Мужчина в период турбулентности. Глава 1

Гарри Гмбх
               
        Все хотят заново родиться. Все. Заново родиться.  Быстро проскочить детский  возраст. Завести новых друзей.  Ещё раз найти свою вторую половину. Заработать денег.  Принести в этот мир ребёнка.  Стать счастливым и независимым. Найти свою третью, четвёртую половину.   Испытать чувство  счастья  пять-семь раз.  Восторга - двадцать раз. Горечи, боли, утраты – пятьдесят-сто раз.  Вы хотите жить вечно? Тогда Вы должны понимать, что эта статистика не изменится. 

     А мне всегда хотелось  стать писателем. Я хотел написать роман про Дикий Запад.  Лавры Майн Рида, Карла Мая и Фенимора Купера манили. Мне было лет десять и я решил серьёзно взяться за дело.  Выдрал листы из какой-то старой книги, оставив лишь обложку. Вклеил в  неё толстую тетрадь.  Даже написал начало на пол-страницы. Книга уже имела форму. Оставалось найти содержание. Дальше дело не пошло.  Не хватило фантазии?   Был занят проблемами роста?   Только теперь я понимаю. Книга - это труд.   Он не по плечу десятилетнему мальчику.               

    Сегодня забрал из офиса открытую пачку кофе, которую купил неделю назад и пил на работе. Денег, чтобы купить ещё одну пачку домой просто нет. Осталось 106 руб на карте. Хватит, чтобы уехать завтра в офис. Не хватит, чтобы вернуться.      
    Я нахожусь в ситуации управляемого  стресса.   В обычной трактовке это означает, что ты сам себе устроил   какие-то приключения - типа решил прыгнуть с парашютом  или в прорубь - но можешь от них в любой момент отказаться.  Неуправляемый стресс - когда ты не властен влиять на ход вещей.  Он разрушает.  Сначала твои привычки. Потом тебя самого.
     Я же давно понял, что в моей жизни нет событий, которые я могу назвать враждебными.   Все идёт  во благо. Извлекаю позитив из всего. Как из воздуха чистый спирт - это стало возможно согласно последним данным науки.  Не понимаю, почему, но это сделали американцы,  а не мы, наследники  и практики  великого Менделеева.  Кстати, не отказался бы сейчас от глотка.
    Рабы своих привычек стремятся накопить ресурсы, чтобы еще больше от них зависеть. И если идёт не так - бьются за свой способ жизни до конца.  Рвут сердца и моторы.    Многие начинают подвывать и жаловаться на судьбу.   Мол сделали в жизни ошибки, и теперь  расплачиваемся. Вот бы в прошлое вернулись - по другому развернулись...
Не плачьте об утраченных возможностях.  Великая тайна в том, что мы никогда не делаем никаких ошибок. Мы никогда не ошибаемся. Все наши действия и ранее и сейчас опираются на наш опыт, накопленный на конкретный момент времени. На наш образ мыслей.  Воспитание. Образование.  И если ты ещё жив, значит ты сдал экзамен и чей-то эксперимент под названием Жизнь продолжается.  Здесь нет оценок. Только зачёт и незачёт.   
И мы всегда на пике своей мудрости.           А мудрость дается нам Богом. Мы часто просим Его о вещах, которые, как мы полагаем, будут полезны для нас:  успеха в делах, здоровья, богатства. Где гарантии, что все это принесёт нам пользу?  Будем ли мы чувствовать себя хорошо и комфортно получив просимое? Я бы назвал эти просьбы недоверием к Его промыслу. Все, о чем стоит просить Бога, небо, космос, Вселенную и прочие высшие инстанции - это вразумить.  И принять непостижимое.   
    Бог не любит раздолбаев.  Он как заботливый и прагматичный отец требует от нас послушания.  Любит, когда мы трудолюбивы, ответственны и покорны. Готов терпеть наши мелочные просьбы.  прощать нас за тяжёлые проступки. Друг перед другом.  Но никогда не простит неуважения к себе.  И больше всего он хочет нашей искренней любви. Той необъяснимой самозабвенной веры,  доверия и слияния с Ним, на которую только способен созданный им род человеческий.  Доверяйте и превращайте даже наказание во благо и новые возможности!  Аминь. Закончим проповедь по американски.   

