Мудр, др. мудръ, мудрец - этимология

Сергей Колибаба
Движенья нет, сказал мудрец брадатый.
Другой смолчал и стал пред ним ходить
А.С. Пушкин. Движение (1825)


1) Викисловарь. Существующая этимология

а) Мудръ (мудр) - статьи нет.

б) Мудрый. Значение: книжн. обладающий большим умом, высшим знанием, значительным опытом.

в) Мудрость. Значение: свойство по значению прилагательного мудрый, разг. сложность, замысловатость, мудрое высказывание, суждение.

Этимология общая по Максу Фасмеру (со вставкой неизвестного автора)

(Происходит от праслав., от кот. в числе прочего произошли: - вставка) др.-русск. мудръ, ст.-слав моудръ (гр. fronimos, sofos; Супр.), русск. мудрый, укр. мудрий, болг. мъдър, сербохорв. мудар, мудра, нареч. мудро, словенск. mod;r, чешск. moudry, словацк. mudry, польск. madry, в.-луж., н.-луж. mudry.

Родственно лит. mandrus «бодрый, гордый, задорный», латышск. muodrs «бодрый, живой», др.-инд. medha ж. «мудрость, разум, понимание, мысль», mandhatar- м. «благочестивый», авест. mazdra- «мудрый, разумный», maz-da-, maz-da- «сохранять в памяти» m;n dade «помню», др.-в.-нем. muntar «ревностный, ловкий, живой, бодрый», готск. mundon sis «смотреть на ч.-л.», др.-исл. mundа «метить», греч. manthano, аор. emathon «учусь, замечаю, понимаю», алб. mund «могу, побеждаю». Далее связано с и.-е. *men-.

* Подобно в этимологическом словаре у А. Преображенского (1910-14 гг.).

2) Применение термина в русском языке

а) Словарь русского языка XI-XVII вв., АН СССР, М., вып. 9, 1982
http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_9.pdf

* Мудръ. С большим умом, умением, искусством, мудро, разумно. «Мудръ зело…», XVII в.

* МудрЪйший. Мудрый человек. XIV в. Мудрено. Мудро, разумно, 1169 г.

* Мудрец. 1. Мыслитель, учёный, богослов, философ; XV в. 2. Умный человек, XV в. 3. Мастер своего дела, XVI в. 4. Поэт, сочинитель, XIII в.
 
* Мудрити. Учится мыслить, рассуждать. XI-XIII в.; и т.д., 5 страниц текста с производными терминами.

б) Национальный корпус русского языка

* Изборник, 1076 г.; «И есть члвкъ моудръ свои дшн и плодъ разоума».

* Изборник, 1076 г.; «сна (сына) сирахова: Вьсяка моудрость отъ <га ; и> (господа) съ нимь есть».

* О причинах гибели царств (1600-1610): «Написалъ мудрец: аще которого люди боятца, того уже не ради видеть, и всякий того желает, чтобы скоро тот человекъ изгинулъ, которого боятца».

3) Обобщение и вывод

а) Философия термина
 
Термин «мудръ» и его многочисленные производные фиксируется в русском языке с XI века,  в ранних текстах, написанных на русском языке, лингвистам не удалось объяснить его – установить  связь смысла слова с его графикой и фонетикой; скорее всего, термин был заимствован  у болгар, в XI веке русская филос.- литературная традиция только зарождалась.

Философия (досл. любовь к мудрости) декларирует - процесс познания предмета или явления начинается с постановки вопросов. Что это, почему это, зачем, для чего, отчего, цель и причина и т.д.?  Иврит М.Д., МАДУА почему, отчего?

Индивид задаёт вопросы себе (философствует) и старается найти на них ответ, используя операции мышления (анализ, синтез…); такова программа заложенная природой в психофизиологическую организацию человека (стремление к выживанию).

Человеку надо координировать положение своего тела (и души) в пространстве, в обществе, во времени, по отношению к другим предметам, телам и в связи с явлениями природы;  осознано, включив ум, внимание, память и жизненный опыт.
 
Согласно принятому истолкованию «мудръ, мудрый» - человек, обладающий общим знанием о природе, обществе, профессиональным и жизненным опытом; способный дать совет другим людям, объяснить им, как надо разумно поступить в конкретной жизненной ситуации. Многолетняя интерпретация явлений  и предметов соответствующая природной или общественной действительности,  переданная в пользование другим людям, создают  такому человеку славу «мудреца»; «До шестидесяти лет мудрым не бывают» (В. Даль).
 
б) Дела церковные

Первая часть «этимологии» Макса Фасмера сообщает нам о едином восточном богословско-терминологическом пространстве Православных церквей византийской традиции, что укладывается в рамки видимой религиозной истории (болг., чешск., сербхорв., словен., польск.). Вторая часть не соответствует  логике историко-лингвистического исследования, смыслы и графика представленных терминов не имеют логического общего со  словом «мудръ».

