05. 03. 2017 Монолог Владимира Хохлева Ты и Я

Юлия Реутова
5 марта 2017 побывала на поэтическом монологе Владимира Хохлева «Ты и я», на котором автор читал весенние стихи о любви. Погода в этот день выдалась соответствующая: солнце разыгралось, началась весенняя капель, над головой глубокое синее небо - ослепительно яркий день!
В самом начале монолога Владимир Хохлев задал нам простой вопрос: что такое любовь. Все притихли, начали перебирать в памяти книги, в которых, можно было бы попытаться найти ответ. Тут я вспомнила одну книгу – онтологию высказываний о любви великих людей, начиная с античности и до наших дней. Вспомнилось мне и чувство, с каким я её читала, что теперь я буду знать чёткое определение любви. Но после прочтения я обнаружила, что все цитаты, отрывки стихов и романов говорят обо всём, кроме любви, как будто отдаляют само понятие «любви» от читателя. «Я не мог найти определения любви в книгах», сказал сам Владимир Хохлев, «но я понял, что определённую грань её можно выразить в стихотворении».
Стихотворение «О женщина» является настоящей одой женской загадочности:
«О женщина! Великая загадка!
Каких мужей ты волновала ум…
Каких высоких, необъятных дум
Была началом ты».
Если предназначение женщины – быть великой загадкой и волновать умы, то предназначение мужчины – оберегать женщину, ребёнка, дом. Об этом стихотворение «Мужчинам»:
«Мужское предопределение –
Оберегать домашний кров.
Военной силы назначение –
Хранить покой рассветных снов.
Если люди не нашли до сих пор исчерпывающего определения любви, то многие назовут любовь единением, как в словах поэта:
«Слились над нами наши голоса,
слова любви в один могучий звук.
Так два в одном ушли на небеса,
оставив на земле сплетенье рук», или вспомнят о её способности побеждать жестокость и всякое зло:
«Любимая, не может в этом мире
Жестокость победить любовь.
Расстроится струна на лире,
Но песня возродится вновь».
Любовь бывает разной, далеко не всегда счастливой. Бывают яркие встречи, надолго остающиеся в памяти, но не имеющие продолжения. Об этом стихотворение поэта «Женщина в оранжевом пальто»:
«А я стоял как вкопанный… Не может
такого быть. Ведь я для вас никто.
Вы вдаль ушли… Теперь мне душу гложет
тоска о женщине в оранжевом пальто».
Любовь бывает необъяснимой и невоплощённой, но взаимной и основательной, как в стихотворении «Я вас люблю!»:
«Вы на меня обижены? Не надо.
Я вас люблю, мне нечего скрывать.
Сегодня у меня одна отрада –
Глазами вас встречать и провожать.
Люблю работать, веселиться с вами,
решать вопросы, думать о делах…
Вас в танце поддержать руками
и понимание найти в глазах».
Очень часто любовь – это подвиг, это трудный путь, который можно преодолеть, пройдя, сквозь пустыню, переплывая ледяные воды реки, пробираясь сквозь дебри тайги, поднявшись на горные хребты, плывя на маленьком парусе в безбрежном море, Но человеку, обретшему любовь, все тяготы пути покажутся ничтожными, как в стихотворении «Цена трудов», которое Владимир Хохлев всегда читает стоя:
«Я полз, когда не мог идти,
Я шел, чтобы Тебя найти.
Бред лихорадки меня жег…
Но найти я Тебя смог!
Когда же горячим лбом своим
Я приложился к коленям Твоим,
Тихо, сквозь зубы, сказал про себя:
Я даром получил Тебя»!
Любовь не знает законов логики, не помнит обид. В стихотворении «Всё равно» герой любит смотрит в след любимой из окна, пишет её портрет пастелью, страдает, пытается бороться со своими чувствами при помощи "дыма и хмеля", но признается, что «не захлопнет дверь».
Печально, но не разочарованно звучит лира поэта в стихотворении «Мне нечего сказать»:
«Я Вас любил, а Вы меня – не очень.
Я Вас хранил от непогод и бед.
Я мог за Вас погибнуть…
Впрочем, вкусить других мне суждено побед».
Убеждена, что любовь сама выбирает нас, озаряя своим светом. Об этом Владимир Хохлев повествует в свой сказке «Царица Царства», главный герой которой – Царь – никак не может найти спутницу жизни. Во всём царстве было не разыскать ему девицу, к которой «прилепилось бы сердце». А однажды утром она сама появляется в его царском саду, и говорит: «я - невеста твоя». Так появилась в царстве Царица.
Бывают стихотворения, имеющие основанием случай из жизни, бывают – с выдуманными героями и сюжетами, а бывают такие необычные, будто уводящие в томительно прекрасную ирреальность, где то растворяются, то вновь возникают образы. В этом смысле хочется отметить стихотворение Владимира Хохлева «Скину тесную одежду», которое привожу полностью:
«Скину тесную одежду,
примкну всем телом к телу, замру.
Найду долину бугорков между
и под ветром дыхания словно умру.
Сны твои буду всю ночь слушать,
стараясь в свою их вплести жизнь.
Увижу под каплями дождя крышу,
и ринусь с ее высоты вниз.
Биением сердца разбужу рано,
обнаружив, что оба нагие, как в кино,
Что дождь разошелся... И форте, и пьяно.
И нас позабыл давно.
Телу в наряды пора втекать. Я
намочу волосы, уложу на пробор.
Запомню складки красного платья
в руках над головой… Выйду на двор.
Сохраню на коже тепло бедер,
а на губах – шампанского вкус.
Никому не скажу, что я тоже Володя…
И что обратно уже никогда не вернусь».