               
 Глава первая. Риэлтор.

- Агентство недвижимости Ти Джи эстейт,  Вы подавали заявку на подбор квартиры, у Вас есть несколько минут свободного времени? -   Утвердительный ответ на том конце трубке.               
     -   Я должен задать Вам несколько вопросов, чтобы лучше понять, какую квартиру Вы хотите.    Давайте сделаем так...               
       Вот уже месяц как я работаю риэлтором в подмосковном городе. Риэлтор. Раптор.  В отличие от солидных торговцев недвижимостью мы лёгкая  конница этой древней профессии. Некрупные, быстрые хищники,   пускающие кровь ищущим временную норку грызунам. Заселяем клиентов в сдаваемое в аренду жильё.  Ловим добычу на расставленные интернет-ловушки.   Принцип действия прост: сыром-приманкой является квартира-мечта. Находите на сайте свою, то бишь  нашу,  мечту : пять  мин до метро, евроремонт, джакузи,  посудомойка и даже подогрев Вашего пола: очаровательная двушка составит компанию одинокому мужчине или семейной паре ..  Комиссия агента, указанная в рекламе - тридцать процентов.  Набираете номер. Приятный женский голос  задаст Вам пару вопросов,  предупредит о комиссии в сто процентов за поиск вариантов и: 

 - Вам перезвонят...
      Думаете, сколько народа отказывается  сходу?  Единицы.    Мозг жертвы не фиксирует опасность, а желание быстрее найти убежище почти инстинктивно.   Информация  от девушки-секретаря  сразу поступает сладкоречивому и всегда голодному  раптору, на которого ложится задача убедить клиента начать поиски альтернативы.  Подсказать, что мир полон других приятных  возможностей. 
     Процесс обучения агентов-рапторов в компании  поставлен на поток и чем-то напоминает гладиаторскую школу. Новичкам выдается оружие – скрипты.  Речевые модели, которыми следует научиться владеть до автоматизма и знать наизусть, как стихотворение.  Важно все - и темп речи, и интонация, и умение сделать паузу. Даже поза в момент разговора.   Курсы актерского мастерства. Станиславский отдыхает.
  Отбирает новобранцев Стас. Он же обучает их,  готовит к схваткам и руководит боями.  Стасу двадцать два.  Он бывший офис менеджер банка, а теперь профессиональный ланиста.  У него располагающая внешность и мягкие вкрадчивые манеры карточного шулера.   Он мастерски меняет тон и манеру общения, подстраиваясь под клиента: от делового и значительного, до фамильярного и даже грубого. Молодые рапторы  учат мантры, оттачивая словесные клинки в совместных тренировочных схватках-диалогах. Один играет роль жертвы, другой – раптор, потом смена.  Жертва должна вывернуться из его объятий, раптору необходимо загнать жертву в тупик.   Раптор должен научиться определять, наиболее эффективные каналы восприятия информации  жертвы, чтобы влиять на нее. Если Вы  говорите : «Смотрите,…» раптор сразу раскусит в Вас визуала и начнет рисовать картину маслом, а если Вы употребляете «Послушайте,…» - значит Вы аудиал и Вас будут завораживать сменами интонаций и соловьиными трелями.
   Приходят сюда многие..  Остаётся  один-два из десятка.  Очередной шквал кризиса   в России смывает за борт бОльшую часть не успевших научиться переносить качку морячков и разбрасывает по утлым суденышкам.  С большого корабля конец никто не бросает, а тут – солидное агентство..   К Стасу на одно из собеседований пришла его бывшая начальница отдела, лет на десять его старше.   Увидела его и отказалась, хотя отношения когда-то были с ней неплохие .

Когда закончился мой первый рабочий день я пришёл к мысли, что это то, что мне надо.   Пожалуй, впору самому доплачивать.  Жаль, нечем.     Я считаю себя неплохим коммуникатором.     Подучусь местной специфике и начну рубить бабло.   Короче, оказался в нужное время в денежном месте.
Главное -  никакого мошенничества.  Просто работа с возражениями.
 
- Мне понравилась квартира на улице Ленина, 25, за тридцать тысяч. Она свободна?
 
