Система персонажей. расставляем сети

Валерия Дёмкина
При работе над черновиком Части 3-й, разумеется, родилось много проблем, которые требовали новых знаний. Одна из главных – зачем в повествовании живут и действуют некоторые второстепенные герои? Уничтожить сцены с ними не представлялось возможным: эпизоды оказались важными и прямо-таки сюжетообразующими. Но герои словно висели в пустоте.

Очевидно, что второстепенных героев следует первым делом проработать детальнее. Так они обретут объем, вес, достоверность и оживут. Присмотреться к облику, вслушаться в речь, заметить особенности, коснуться деталей. Предполагается, что такая мера должна снять вопросы. Как бы не так!

Если у вас тоже такое случалось, значит, пришла пора реанимировать «заглохшие» тексты. «Старички» времён вашего детства ещё могут быть полезны. Порох в пороховницах – ваши любимые герои. То, что их оживит – система персонажей.

На самом деле строить её нужно с самого начала, на этапе составления плана произведения. Но никто не отменял переработку древних, обладающих скрытым потенциалом черновиков. Ведь какие-то листы вы выбрасывали почти без колебаний! И вот – жёлтый блокнот с истончёнными углами. Полистайте. Почему он ещё здесь? Может, вас не отпускает старик с молодыми глазами? Любимый из второстепенных? Старика берём с собой.

Система персонажей строится вокруг сердцевины, где вы помещаете главных (одного, двух, редко более). Вокруг распишите второстепенных героев. Теперь заостритесь на ТЕМЕ своей книги.

Тема не идентична идее/цели. Цель описывается формулой [Х приводит к У] и не даёт вам сбиться с пути, как карта. Каждую сцену надо сверять с идеей/целью. По идее судят о целесообразности сцен. Каждую надо навести на свет идеи и подумать – зачем она нужна? Раскрывает ли идею? Толкает ли действие к цели? Сцену переписывают или удаляют в случае отрицательного ответа.

Тема же позволяет проверить персонажей. Каждый из них должен показывать разные стороны темы. Тема – основная моральная ценность, вокруг которой разгораются споры, кипит страсть и зреет драма вашей истории. В теме озвучивается и антагонистическая сила. Например: любовь и ненависть, милосердие и жестокость, семья и увлечённость работой, борьба и покой, справедливость и деспотизм, самопожертвование и эгоизм, и так далее. После того, как вы определились с темой, вернитесь к системе персонажей и кратко запишите, как они относятся к главнейшим ценностям вашей истории. Они должны делать это по-разному, и тогда у каждого появится своя функция, своя уникальная и неподменяемая роль. В борьбе и союзничестве героев на заднем плане будут сражаться их тени – осколки темы, - и читатель поймёт, что вы хотели сказать, по тому, какой из героев окажется в финале на высоте.

Например, в мультфильме «Геркулес» борются две ценности: первая – чистосердечие и смелость, вторая – коварство и двуличие (идея при этом: храбрость и самопожертвование ради любви делают человека подобным богу). Упрощённо система персонажей состоит из Геркулеса, Аида, Фила и Мэг.

Персонажи должны быть понятны детям, поэтому, хоть и наделены и положительными, и отрицательными чертами, тему транслируют непротиворечиво и ясно. Геркулес – сильный юноша с задатками бога, но мощь мускулов в нём сочетается с несообразительностью. За ней по мере развития фильма мы видим чистосердечие. Он бесхитростен и смел. Аид – хитрец, он добивается всего благодаря уму и проницательности, и занимает позицию супер-антагониста, который почти во всём противопоставлен главному герою. Мэг – классический тип «любовника» из набора второстепенных героев. Её действия главным образом мотивированы чувствами. Она начинает историю как двуличный пособник антагониста, в конце концов всё открывается, но Мэг уже сознается, что влюблена, и не может поддерживать силы зла. Она выбирает чистосердечие, за что ей пришлось пострадать. Фил – помощник Геркулеса и его тренер. При первом знакомстве он пытается увильнуть от просьбы главного героя. Геркулес требует, чтобы Фил тренировал его и, таким образом, превратил в мифического героя. Сатир – добродушный персонаж, он не умеет врать. Коварства в нём нет, но поначалу нет и смелости. Он трусливо отказался от мечты воспитать потрясающего героя из-за того, что в прошлом его постигали неудачи. Геркулес убеждает Фила, и тот оказывается на стороне темы, где значится «смелость».

Персонажи-статисты не обязаны транслировать тему, но те, кто «живёт» на страницах в течение длительного времени, обязаны соотноситься с ней. Если герой «завис», хорошенько обдумайте его место в системе. Либо он покинет её, либо получит неожиданное задание раскрыть тему с новой стороны. Сначала вам может показаться, что вас ограничивают в творческом порыве, но это не так. Закон составления системы персонажей открывает новые возможности для их создания. Теперь вы описываете не хаос, но гармонию образов. В гармонии всегда есть место для нового. Планируйте законы своей вселенной. Let`s write!

Другие статьи автора в группе Вконтакте (ссылка на авторской странице) и в блоге http://writer-shooter.livejournal.com