сына. Мой отец умер, мама постарела.  По стране вовсю шагала перестройка. Всё в стране перевернулось с ног на голову. Наступили лихие 90-тые. У мужа на работе не платили по семь месяцев зарплату. Я была безработной, получала пособие по безработице и отчаянно искала работу. Но инженеры никому не были нужны. Хотя не все так жили: кто-то ходил в малиновых пиджаках, разъезжал на крутых машинах, покупал новые квартиры и радовался жизни. И не обязательно был с высшим образованием.

Судьба нас столкнула с Серёгой у стоматологической клинике, подходя к которой я увидела огромный черный джип, преградивший мне дорогу. Я внутренне разозлилась на этих нахальных «новых русских», которые на пешеходной дорожке нагло ставят свои машины и мешают людям пройти в клинику. И вдруг, проходя мимо раздражающего меня джипа, случайно увидела в зеркале заднего вида знакомое лицо. На водительском сиденье был Серега. Вот и встреча после долгих лет забвения! Разговорились. Оказывается, это был джип директора «***банка», который возглавлял сын того обкомовского партийца-тайной любви Аннеты. А Серега, с его слов, в банке работал в службе охраны самым главным. На любую работу (даже грузчиком) в то время устроиться без связей было невозможно, а в банк-тем более.  Неважно, что ты- умный, честный или ответственный. Главное, чтоб были знакомства. Понятно, как Сергей попал в банк, в службу охраны, имея приводы в милицию в юности. Через любовника Аннеты.

Я рассказала о своей безработице и попросила Сергея устроить меня в банк. «А что твой муж тебя не может обеспечить?», - с высокомерием спросил он, помня ту детскую обиду, которую я нанесла ему, отвергнув его юношескую влюбленность. По его логике все мужья должны были зарабатывать много денег, а их жёны сидеть с детьми дома. Это в перестройку-то?! Видимо, его жена не работала. «Нет, не может», - ответила я. У нас не только было плохо с доходами в семье, но и вообще плохо. С перестройкой все проблемы обнажились в браке. Мы чуть не разошлись. Что я могла сказать своему бывшему воздыхателю? Хвалиться было нечем!

За то время, что мы не общались, Аннета разошлась с нелюбимым Лёвой, разменяла трехкомнатную квартиру: однокомнатную-Лёве, двухкомнатную-Сереге с семьей. Сама осталась без квартиры, надеясь через комбинат бытовых услуг получить себе жилье. Так и случилось. У Аннеты какое-то время был новый муж, но недолго.
У Сергея «всё было в шоколаде». Серега, работая в банке, тоже улучшил свои жилищные условия, купив ещё квартиру и машину. Жизнь удалась!

«Ну, что поможешь?»,- продолжала канючить я, надеясь на благоприятный ответ. Он опять стал поучительно что-то говорить о трудоустройстве и в конце разговора, с чувством превосходства и хозяина жизни, унизительно произнес: «Кто на что учился!». Намекая на то, что я – бывшая отличница, имеющая высшее образование никому не нужна. А он- простой милиционер живет лучше меня. Крыть было нечем.

В конце концов успешный человек снизошел до меня и дал мне свой рабочий телефон. Созвонившись с ним, я пришла в банк, он провел меня в какой-то отдел, где меня занесли в длинный список ожидающих работы в банке. Параллельно на входе в банк, Сергей показал меня сослуживцу..., тайно от меня.

Я периодически звонила Сереге по поводу работы. Иногда трубку брал тот товарищ Серёги и мило со мной беседовал. Сергей вёл пустые разговоры, а потом предложил мне познакомиться с тем сослуживцем поближе. Я отказалась от знакомства, хотя мне прямо говорили, что я зря отказываюсь, что сослуживец-очень богатый человек. Неожиданно Серега предстал в роли сутенера. Прошло совсем немного времени, чтобы я поняла, что Сергей и не собирался меня устраивать в банк. Он просто немного поиздевался надо мной, пользуясь моей безысходной ситуацией. И я прекратила звонить. Было горько и обидно осознать то, что мне не помог в трудной ситуации человек, которому в трудную минуту помогла, и не один раз, моя семья. Он забыл, как подростком его выгнали из школы, и только мой отец пожалел его и дал возможность и работы, и учёбы. Но видимо чувство благодарности было неизвестно Серёге. И свалившееся на голову богатство вскружило ему голову.
                III
 В конце концов я устроилась на работу, нашла своё место под солнцем, и продолжала скромно жить, как могла, в то время.

Наш город небольшой, даже не общаясь, можно многое узнать о своих бывших знакомых через общих друзей. Прошло время, и моя мама узнала о судьбе Ивашовых. Серега в банке «полез» в те сферы, в которые не должен был лезть, и оказался на больничной койке. Говорили, что его «порезали». Дело шло к выздоровлению, но… он умер в больнице, так и не выздоровев. Говорили, что его просто убрали. Это было очень похоже на правду. На дворе лютовали лихие 90-тые. Все свои деньги он хранил в сейфе в банке (подальше от жены), а его машина, как оказалось, принадлежала банку. Бедной молодой вдове с двумя малолетними детьми ничего не досталось после смерти мужа: ни денег, ни машины… Лёва очень сильно сдал после смерти сына, и через какое-то время умер. Аннета помогала внукам.

Много лет спустя я её увидела уже совсем старой, работающей в салоне косметологом. Выглядела она плохо. Смерть сына не прошла даром.
Так и закончилась эта история.

Кто на что учился!

06.01.2017 г.