- Такая квартира  имеется, но за неё  внесён залог. ...      (короче, еще не замужем, но уже обручена. Иначе непонятно, какого хрена она висит в рекламе и компанию обвинят в обмане потребителя).   
 Могу предложить два-три других варианта
 
- Нет, мне понравилась именно эта.
 
  -   А как Вы считаете, наличие альтернативы лучше, чем ее отсутствие?   Мы ежедневно обновляем базу данных, порядка 800 квартир и у нас полная информация.
 
- Да, но у вас комиссия сто процентов!
 
-  Вы считаете, что комиссия сто процентов слишком высокая? А почему Вы считаете, что это много?
 
- Да я видела кучу предложений с тридцатью процентами!
 
 А почему тогда до сих пор не сняли квартиру через них?
 
 Есть и более жесткие версии.
 
-      Что мешает принять решение?     И давно это с Вами, что Вы сомневаетесь в своём выборе? 

    Словесное манипулирование позволяет прогнать клиента через различные чувства: печали, страха, удивления, отвращения, радости ... Угадайте, какое чувство самое нужное для принятия решения?  Гнев!  Гнев - это действие.  Направьте его в нужное русло.  Установите личный контакт. 
Вытащите клиента на показ. Заманите в норку. Сегодня.  Сейчас.  И заключите сделку. Пустите кровь. Always be closing.   Всегда заключай сделку. 
 
Мой друг, Писатель,  называет этот бизнес бизнесом на лени.  Почти похвала.  Весь бизнес строится на том, что каждый занимается своим делом .  И не лезет туда, где все уже схвачено.  Рапторам тоже нужно жить.
       
Один такой раптор женского пола, мой коллега, стоит сейчас у окна и разговаривает по телефону с  бывшим мужем. Просит помощи. У раптора сын шести лет,  пожилая мама и неоплаченный трехмесячный долг за аренду квартиры. Бывший не платит алименты. Сам в долгах.. Раптор не плачет.  Просто понимает, что помощи ждать неоткуда.
  Через два месяца  он  начнет зарабатывать  около ста тысяч, закроет долги по аренде...    Будет работать без выходных.  В тридцатиградусный мороз  стоять перед подъездами, ожидая опаздывающих клиентов.  Двигаясь почти на автомате, увидит на улице знакомое лицо  и неожиданно осознает, что это ее  ребенок катается там с горки под присмотром бабушки.  Будет приходить с показов то воодушевлённым, то оплёванным, почти без сил.
Удачи тебе, раптор.  Нелегок твой хлеб.  Горька твоя кровь.

     За бизнесом для ленивых стоят трудолюбивые и талантливые люди. На троих одно высшее образование и то – военное.  Но есть знание человеческой психологии, упорство и понимание своего дела. Я влюбился в них.  Ребята разруливают ситуации, которые в 90-е заканчивались стрельбой и погромами. По настоящему балдею от  начальника отдела по контролю за качеством обслуживания  (ОКО) Михаила. Офицер. Разведчик. Капитан. Воевал, но  не говорит, где у нас воюют.. Дважды становился майором, дважды лишали звания. 
 Один  эпизод, второй он рассказывать не захотел.    
   Возвращались с задания. По дороге наткнулись на противника. Завязался бой. Отбили двух пленных наших солдат.  Нарушили приказ – в столкновения не вступать, куда-то опоздали, кому то не доложили.  При возвращении в часть из палатки выскочил незнакомый штабной полковник и стал орать, мол, что за люди с вами, зачем ввязались и поставили под угрозу выполнение задания.  На тот момент майор, голодный и злой,  просто повернулся в его сторону и нечаянно задел зубы полковника стволом автомата.  Полковник орать перестал.  А майор  перестал быть майором. Хорошо, что не отдали под трибунал.
   Око, пожалуй, самый открытый, и как ни странно звучит, сердечный человек среди руководства.   Несмотря на любовь к слову бранному, он по настоящему поддерживает ребят. Где словом, где предупреждением.  Следит за порядком и дисциплиной.  По моему, ко мне относится неплохо. Чувствует во мне  карельскую упёртость и желание выслужится. Первые симпатии они как первая любовь. Поменять трудно.   
.
    Раптор из меня получается, как я понял, некудышным.. Наверное, мешает чувство собственной важности. ЧСВ.  Не могу понять и простить:  клиент подтвердил встречу утром.  За час до назначенного времени ответил на звонок, сказал, что выехал. Рядом со мной стоит  хозяин квартиры, который добирался сюда два часа с другого конца города. Ровно в  назначенное время просто приходит смс, что уже, видишь ли, нашел  вариант и снял.  И потом просто вырубают мобильник и даже матом не пошлешь.   Да что б вас так же кто- нибудь снял, ребятки!   Просто Кидай-город какой-то…
         