Понятие «любовь» часто приравнивается к понятию «счастье». В стихотворении «Предсказание» ощущается эта загадочная, туманная бездна счастья:
«Коротким станет наше расставанье…
Разлука будет долгой, извини.
Когда в клубок смотаю расстоянья
и пред тобой предстану – обними.
От поцелуя тёплыми губами
я вздрогну и от дум своих очнусь…
Меня ты обовьешь руками,
когда я вдруг из воздуха соткусь».
Любовь пьянит более вина, более любого выигрыша, и необыкновенных обстоятельств судьбы:
«Пьянеет человек от пива,
от красного и белого вина,
от коньяка фабричного разлива
и водки, допиваемой «до дна».
В горах – от чистоты дыхания.
В коммерции – от быстрого дохода.
В искусстве – от всеобщего признания.
В игре – от убедительного хода.
Пьянеет от изменчивой погоды,
От выкрутасов и чудес природы
От жестких бурь, семейного ненастья…
Но более всего – от счастья».
Этот момент счастья легко узнать в одно мгновение. Мне запомнилось стихотворение, в котором говорится о счастливом мгновении узнавания:
«Шагал по снегу, снег скрипел…
Вдруг Ангел, будто бы случайно
коснулся слуха. Быстро, тайно
мне про тебя шепнуть успел.
Я не поверил, взгляд поймал,
сказал: Привет. Ты улыбнулась.
Душа притихла, встрепенулась…
Я понял: ты! Тебя искал».
Поэт создал очень тёплое стихотворение, посвящённое своей жене:
«Моя хорошая, любимая жена!
Прости меня, что ты опять одна.
Прости, что не находишь взглядом
Меня ни далеко, ни рядом.
Прости, что не со мною говоришь
И не меня ругаешь и журишь.
Прости, что снова, сидя в тишине,
Ты ждешь меня и помнишь обо мне».
У любви есть свои знаки и символы. Любая мелочь в нашей жизни может превратиться в такой символ. Например, старый трамвайный билет:
«Старенький, смятый трамвайный билет
выпал из книжки на письменный стол.
Жаль. Был случайно заложен сонет…
Я полистал, поискал – не нашел.
Метою времени численный ряд -
Три, пять, один, восемь, три и четыре.
Что он напомнил? Чему я так рад?
Холодно, тихо и пусто в квартире.
Да, я читал этот сборник стихов,
Ехал в трамвае… Когда это было!
Грезил, мечтал, пробуждался от снов,
счастье искал, а оно обходило.
Помню, как пел подо мною металл,
как накренился вагон. Я тогда
взгляд твой случайный случайно поймал.
Стих заложил… и закрыл на года».
Любовь создает для нас дивные произведения искусства, о чем признается поэт в стихотворении «Теплый холст»:
«Ты станешь молча над палитрой дышать огнем пахучих красок,
и будешь медленно рукою пшеничный локон отводить.
И на холсте запечатлеешь горячий день… без зноя ласок,
и ничего о жарком лете не нужно будет говорить.
Ты подберешь к картине раму, не отягченную левкасом,
и гвоздь вобьешь в том самом месте, где ей положено висеть.
Свет из окна, забыв о внешнем, холст оживит вечерним часом,
и заиграют блики неба, и краски станут солнцем петь».
Любовь будто отделяет двоих от всего мира своим ореолом, и тогда «замирают все часы на всей земле». Удивительно точно это передано в стихотворении «Двое»:
«Взгляды бродят из глаз в глаза -
нам никак их не отвести.
В тишине ревут тормоза -
загораживаем пути.
Мы как вкопанные с тобой,
ничего не видим вокруг.
И у каждого над головой
золотого сияния круг».
Нежная грусть или необъяснимая тревога, порой мелькающая в глазах любимой – не печаль, а всего лишь жемчужина в красивом ожерелье любви. В пример этого стихотворение «Ты и я» привожу полностью:
«Ты идёшь, я слышу звуки: шелест платья, стук набоек.
Ты кладешь на плечи руки и целуешь горячо.
Я тебя целую тоже. Я упрям, жесток и стоек.
И слеза, щеки коснувшись, льётся на твоё плечо.
Ты печальна, ты не знаешь моего упорства повод.
Ты доверчива, открыта, людям веришь до конца.
Я твои целую руки… Но над нами, словно овод,
Вьется смутная тревога… Тень её смахни с лица.
Не могу тебе открыться и печаль твою развеять.
Ты не знаешь, что я знаю, не узнаешь никогда.
Ты любимая, родная, можешь просто мне поверить.
И тогда тебе, как прежде, свет прольет моя звезда».
На слова этого стихотворения композитор Сергей Жариков написал романс, который прозвучал для нас этим ярким весенним днём, и который я слушала затаив дыхание.
В исполнении Натальи Ивановой прозвучала песня «Когда ты не рядом», со словами которой абсолютно согласна: влюблённые, находясь далеко друг от друга, могут общаться при помощи пересечения взглядов где-то высоко-высоко над землёй.
Любовь способна даже победить смерть, о чём поэт говорит в стихотворении «Слияние»:
«Моя душа с твоей слилась.
И замерла.
Сегодня утром ты мне снилась -
любовь несла.
Как драгоценнейшую воду,
не расплескав.
Я принял чашу... И свободу,
над смертью встав.
Любовь спаяла наши души».
И смерти нет.
Слезу теплом мгновенно сушит
небесный свет».
Весенним радостным днем можно читать стихи и говорить о любви бесконечно, ведь у любви нет одного определения, у неё – великое множество определений.
Опубликовано на сайте поэта, прозаика, публициста и главного редактора журнала "Невечерний свет" Владимира Хохлева.