Были-небылицы

Мовла Гайраханов
Может быть, когда-то  и где-то этот случай произошел, а может быть является плодом чьего-то воображения. Как бы то ни было, он сохранился в народной памяти и передается из уст в уста.
Жил в одном селе малый, обделенный умом с самого рождения. Был он огромного телосложения, густо обросший волосами, и если бы ни одна странная привычка, то его можно было бы назвать человеком абсолютно безобидным. Иногда он снимал верхнюю одежду и прятался в закоулках. Как только кто-нибудь заворачивал в узкий сельский закоулок, он внезапно нависал над ним с кирпичом в руках и задавал совершенно невинный вопрос:
-Ты мне друг?
При положительном ответе свирепый взгляд превращался в милейшую улыбку, и наш герой уступал дорогу идущему. При отрицательном ответе или заминке с ответом, череп прохожего проходил испытание на прочность ударом кирпичом. Впрочем, все сельчане знали про эту привычку, и всегда успешно проходили этот незатейливый тест на дружбу.
Намного сложнее было тем, кто не ведал про возможность таких испытаний. Можно себе представить их ступор, когда над ними внезапно нависал нагой волосатый гигант с кирпичом в руке и совершенно безумным взглядом. Мне кажется, что не каждый в такой ситуации может моментально осознать даже суть вопроса.
Впрочем, наша история не про этого малого. В то село, где он жил, в период военной компании приехали контролеры, чтобы собрать деньги за коммунальные услуги. Народ в те времена был озлобленный, города и села лежали в руинах, и таких гостей бедные и обездоленные сельчане не всегда, скажем мягко, встречали дружелюбно. Контролеры были привычны к таким особенностям своей работы, понимали, что только   настырностью  могут хоть что-то собрать в бюджет своей организации. Скандалов было   много, но кое-где, благодаря бульдожьей хватке, удавалось вытрясти хоть что-нибудь.
В одном из дворов на сетке железной кровати лежал мужчина в черной телогрейке и мрачным взглядом созерцал в мартовском небе свинцовые тучи, нависшие над землей. Он только что освободился из мест лишения свободы, и не совсем понимал, на какие средства ему придется жить, а также обустраивать свое опустевшее жилище. Средств никаких не было, как и не осталось родственников, которые могли бы ему чем-то помочь.
Его тяжелые раздумья прервали контролеры, которые благополучно начисляли ему долги за неоплаченные (но и не оказанные коммунальные услуги), пока тот находился в местах лишения свободы. За несколько лет долг вырос до приличной суммы и, увидев тщедушного человечка, контролеры твердо решили содрать с него хоть что-нибудь.  Тот равнодушно лежал, не обращая на незваных гостей никакого внимания. Не встречая   отпора, контролеры распалились не на шутку, но тут надо понимать, что тюрьма не лечит психику человека, а калечит. Требование хозяина покинуть его двор, не возымело действие. Наоборот, на него посыпались оскорбления и угрозы, за которые в местах, где тот провел несколько последних  лет своей жизни,  привлекали  к  ответу. Эта ситуация открыла горизонты будущего для хозяина, закрытые до сей минуты неизвестностью и свинцовыми мартовскими тучами. На «зоне» он имел определенный авторитет, там его кормили и поили, одевали и обували, и ничего не требовали взамен за оказанные коммунальные услуги. Покалечив своих обидчиков, он имел полное право на возвращение пакета утерянных услуг. С решительным видом, схватив топор, он кинулся на контролеров. Те моментально осознали, что время разговоров кончилось, и только быстрый бег и хорошие легкие  помогут  избежать плачевных последствий, связанных с исполнением своих служебных обязанностей. Нужно понимать, что в данной ситуации помощи от сельчан им ждать не приходилось, и надежда оставалась только на самих себя. Погоня оказалась долгой, преследователь был таким же настырным, как и они сами, и от него ждать пощады также не приходилось. Запыхавшиеся, вспотевшие от бега, тяжело дышащие контролеры, заскочили в незнакомый переулок и оказались в тупике. Впереди был двор с высоким забором, и огромными воротами, сзади бежал, размахивая топором, бывший «зека». Делать было нечего, и они заскочили во двор. На их счастье внутри на воротах был засов, которым они мгновенно воспользовались. Казалось, опасность миновала, но в этот миг над ними навис огромный нагой волосатый гигант со свирепым взглядом и задал вопрос:
- Вы мне друзья?
История умалчивает, что произошло дальше. Но народная молва гласит, что этих контролеров в этом селе больше никто и никогда не видел.