          Через месяц шефы мои пришли к тому же выводу, что и я.  Проверили на детекторе лжи. Впервые в жизни. Меня проверили.   Узнали обо мне все, что я давно забыл.  О долгах, пьющих родственниках и друзьях, привлекавшихся к уголовной ответственности.  Уточнили про наркотики. Узнали, успел ли я что-то украсть за прошедший месяц. Полиграфист-психолог, очкастая тетенька,  сотрудничавшая еще с КГБ и « коловшая»  воров в законе и иностранных шпиенов, заявила шефам,  что я парень креативный, но вид крови меня не возбуждает и агент из меня никакой.  Да и реакция уже не та.  Предложили повышение – должность начальника отдела собственников. Если зааббревиатурить – НОС. Ну что же. Если есть Око, почему бы рядом не пристроиться Носу.   Буду вынюхивать норки и  кормить рапторов.  Договариваться с хозяевами, показывать всем желающим, вести  учет и контроль.  Дефицит управленческих кадров. Проработав здесь три месяца уже стал старым ящером.   Запарки в зоопарке.

    В мире рапторов все очень быстро меняется. Как только на рынке появляется новая симпатичная норка в хорошем месте, туда немедленно устремляются тучи возбужденных хищников, волокущих своих клиентов в стремлении заселить их  и заработать денег. У дверей  даже могут образоваться очереди, происходить стычки за право первому просмотреть квартиру – у меня один раз сразу четыре пары пытались протиснуться одновременно в одни двери. Зато как только жертва  осмотрела квартирку и интерес ее пропал, страсти моментально стихают, раптор становится вялым, температура тела падает и начинается  новый  процесс поиска.  Правда бывают и обнаглевшие жертвы, пытающиеся отпихнуть своего проводника как только увидели свет в конце туннеля – хозяина понравившейся квартиры. И тогда раптор будет мочить всех. И г(у)андоны отступают.
    В этой безудержной круговерти непостоянства чувств, бурных эмоций, надежд и разочарований удерживаются лишь самые сильные, эмоционально устойчивые, трудолюбивые… Или  такие, как я.  Ищущие легких путей  и оптимальных решений, ленивые, стремящиеся попасть в то поле, на котором они смогут обыгрывать других.
    Текучка в офисе колоссальная. Чувствую какой-то mistake в системе, но пока не пойму, в чем проблема. То, что работа с большими нагрузками и психологически подходит не всем, ясно. Вроде бы и внимания уделяется много обучению, и шефы тратят на нас массу личного времени, все время в офисе и в онлайн режиме what’s up. Общаемся до полуночи.
   Через месяц понял. Все направлено на зарабатывание денег. Выжимание по максимуму. Заболела девочка, начальник отдела. Красивая, неглупая. Кстати, глазки мне строила. На месяц почти на обследования надо ложится. Не, мы себе такое позволить не можем. Цитирую Око.  Многозначительно молчу. Пока.   
  Мой диагноз: Нехватка человечности. Нет корпоративного духа. Гордости за свое дело. Только вчера был человек, приходил на работу, со всеми общался и вдруг исчез.  И никто не спрашивает где он, что с ним. Когда то давно, на лекции по философии, сдавая кандидатский минимум  услышал, что первобытные люди на первоначальном этапе, еще недалеко уйдя от животных,  равнодушно проходили мимо погибающего соплеменника, сломавшего ногу или завязшего в болоте. Чувство общности и понимания ценности жизни еще отсутствовало.  Именно такое чувство возникает у меня сейчас. Глядя на то, как народ возникает, как мыльные пузыри и лопается, исчезает не оставляя следа. У меня люди работал по десять и более лет. Пока я сам вел дела и руководил компанией. Но что теперь вспоминать…В конце концов я сейчас работаю на этих двадцати-тридцатилетних ребят. А не они на меня. If you are so clever, why  you are here? *
