Андрей Миронов глазами молодёжи

Тамара Сароян
Я – один из представителей подрастающего поколения и мне 13 лет. В этом возрасте многие из моих сверстников имеют своего кумира. У кого-то это певец, у кого-то актёр, у кого-то видеоблоггер YouTube… У моих подруг тоже они есть. Конечно, они делятся этим со мной, а затем спрашивают:

- А какой же твой любимый актёр?

Мой ответ их удивляет:

- Андрей Миронов.

Печально, что некоторые из них даже не знают, что это за актер. Я очень горжусь тем, что я к таким людям не отношусь. Кроме того, я хорошо знакома с его жизнью и творчеством.

Мое знакомство с ним, точнее, с его голосом, началось ещё в раннем детстве... Мы с сестрой Сонечкой обожали смотреть мультики, которые он озвучивал. Больше всего мы любили смотреть «Месть кота Леопольда» - одну из серий того детского сериала, которую озвучил именно Миронов. Как же мы любили  песенки из этого мультика!

Разошлись пути - дорожки,
Может, встретимся опять.
Кошки - мышки, мышки -кошки
Надо под руку шагать.

Тогда нам был не важен обладатель так полюбившегося нам голоса, тогда мы и подумать не могли, что пройдёт столько времени, и он станет нашим самым любимым актёром.

Андрей Миронов – первый актёр, который понравился нам с сестрой не только из-за его таланта.  Нам он нравится и просто как человек. Помимо  его творчества, мы изучали и его биографию, факты из которой  трогали меня до слёз. Я удивлялась силе воли и духа этого удивительного человека. Наблюдая его игру в «Бриллиантовой руке», невозможно даже подумать о том, как тяжело дались ему съёмки этого фильма. Поклонники Андрея Миронова наверняка знают, что всю жизнь актёра мучил фурункулёз -  всё тело было покрыто кровоточащими язвами. Во время спектаклей Миронову приходилось даже по нескольку раз менять рубашки – они пропитывались кровью.  Но это не мешало ему в картине Э. Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России» выполнять все трюки самому, не пользуясь услугами дублёров. 

Э. Рязанов вспоминал: «Андрей в фильме «Приключения итальянцев в России» все трюки выполнял сам и делал это как профессионал, но когда надо было прыгнуть в реку Неву, произошла заминка. Всё-таки он это сделал. Потом я узнал, что у него были фурункулы по всему телу. И мне было немного стыдно, что я заставлял его это делать. Но с ролью он справился прекрасно».

Мы с сестрой недоумевали: неужели он жил с этим? С этой мучительной болью?! И как же ему удавалось, как бы плохо не было, выходить на сцену, сниматься  в кино и радовать зрителей новыми ролями?

Андрей Миронов действительно был человеком сильной воли. Нам с Сонечкой очень жалко, что к моменту нашего рождения его уже не было в живых. Печально, что мы родились так поздно. Грустно, что он умер так рано, напомню, на 47-м году жизни в Риге 16 августа 1987. А ведь он мог дожить и до нашего времени!

Как бы мне хотелось перенестись назад в то время! Как бы хотелось побывать на его спектаклях, концертах! Я бы точно бы пробралась к нему за кулисы, подарила бы цветы и взяла автограф. Ведь это так приятно – держать клочок бумаги, на которой шаловливая рука твоего кумира (не важно, кого) написала автограф, подумать о том, что кто-то далёкий и неприступный держал его в руках! Но это всё только мечты…

Андрей Миронов родился 7 марта 1941 года,  но по документам  8 марта. Родители пошутили: «Будет подарок женщинам!».  И ведь они не ошиблись. Миллионы женщин СССР были влюблены в Андрея Миронова, миллионы мужчин СССР пытались ему подражать. А ведь маленький Андрюша был обыкновенным ребёнком, в будущем, как и все мальчики, мечтал стать футбольным вратарём. Его родители – знаменитые Мария Миронова и Александр Менакер, даже не думали о том, что их сын станет актёром. На четвёртом курсе Щукинского училища он впервые снялся в кино – «А если это любовь?» Наиболее известные его работы в кино - «Берегись автомобиля», «Бриллиантовая рука», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Двенадцать стульев», «Трое в лодке, не считая собаки», «Человек с бульвара Капуцинов» и многие другие.  Но публике Миронов больше всего запомнился в роли обаятельного жулика Геши Козодоева, что очень его огорчало.

