Хампи. Божественная песнь

Светлана Сук
Шива и Парвати
Он cидел на вершине холма Хемакута. Шива медитировал. Его не было нигде, и он был во всем. Она всегда была рядом. Была речной богиней, овивающей его животворящей энергией. Звали ее тогда Пампи, или Пампа, именем ее люди стали назвали город - Хампи. Когда-то давно она потеряла его. Тогда ее звали Сати, огонь поглотил ее, когда она не смогла установить гармонию между двумя главными мужчинами своей жизни - мужем и отцом. Она не смогла отвести от мужа направленное в его адрес оскорбление, что исходило от ее отца. Огонь невыполненного долга, позора, гнева и бессилия сжег ее тогда. Шива начал тогда свой безудержный космический танец разрушения Рудра Тандаву, вся Вселенная оказалась под угрозой.

Теперь он медитировал. А она - возрождала себя из пепла, трансформировала и создавала себя для него заново. Для того, чтобы обрести вновь, то, что она однажды потеряла. Теперь ее звали Парвати. Тогда, когда она еще не готова была по-настоящему быть его женой, у нее не было сына. Сейчас богам нужен был непобедимой силы и мужества герой, который смог бы победить сильного и жестокого демона Тараку, который мог разрушить Вселенную. Этим героям мог быть только их сын - сын Шивы и Парвати. Парвати стремилась обрести то, что она однажды потеряла. Шива медитировал.

И пришли мудрецы и небожители к Шиве просить о женитьбе на Парвати и рождении непобедимого сына-воина. Они просили, они умоляли, Шива был равнодушен к их мольбам. Боги пытались искушать Шиву ослепляющей красотой Парвати. «А, женщина», - только и молвил он. Повелитель любви Камадев пускал в сердце Шивы цветочные стрелы из сахарного лука, чтобы разжечь в Махадеве страсть к Парвати. Разгневанный Шива испепелил взглядом дерзкого небожителя. Позже, сжалившись над женой Камадева, Шива сделал повелителя любви видимым, но... только для своей жены. Так установился в Индии порядок, при котором искушение страстью может быть действенно только для собственной жены, и лишь безумцы, не боящиеся гнева Шивы, этот порядок нарушают.

Шива медитировал. Он был безучастен к мольбам, равнодушен к соблазнам и неуязвим перед хитростями и интригами. Но Парвати обрела вновь то, что она когда-то потеряла. Долина реки Тунгабхандра озарилась светом праздника их божественной свадьбы. Вскоре родился их «непобедимый младенец», сын Сканда, в возрасте шести дней победивший коварного демона Тараку. Шива и Парвати продолжали вечный небесный танец своей божественной любви... А люди где-то там, внизу под облаками, проживали короткий миг своей человеческой жизни в суете и ожиданиях. Продолжали жить так, словно в земной жизни они бессмертны, а вечности не существуют. Люди воевали и стремились к победам... А черный дым последнего сражения над руинами Хампи уже готовился развеять иллюзию стабильности и мира хрупкого телесного существования...   

Горячее сердце Ханумана   
Хампи находился под покровительством Шивы - той части его воинственной энергии, которая носила имя Вирупакши. В поток этой мощной вселенской энергии гармонично вливался, космической музыкой, стук сердца благородного Ханумана.

Хануман жил в королевстве Кишкинда, на противоположном Хампи, северном берегу реки Тунгабхандра. Он был воином, у него не было ничего, кроме невероятной силы, храбрости и чести воина. Свет этих качеств собирал вокруг него воинов-ванаров, полулюдей-полуобезьян, под его предводительством они были непобедимой силой.

Скромный и сильный, он выбрал не громкий путь великих побед и славы, а путь бескорыстного служения, самоотречения и самопожерствования. Свое сердце он отдал Раме и Сите, и не видел для себя другого предназначения, кроме служения им. Святой старец, мудрец-отшельник Вальмики описывал события наполненной испытаниями жизни Рамы и Ситы, подвиги бескорыстного служения Ханумана. Те, кто читают «Рамаяну», очищают свое сердце от корысти и низменных страстей, свет праведной жизни ее героев задает новые, высокие духовные стандарты для людей, за Душу которых всегда идет борьба различных вселенских сил. Считается, что человеку, который думает о Ханумане и поклоняется ему, дается невероятная физическая сила, выносливость и стойкость духа воина.

