Протокол допроса Колесникова И. П. 10. 05. 1966 г

Яаков Менакер
   
                -128-


     Архивный лист - 0219 
               

                ПРОТОКОЛ
                ДОПРОСА СВИДЕТЕЛЯ

                гор. Винница                10 мая 1966 г.

                Допрос начат в 10 час. 30 мин.
                Окончен в 17 час.05 мин.
                С перерывом на обед с 12 час. 40 мин.
                до 14 час. 30 мин.
 
     Следователь следотделения УКГБ при СМ УССР по Винницкой области капитан ШЕПИЛОВ в помещении УКГБ с соблюдением требований ст.ст. 85,167 и 170 УПК УССР допросил в качестве свидетеля:
    
     КОЛЕСНИКОВА Ивана Пантелеевича, 1924 г. рождения, место рождения с.
                Морозовка Мур-Куриловецкого района Винницкой области, украинца,
                гр. СССР, беспартийного, образован. 7 классов, род занятий -
                пожарная охрана гор. Изобильное, Изобильнский р-н, Ставропольскийэ
                край – начальника команды. Проживает в гор. Изобильное,
                ул. Л.Толстого, пожарная команда Ставропольский край, паспорт
                серии Х1У-ЦЩ №577435 выдан 11.03.1965 г. Изобильнским РОМ
                Ставропольского края - бессрочный.
               
     В соответствии с Ч.1У от.167 УПК УССР КОЛЕСНИКОВУ И. П. разъяснены обязанности свидетеля, предусмотренные ст.70 УПК УССР, и он предупрежден об ответственности по от.179 УК УССР за отказ или уклонение от дачи показаний и по ст.178 УК УССР за дачу заведомо ложных показаний.  Подпись.               
    
     По существу поставленных мне вопросов поясняю, что (русский языком я владею, и буду давать показания на русском языке).
 
     В начале 1942 года примерно в январе месяце 1942 года староста сельской управы села Морозовка Барского района Вин¬ницкой области направил меня на слуполицию в пос. Мур-Куриловцы, где в то время был райцентр. Там я сначала учился на курсах полицейских, которые проводил ХОТНЯНСКИЙ (имя, отче¬ство и откуда он не знаю), в последствии он стал начальником Мур-Куриловецкой районной полиции Винницкой области.
 
     Архивный лист - 0220

     После окончания курсов полицейских я примерно около месяца служил рядовым полицейским Мур-Куриловецкой райполиции, а затем по моей просьбе меня перевели рядовым полицейским Снитковского полицейского участка в село Снитков Мур-Куриловецкого (ныне Барского) района Винницкой области, где я и служил до освобождения территории Советской Армией в 1944 году.

     С начальником Мур-Куриловецкой райполиции ХОТЯНСКИМ у меня были нормальные взаимоотношения, рядового полицейского с начальником райполиции, личных счетов к нему не имею.

     Начальником Снитковского полицейского участка являлся МОСТОВОЙ Леонид (отчество не знаю), которому я был непосредственно подчинен по службе в полиции, взаимоотношения у меня с ним были нормальные служебного характера, личный счетов к нему я не имел и не имею, правда, МОСТОВОЙ Леонид неоднократно ругал меня за то, что я являлся на службу в нетрезвом состоянии, но это были отношения чисто служебного характера.

     О массовых расстрелах советских граждан еврейской национальности в 1942 году мне ничего не известно, так как когда их расстреливали около с. Попова Мур-Куриловецкого р-на, то я в это время лежал в Мур-Куриловецкой районной больнице по поводу чесотки на руках, а когда из больницы вышел, то от полицейских (от кого конкретно не помню) слышал, что еврейское население расстреляли около села Попова, но как их расстреливали, и кто расстреливал, я не знаю. Были ли другие случаи расстрела советских граждан, кроме как у села Попова мне неизвестно и я не слышал ни от кого. О том, что я лежал в больнице может подтвердить врач больницы, где я лежал ГОНЧАРУК (имя, отчество его не знаю, сам он из с. Курашовцы Барского района).

      Как рядовой полицейский я выполнял обязанности, возложенные на меня как на полицейского. Я стоял на посту при здании Снитковского полицейского участка, ходил в села Котюжаны, Морозовка, Суповка и другие, входившие в Снитковский участок, где обязанность моя была следить за порядками в селах.

      Архивный лист - 0221
       
      За время службы в полиции кажется летом 1943 года (точно не помню) меня направляли на курсы в гор. Бар Винницкой области, где в то время был окружной центр. Там нас было собрано человек примерно сорок, жили мы в общежитии, занятия с нами проводили какие-то два чеха на жандармерии (кто они, я не знаю), обучали нас там строевой подготовке, но для чего и куда нас готовили, я не знаю. Учился я там примерно один месяц, а затем нас распустили по своим участкам.

      Так же однажды летом 1942 или 1943 года (точно когда но помню) меня с полицейскими ЧЕМЕС Сергеем Максимовичем (он из с. Морозовка, где находится не знаю) и ДМИТРИЕВЫМ (имя кажется Василий, отчество и откуда он я не знаю, он был военнопленный и служил полицейским в Мур-Куриловецкой поли¬ции, где он находится но знаю) направили в Западную Украину на заготовку леса, где мы были в каком-то селе (район и область не знаю) двое суток, затем поехали за продуктами питания кажется в гор. Ровно, где нас посадили в тюрьму с ДМИТРИЕВЫМ, а ЧЕМЕС Сергей оставался там, куда мы прибыли первоначально.

      В тюрьме мы пробыли дней 20 (двадцать) примерно, а затем нас освободили, но оружие нам не отдали и мы возвратились к своему месту службы вместе с ДМИТРИЕВЫМ, а ЧЕМЕС Сергей оттуда не возвратился и где он девался, я не знаю, но в с. Морозовку и к мосту службы он больше не возвращался и о ого судьбе мне ничего не известно. За что нас арестовы¬вали, я не знаю.

      Так же был случай в 1942 году (когда точно не знаю и не помню) меня кажется начальник полицейского участка МОСТОВОЙ Леонид послал меня с запиской в с. Котюжаны в детский дом, где я должен был забрать детей еврейской национальности и увезти их в гетто или в с. Снитков или в пос. Мур-Куриловцы (точно не помню). Как мне помнится, я приехал в детский дом на велосипеде, дал директору детдома (фамилии, имени её я не знаю) записку, зашел в детский дом, потом директор детдома отдала мне несколько человек детей еврейской национальности, которых было примерно 4-5 (точно не помню). Этих детей посадили на повозку, и я их сопроводил в пос. Мур-Куриловцы, как мне припоминается, где я их сдал дежурному районной полиции, но кто дежурил тогда, я не помню, и сказать н могу. Кто был кучером повозки, я не помню, но повозка была из села Котюжаны. Какова судьба этих детей я не знаю.

      Протокол допроса мною прочитан, показания с моих слов записаны правильно.
                Подпись.
      Допросил: капитан (Шепилов).
      КОПИЯ ВЕРНА:  Следователь следотделения УКГБ при СМ УССР по Винницкой   области.               

      ПРИМЕЧАНИЕ.
Настоящие три листа одного файла в образе трех картинок в формате .jpg преобразованы в текстовый набор в формате .doc. Исполнил: Я. Менакер.
09.05. 2017 года.