   Только не записывайте меня в хорошие парни. Я еще та сука. Я ничего хорошего не делаю бессознательно. Все пропускаю через мозг.  Но.  Человечность – системный фактор, определяющий конечную эффективность работника. Думаете, он будет хорошо работать, если Вы заставите ходить его строевым шагом, трахать мозг по мелочам, и считать себя землепупом? Не отпустите с работы, если ему нужно, не выдадите аванс пораньше? Неконструктивные мысли и обиды просто  сожрут большую часть его трудовой энергии..
   И еще. Но это уже очень личное.  Я люблю касаться людей. Похлопать по плечу. Тронуть за руку. Снять нитку с пиджака или свитера.  То же самое я делаю со своими детьми. Женщинами, к которым испытываю доверие  и дружеские чувства.    Своих детей вообще надо постоянно касаться, гладить по голове, приобнимать. Недостаток тактильного контакта губителен для ребенка, он нужен ему как вода цветку.  С женщинами то же самое. Если женщине не нравится это – значит не Ваша женщина. Но здесь мне начинают тыкать тем, что я не держу дистанцию с подчиненными.
    Странно делать такие выводы, при том, что система взглядов на мир на моем новом месте работы совершенно позитивна. В основе наступательной стратегии рапторов лежат пресуппозиции нейролингвистики.  Ознакомившись подробнее, вынужден был признать, что многие заложенные в них выводы, определяющие социальное поведение,  мне близки и понятны:
 - Нет ни побед ни поражений – есть просто обратная связь с миром.
- У каждого человека есть все необходимые ресурсы для изменения,  желания возникают у нас вместе с возможностями.
- Вселенная – дружественная и обильная система, ищи и получишь искомое (ага, это я  уже в бестселлере «Секрет» читал, почти под копирку.)
Ба! А вот и моя любимая установка, которую я считал порождением собственной мудрости и богатого жизненного опыта:
- Каждое поведение представляет собой лучший жизненный выбор, имеющийся у личности в данный момент. Мы выбираем лучшую модель поведения из доступных нам на момент принятия решений.
    Клянусь, что я дошел до этой же мысли лет пять-шесть назад и самостоятельно!  О счастье… Меня переполняет гордость. Я получил авторитетное научное  подтверждение собственного жизненного опыта. Не знаю, кто от чего приходит в восторг, но,  на мой взгляд,  человеку совершенно необходимо  регулярно убеждаться в незыблемости своих принципов.   И чтобы его прогнозы сбывались!  Пусть даже зловещие. И человек многозначительно поднимает указательный палец  и вещает:
- Вот! Семен Семеныч все знал заранее, у него жопа  как барометр! Я говорил, я предупреждал! - И гордость за себя распирает его и становится он пророком, и просветляется лик его, и понимание правды жизни делает его подобным Творцу.
    Я бы назвал это чувство реализацией комплекса обезьяны. Существа, которое по внешним формам похожа на человека, но так им и  не стала. Предсказать реально она ничего не может и Божий промысел ей неведом, но в интерпретации событий ей равной нет.

     Прелесть этих строк в их актуальной непредсказуемости. Я пребываю в ней  здесь и сейчас, ежедневно и ежечасно. Я не знаю, будет ли у меня моя нынешняя работа завтра. И будет ли она приносить мне доход.  Или придется идти вкалывать таксистом. Или преподом. Обстоятельства, в которых я на данный момент формально пребываю указывают на мою несостоятельность. Как бизнесмена, потерявшего собственное дело после двадцати лет работы.  Как человека, не сохранившего  социальную ячейку для общества. Не уделявшего и не уделяющего достаточного внимания своим детям. Не достигшего ничего путного в творчестве. Оставшегося без средств к существованию и живущего сейчас на помощь женщины, которая в меня верит. И  моего сына. Почему же я счастлив именно сейчас? 
Говорят, что бедные любят стабильность и определенность. Я – нет.

* (англ)Если такой умный, то как ты здесь оказался?