Духовно-терминологическое единство восточной православной церкви было заложено в Великой Моравии, к концу IX века это государство включала в себя  Венгрию, Чехию и Словакию, Малую Польшу и часть Украины. В 863-885 году здесь вели миссионерскую деятельность просветители-византийцы Кирилл и Мефодий, которые внедрили новый язык богослужения – церковнославянский, созданный в Крыму (терминологически отделили восточную паству от католичества). В дальнейшем их ученики  продолжили эту работу в Хорватии, Сербии и Болгарии, в течении X века  сформировалось Восточное общее религиозно-идеологическое и культурно-языковое пространство, объединяющим стержнем которого послужила терминология церковнославянского языка; любой язык имеет две изначально противоречивые функции – разъединяет и соединяет.
 
В истории Церкви это был период «Фотиевой схизмы» (863-867 гг., схизма – др. греч. раскол) между константинопольской патриархией (патриарх Фотий, 858-867, 877-886) и папством (папа Николай I, 856-867). Римская церковь желала усилить своё влияние в ранних государствах Восточной Европы и на Балканском полуострове, а Константинопольская церковь стремилась воспрепятствовать этому процессу. После раздела Римской империи на Западную и Восточную в 395 году происходил всё обостряющийся раздел сфер церковного влияния Рима и Константинополя. С 886 года (2-го низложения патриарха Фотия) и до окончательного разделения церквей (1054 г.) отношения между западной и восточной церквями редки и случайны.
 
Мы выявили историческую обстановку, территории и ОБРАЗ термина - «мудръ» тот, кто обладает знанием, опытом, способен передать его другим людям в виде «программы» действий, алгоритма; что надлежит сделать, для того, чтобы получить нужный результат в науке (теории), религии и в производстве (хозяйственной практике)?

Вывод

Философия (любовь к мудрости) развивалась первоначально как дисциплина обслуживающая богословие (истолкование библейских текстов), сознание и мышление людей было религиозным. Следовательно, искать корни термина иудеохристианства нужно в сфере сакрального языка идеологии, а он у нас один – иврит, все другие – языки перевода Библии.

4) Терминология иврита и библейский образ

а) Терминология

Приведем термин «мудръ» в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни – МУДРЪ = МУД+РЪ, уберём гласные, иврит, язык согласных букв, согласно древней письменной традиции они принадлежат Богу.
 
* русск.  МУД = без огласовок  М.Д., конечная «аин» не произносится = иврит МАДДА  знание, познание, разум, мысль.

МАДДА форма от глагола ЙАДА – знать, познавать, уметь; другая форма МУДА сознаваемый, сознаваемое; образует понятия: подсознание, осознано, сознательно, воспринятый сознанием, знакомый, известный; термин средневекового иврита.

См. стронг ивр. 4093, МАДДА

См. Еврейский и халдейский словарь к книгам Ветхого Завета, О.Н. Штейнберг, Вильно, 1878 г.; http://greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_243.htm

* русск. РЪ = иврит РАА видеть, понимать, смотреть, зреть, наблюдать, созерцать; производная форма – РОЕ провидец, ясновидец, пророк.

См. стронг иврита 7200, РАА

См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г.
http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_433.htm

* Общий вид

Русск. МУДРЬ = МУД+РЪ = ивр. М.Д., МАДДА знание, познание, разум, мысль +  РАА  видеть, понимать, смотреть; т.е. человек знающий, понимающий мир, провидец (здравомыслящий); видящий суть проблемы.

* МУДРЕЦ = МУД+РЪ+ЕЦ = ивр. М.Д., МАДДА знание, познание, разум, мысль +  РАА видеть, понимать, смотреть + ЕЦА  совет, мудрая мысль; могущий дать совет, советник, намерение, замысел, рассудительность.
 
См. стронг иврита 6098, ЕЦА

Словари: Еврейско-русский словарь, М. Дрор, 2000 г.; Иврит-русский словарь, Ф. Л. Шапиро, 1963.
 
б) Библейский образ/МАДДА, РАА

* 2 Паралипоменон 1: 10,11, 12: «то ныне дай мне премудрость и знание (МАДДА), чтобы я умел выходить пред народом сим и входить, ибо кто может управлять сим народом Твоим великим?».

* Екклесиаст 10:20: «Даже и в мыслях (МАДДА) твоих не злословь царя, и в спальной комнате твоей не злословь богатого; потому что птица небесная может перенести слово твое, и крылатая - пересказать речь твою».

* Даниил 1:4: «отроков, у которых нет никакого телесного недостатка, красивых видом, и понятливых для всякой науки, и разумеющих науки (МАДДА), и смышленых и годных служить в чертогах царских, и чтобы научил их книгам и языку Халдейскому».

* Екклесиаст 1:16: «Говорил я с сердцем моим так: вот, я возвеличился и приобрел мудрости больше всех, которые были прежде меня над Иерусалимом, и сердце мое видело (РАА) много мудрости и знания».

Таким образом, термин МУД+РЪ составлен из двух слов-понятий иврита, передача лексики и образов иврита на русский язык.

В результате транслитерации (письма другим алфавитом) было сформировано новое слово-понятие, начальный этап формирования философской терминологии восточного иудеохристианства (в Болгарии, Сербии, на Руси???).

11.5.2017 г.