Джулио Романо. Дама за туалетом

Алина Алексеева-Маркезин
 ДЖУЛИО РОМАНО.Дама за туалетом.Начало 1520г.холст (перевод с дерева), масло по темперной подготовке.ГМИИ.

          В Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина многие посетители задерживаются у картины «Дама за туалетом», чье авторство долгое время приписывалось великому Рафаэлю. Позднее удалось установить, что данное произведение принадлежит кисти художника Джулио Романо (Джулио Пиппи), любимого ученика и помощника Рафаэля.

         Картина имеет интересную и сложную историю, много раз переходила к новым владельцам, подвергалась различного рода повреждениям и переделкам. С 1682 г. этот интересный женский портрет эпохи Возрождения находился в собрании принцессы Россано (Рим), затем – в других частных коллекциях: Ламбрускини (Флоренция) и Камилло Памфили (Рим).

        Позже из Италии картина перекочевала в Германию, а в 1839 г. она была приобретена для Эрмитажа у художника И. Ноэфа (Мюнхен). Наконец, в 1930 г. ее передали из Эрмитажа в ГМИИ им. А.С. Пушкина.

           Полотно находится в достаточно хорошем состоянии. Однако по вертикальному кракелюру, особенно заметному на поверхности лица, можно предположить, что изображение было перенесено с дерева на холст. Действительно, оказавшись в коллекциях Эрмитажа, картина была восстановлена и переведена на холст. Согласно сведениям итальянских искусствоведов, она оказалась поврежденной в XVIII веке, когда сделали варварскую попытку вырезать из доски центральную часть с головой и плечами женщины в виде овала.

     Затем, однако, распиленную картину вновь склеили. Среди других повреждений, заметных невооруженным глазом, можно отметить вертикальные царапины на лице женщины. Любопытно, что попавшая в Эрмитаж картина имела другой вид.

           Нижняя часть тела женщины была прикрыта темноголубым покрывалом. Нужно было бережно и тщательно освободить картину от более поздних наслоений, исказивших авторский замысел. После того, как картина была передана в ГМИИ, реставраторы обнаружили, что из-под голубой драпировки просвечивает левое колено, и начали расчищать этот участок картины.

           Всю полноту ответственности за расчистку «Форнарины» Джулио Романо взял на себя известный художник Павел Дмитриевич Корин, заведовавший тогда отделом реставрации Музея изобразительных искусств.

        Точную дату написания картины установить невозможно. Она датируется 1520-ми гг. Вероятно, знаменитый итальянский живописец и архитектор, уроженец Рима Джулио Пиппи, более известный как Джулио Романо (1492 или 1499-1546 гг.), написал свое произведение через какое-то время после смерти учителя, погребенного в 1520 г. в Пантеоне.

       Хотя картина, несомненно, принадлежит к раннему периоду творчества Романо, в ней можно проследить черты, ярко проявившиеся в более поздний период жизни художника, ставшего одним из основоположников маньеризма. Композиция картины, ренессансный интерьер с фигурой служанки на заднем плане, скованная поза модели и обращенность ее к зрителю, сосредоточенность на тонко выписанных аксессуарах и отстраненное выражение лица женщины – черты, показывающие постепенный поворот к новому стилю.

Автор Ольга Муромцева .