Когда Хануман был маленьким, он любил играть с камнями. Большую каменную глыбу он любил устанавливать на маленький камень и наблюдать, как зависли в воздухе, словно в застывшем движении, гигантские каменные конструкции. Этими мистическими, презирающими законы физики, сооружениями из огромных валунов, маленьких камешков и каменных глыб самых разнообразных форм и размеров, Хануман окружил свой Хампи. Пусть вокруг - однообразный равнинный пейзаж, а Хампи, как место силы, где сходили на Землю боги, где происходили удивительные события из божественной жизни, где оживала «Рамаяна», будет окружен плотным кольцом из сказочных, говорящих камней. Так решил Хануман, и так тому и быть.

«Город победы»
А люди внутри каменной сказки Ханумана жили своей жизнью. Считали себя всемогущими и непобедимыми. Они построили величественный, прекрасный город, назвали его «городом победы» - Виджаянагар, и стал этот город столицей непобедимой Виджаянагарской империи.

Империя процветала. Большие караваны с несметными богатствами приходили в Виджаянагар из далеких земель. Торговцы обменивались своими товарами, чтобы становиться еще богаче. Город утопал в цветах, сверкающие драгоценные камни продавались россыпями, лучшие необъезженные скакуны искали здесь своих непобедимых наездников-воинов. В городе любили пышные праздники. Люди пели, танцевали, наряжали ритуальных слонов, украшали гирляндами гигантскую каменную колесницу, танцовщицы-деваси устраивали яркие представления. Королева спасалась от жары в своем прохладном дворце-Лотосе, вельможные мужчины составляли планы обороны и наступлений в тайных комнатах Королевского дворца, пели колонны храма Витала, люди совершали обряды свадеб, рождений и похорон. Все было на своих местах, во всем был порядок и гармония.

Город был защищен рекой, горами, стенами и мудростью правителя, уже долго жил в мире и богатстве и не думал о войне. Город не почувствовал в воздухе смрадный запах приближающегося последнего боя... Люди верили, что богатства, слава, мир - находятся в их власти, под их контролем. Люди думали, что так будет всегда.

Дни ужаса, смерти и разрушений... Горящие дома, оскверняемые иноверцами храмы. В небо взвился единый человеческий вопль ужаса, смерти и страданий. Храмы и сооружения, построенные из прочных камней Ханумана противостояли огню, а дворцы короля и вельмож, построенные из самого роскошного и дорогого материала - дерева, только распаляли огонь, пожирающий город. Виджаянагара больше нет. Город победы больше никогда не возродится из пепла... Счастье, слезы, следы оборвавшейся жизни горожан засыпаны пеплом.

Новые города и новые люди
Когда-то давно, до падения Виджаянагара, у стен города появился странный человек с кожей цвета молока. Поговаривали, что он вез из своей далекой страны за тремя морями, богатый товар. Боги были немилостивы к нему. По дороге, вблизи Дербента, он потерял весь свой товар. Но вскоре его пронизанный расчетами ум придумал новую комбинацию, купец задержался в Персии, купил роскошного скакуна и прибыл по своим финансовым делам в центр восточной торговли. Звали этого человека из «молочной страны» Афанасий Никитин. Он потратил много лет жизни на свое «Хождение за три горя». А сегодня, на руинах некогда могущественной империи Виджаянагар, можно встретить множество людей, похожих обликом на Афанасия Никитина. Им нужно всего лишь несколько часов, чтобы на своих больших железных птицах добраться до Виджаянагара. Но в городе больше не кипит жизнь, не поют песен, не торгуют скакунами, не блестят алмазами и не выращивают цветы. Люди дивятся мастерству древних зодчих, восхищаются масштабами роскоши ушедшей империи, смотрят на их богов в оскверненных храмах. Люди приехали из своих городов, защищенных и прекрасных. Они живут в мире и достатке. Люди думают, что так будет всегда...

А над руинами Виджаянагара, на холме Хемакута, медитирует разрушитель людских иллюзий Шива. Храм Вирупакши видел свадьбу Шивы и Парвати, видел расцвет и падение Виджаянагара. Каждый год, через месяц после Холи, люди приходят в храм, чтобы вновь и вновь праздновать свадьбу Шивы и Парвати. Над руинами Виджаянагара продолжается вечный космический танец их божественной любви... 

С любовью из Хампи, Светлана Сук