Последней завершённой работой в кино Андрея Миронова стал «Человек с бульвара Капуцинов».  После выхода этой картины, актёр занялся работой над ролью маркиза Санглие в кинофильме режиссёра Павла Любимова «Следопыт», но завершить эту роль так и не смог. Он умер, не успев доиграть и озвучить свою роль. На неотразимого Миронова было страшно смотреть – тяжёлая болезнь сделала своё дело. 

Алексей Неклюдов вспоминал: «Андрей Миронов не успел, к сожалению, не успел досняться и озвучить свою роль в «Следопыте». Мне дали послушать «рабочий голос» (тот, что записывает камера) с шумами, посторонними звуками. Голос Миронова было не узнать: низкий, тихий… просто мурашки по коже. Андрей уже сильно болел. А когда его не стало, сценарий фильма переделали так, что персонаж Миронова в середине картины исчезает. А то, что Андрей Александрович успел сыграть, попросили озвучить меня. Я спросил режиссёра: «Вы хотите, чтобы я говорил голосом того Миронова, который снимался в „Следопыте“, или мне постараться воспроизвести его обычный бодрый голос?» Мы ещё раз прослушали запись, и Любимов говорит: «Нет уж, давайте говорите тем голосом, к которому все привыкли». Режиссёр всё время добавлял роль Миронова, писал текст даже к тем кадрам, где его персонаж появлялся на дальних планах, — ведь каждый кадр стал дорог! Когда состоялся просмотр картины, многие даже не поняли, что это я озвучиваю. Значит, всё было правильно сделано. И я сразу сказал, чтобы в титры мою фамилию не вносили.»

Андрей Миронов прославился, прежде всего, как комедийный актёр. В жизни он тоже был весёлым человеком – любил шутить и разыгрывать. Его коллеги по театру рассказывали о том, что смех Миронова был заразительным. Нередко он сам попадался на розыгрыши своих друзей и коллег, но тут же «давал сдачи». 

Все мы знаем, что Андрей Миронов умер, можно сказать, прямо на сцене. Здоровье его подводило довольно часто. Жизнь Андрея Миронова оказалась на волоске ещё в 1978 году – произошло первое кровоизлияние в головной мозг. Актёра спас сгусток крови, образовавшийся на месте разрыва сосудов. Второго такого удара актёр не выдержал. Не доиграв последнюю сцену в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро», он потерял сознание. Врачи, как могли, боролись за жизнь Андрея Миронова, но спасти актёра не удалось, и через два дня Миронова не стало.

Я постаралась описать последний спектакль Андрея Миронова в стихах. Они даются мне очень тяжело…Вот что у меня получилось - строго не судите…

Последний Фигаро

Всю Ригу тучами в тот день заволокло,
И город тот до ниточки промок,
Когда взбежал на сцену Фигаро,
А спуститься сам с неё не смог.

Актёры начали блистательно играть,
Но Фигаро казался мне усталым.
В конце к стене вдруг стал он отступать,
Схватился вдруг за стену и упал он.

Застыла на лице его улыбка,
От боли искажённая слегка.
Несчастный, ни к чему твои ужимки!
И смерть твоя к тебе уже близка.

В театре воцарилась тишина –
Никто не понимал событий поворотов.
Вся публика была напряжена,
Ведь Фигаро – Андрей Миронов!

И, наблюдая друга муки,
Вдруг Альмавива стал не тот:
Он Фигаро схватил на руки
И за кулисы поволок.

А зал аплодисментами взорвался –
Толпа не понимала ничего.
Но кое-кто в толпе всё ж догадался,
Что что-то страшное в тот час произошло.

Он был актёром, даже умирая.
И всё же он красиво умирал:
Актёр в машине скорой, без сознанья,
Монолог героя прошептал.

Но Фигаро остался жив,
И он парит над тем театром.
И он по-прежнему красив,
Весел, мил и обаятелен.



Всю Ригу тучами в тот день заволокло,
И город тот до ниточки промок,
Когда взбежал на сцену Фигаро,
А спуститься сам с неё не смог.

***

Фото из Интернета