Товарищ Берия

Юрий Чига
       1972 год. Одна из аудиторий Одесского института народного хозяйства. Семинар по истории КПСС.

       Семинар - это когда студентов спрашивает преподаватель, а лекция - это когда преподаватель что-то рассказывает по теме. И отвечать тоже предполагается по прослушанной теме и не иначе.

       Преподаватель пожилой, невысокий на рост, полноват и лысоват. Его фамилия вполне одесская - Гурарий.

       Разбираем тему о смене власти в стране после смерти И.В.Сталина. Отвечать не повезло одному из товарищей. Отвечать нужно уметь. Необходимо говорить уверенным голосом и, если умеете, то жестикулировать. При этом, увлечение ораторским искусством, таит опасность для выступающего - можно увлечься и "зарапортоваться".

       Так и случилось. Мой товарищ говорит:

       - Однако, товарищ Берия, повел неправильную политику...
       - Стоп! - обрывает моего товарища преподаватель по фамилии Гурарий. - Как вы Берию назвали??? Товарищем??? Вы бы еще Гитлера товарищем назвали!!!

       Пытаюсь идти на помощь коллеге и увести стрелки разговора.

       - Но ведь и перед войной, и во время войны, были, как мы знаем из литературы, успехи у советской разведки? Это нельзя отрицать? А по должности, всю разведку организовывал именно Лаврентий Павлович, что тоже отрицать бессмысленно? Значит, у него и заслуги были? Он был награжден за свою деятельность? - придуриваюсь я.
       - А вы знаете, что Берия вызвал в СССР перед войной всех советских резидентов? И всех репрессировал! - торжествующе говорит преподаватель по фамилии Гурарий, как будто бы он поймал меня с поличным. Чувствую, что  будь воля этого преподавателя по фамилии Гурарий, он бы и меня репрессировал не задумываясь...

       Изображая сконфуженность присаживаюсь на место. Такого факта из деятельности советской разведки я не знал. Ну откуда бы мог такое знать вчерашний школьник?

       Что-то в глубине души у меня протестовало против того, чтобы называть человека, вошедшего в историю нашей страны, только называя его по фамилии - Берия.

       Для меня он - товарищ Лаврентий Павлович Берия. Ну, вот, где-то так.