Как он там в голове?

Галина Буланько
Для меня слова с приставкой "нейро" звучат, как "ничего не понимаю". Причём произносится это голосом персонажа из мультика "Следствие ведут Колобки". Любая штука с "нейро" имеет оттенок глубокомысленной загадочности на мой дилетантский взгляд. Нейропсихология, нейрофизиология, нейроанатомия. Звучит? Понятно, что это? Вот, и я о том же.

Нейро - это "что-то там про нервную систему и мозг", как говорят студенты-первокурсники или "это сложно объяснить простым языком, не используя специальную терминологию" - это скажут уже выпускники вуза и вздохнут. Как во всем разобраться, что есть мозг, хотя бы по верхам, для чайников?

Голова, а точнее мозг - предмет вожделения ученых уже много-много веков. И кажется, что ещё чуть-чуть и они всё поймут про его устройство. Случится революция, начнут перепрограммировать людей, создадут искусственный интеллект и будут штамповать Терминаторов в промышленном масштабе. Но учёные так и стоят на пороге этих открытий, причём после очередных "нашёл, нашёл" оказывается, что ещё и спиной к закрытой двери.

Черепушку вскрывали ещё наши пещернопроживающие предки. И не как-нибудь камнем по темечку, а делали вполне себе успешные трепанации. Иногда. Хотя до конца не ясно в каких целях они этим занимались. То ли по медицинским показаниям, то ли по религиозно-обрядовым. Никаких записей они нам не оставили и спросить сейчас не у кого. С родственниками там всё сложно.

Дальше чуть понятней. Есть древние тексты, где вполне себе человеческим языком рассказывается, что там внутри черепа. Авторы из Египта, Китая, Индии пишут о строении мозга, различных травмах головы и способах их лечения. Само собой всё это сдобрено стихами, милыми картинками и профилактическими заклинаниями.

Прорыв в древней медицине и вообще знаниях о человеке связан с греческим медиком и философом Гиппократом. Да-да, его именем до сих пор клянутся врачи. Он предположил, что в мозге живет ум и прочий интеллект. Конечно, в Древней Греции он был не один такой молодец. Там же проживали многие учёные товарищи, которые тоже интересовались мозгом, как практически, так и теоретически. Были описаны части и функции мозга. Например, нашли мозжечок и предположили, что именно там находится интеллект. Тогда же вошло в обиход слово "нейр" - сухожилие или волокно в переводе с греческого. Но споров было много о том, где все-таки ум - в мозге или сердце. А когда всплывал вопрос местонахождения души, все окончательно запутывались.

Древний римлянин по имени Гален - хирург, учёный и вообще большой умница, понаоткрывал в человеке, в том числе и его мозгах ещё кучу всяких интересных штук. Часть из них подтвердилась в следующие столетия, некоторые не очень. Как, например, происхождение мозга из спермы. А что, холодный и влажный, да и по виду... Или про связь темперамента с количеством жидкости в человеке - желчи, крови и слизи. Брр... Зато названиями: флегматик, сангвиник, меланхолик и холерик - мы пользуемся до сих пор.

Эпоха Средневековья накрыла медным тазом все научные открытия прошлых веков, и там стало всё грустно. Человек объявлялся сосудом греха и одновременно вместилищем божественной души. Поэтому копаться в трупах с научными целями запрещалось категорически. В то время как, сжигать живых людей на кострах, предварительно опробовав на них передовые пыточные технологии, не возбранялось. Такие вот двойные стандарты. Но и в эти времена находились смельчаки, настаивающие на изучении человеческого строения в познавательных и медицинских смыслах. Некоторым удавалось даже получить санкцию Ватикана на вскрытие трупов, другим везло меньше.

Выдохнуть учёным удалось только в эпоху Возрождения. Они тут же кинулись изучать, открывать новое и вспоминать то, что изучали и открывали в стародавние времена. Без шпаргалки я не вспомню имена всех мудрых и светлых людей того времени. Поверьте, их было очень и очень много. В мозге находят ещё больше интересного, как всё это работает, описывают болезни, в том числе психические. Например, депрессию (меланхолию по тогдашней терминологии).

Учёные углубляются дальше в лес, то есть в мозг. Пересчитывают нервы и извилины, дают всему названия, к ужасу будущих студентов, которым всё это дело придётся учить. И продолжают спорить о душе и сознании и месте их обитания в теле.

И тут изобретают микроскоп! Все ликуют. И начинают увеличивать всё, что под руку подворачивается. Мозг не минула чаша сия. Учёные находят везде клетки, мозговые получают имя "нейроны". Становится понятно, что всё ещё сложнее, чем казалось ранее. Но пытливые умы продолжают копать дальше. В мире происходит научный бум. Физика, химия, физиология - открытие за открытием. К мозгу всё это имеет прямое отношение. Занимательные химические, электрические и, я уже не говорю про физиологические, процессы находят там же, за черепной коробочкой.

Конечно, параллельно существуют и другие науки, лишенные впоследствии этого статуса. Например, френология. Адепты которой считали, что строение черепа определяет личность человека, вкупе с его умственными и духовными особенностями.

Тут надо сказать, что изучать мозг сложно без участия самого человека. Этика не позволяет учёным хватать прохожих на улицах и вскрывать им черепа, интересуюсь, что они при этом чувствуют. Приходится изучать работу мозга на животных или мертвых людях. Но ни те, ни другие не могут рассказать, что с ними происходит. Для наук, связанных с человеческим телом, всегда подарок какое-нибудь членовредительство.

Так случилось с одним товарищем в 19 веке. Никому до того неизвестный рабочий получил производственную травму. Большой железный прут ударил ему в глаз и вышел через макушку, выбив часть мозга. Но самое удивительное, что счастливчик остался жив, хотя не смог больше работать, потерял семью и друзей из-за испортившегося характера, и зарабатывал деньги тем, что показывал себя в цирке. В итоге он спился и умер. Но его случай позволил учёным понять, как связаны различные зоны мозга с поведением и характером человека.

Ещё больше материала дают войны. Солдаты получают повреждения тела, которые можно не только лечить, но и изучать. Кроме того, люди болеют и чтобы помочь им, порой приходится делать операции, проверяя теорию на практике. С изобретением наркоза и антисептических средств дела в этой сфере пошли ещё лучше. Изучать мозг стало интересней. А потом появляется рентген, электроэнцефалограф, полиграф. Тут уже и до магнитно-резонансной томографии недалеко. Но это, как говорится, совсем другая история.