Военный репортер. Глава 3. Добро пожаловать в АД

Максим Глушаков
Спустя десять минут я сидел на БТРе своего школьного друга Сашки Серегина и ехал в тот самый город Горный. Тусклый пейзаж поздней осени скрадывал местами следы войны - на повороте стояла подбитая БМП, на обочине был брошенный сгоревший БТР. Кое-где виделись воронки, гильзы. Трупов не было. Все самое страшное было в самом городе.

Сразу на окраине я увидел два разрушенных дома - Саша пояснил, что там гранатометчики сидели и их раздолбали из танков. Земля была густо вспахана гусеницами от техники, кругом - грязь, местами непролазная и бесконечная. Первый блокпост - солдаты срочники обратили внимание на мою персону:
- А это кто?

- Журналист.

- А документы?

- Боец, я же сказал тебе - журналист это, с нами едет. Документы я уже проверил.

- Товарищ капитан, откуда ж я могу знать - может вы шаха везете?!

Я кивнул Саше и протянул солдату мои документы. Он посмотрел на них, вернул документы мне и махнул рукой.

С самого начала, с того момента, как мы въехали в Горный, меня не оставляло в покое чувство тревоги. Разрушенные дома появились не сразу, но ощущение того, что здесь идёт война пришло с первым блокпостом на въезде.

Из-за поворота показался развороченный гусеницами домик. От забора почти ничего не осталось - штакетины как спички валялись вдоль дороги. На другой стороне стояла сгоревшая бэшка.

Чуть дальше, на заваленном мусором перекрестке мы увидели колонну. Как оказалось - тыловики подтягиваться за передовыми частями. Саша сказал, что этот район был более-менее тихим. Потому и тыловики двигались спокойно и почти без охраны.

- Хотя знаешь - напрягал голос Саня - Здесь везде небезопасно. Просто вчера здесь зачистку проводили.

Мы двинулись дальше.

Через пару кварталов и такого же количества блокпостов мы приехали в штаб бригады. Он расположился в какой-то заброшенной химчистке, причем как мне сказали, заняли её только вчера.

Вокруг гуртом стояла техника. Танки, БТР, БМП, вездеходы и грузовики, санитарные машины. Земля распахана колесами и гусеницами в грязевую непролазную кашу, лишь по краям дорог можно было идти по узкой полоске грунта. Шум, запах соляры и бензина, везде сновали люди - кто в молчании, лишь побрякивая автоматами, кто - с вопящими на носилках ранеными. Раненых складывали тут же, в грязь - места в санитарной палатке уже не было, кого-то заносили, следом из палатки наоборот выносили. Вместе с ранеными лежали и мертвые. И солдатикам стоило потрудиться, чтобы отличить уже мертвого от еще живого.  Все это являло собой жуткую картину войны, передовой. Неподалеку были слышны выстрелы - я чётко услышал автоматные очереди и рявкание бээмпешной пушки.

- Это кто стреляет, мужики? - спросил я у стоявших возле здания солдат, они отдыхали после боя. Саша ушел в штаб, оставив меня на крыльце.

- Это? Это наши - ответил мне один парень с заскорузлым от грязи лицом. - Мы вчера шахов выбили отсюда, а они утром в контратаку пошли. Хорошо на блоке заметили, вовремя к ним подоспели. Щас прут.

- А это где?

- В паре кварталах южнее - он показал рукой. - Там сейчас еще соседи универмаг берут.

- Ясно. А вы что, недавно оттуда?

- Недавно - отозвался солдат в лохматой каске. Он стряхнул пепел с сигареты и сказал: - Полчаса назад оттуда.

- Сильно давят?

- Ну так. Есть немного. Одного - Сему Вилова - завалили. Снайпера шалят, суки. Еще троих зацепило. Но живые.

Они стояли в безмолвии и курили. Два совсем молодых солдатика в камуфлированных касках, сверхсрочник в черной шапочке-подшлемнике, старый прапорщик в бушлате и ушанке с коротким автоматом в руках. И не хотелось больше ничего у них расспрашивать - все было написано на лицах: усталых, изможденных и прокопченных.
Передовая была в двух кварталах отсюда.

- Так, Леша. Пошли за мной - выскочил как чертик из табакерки Саня. - Пошли, пошли, командование видеть хочет, что это за репортеры тут шастают - он усмехнулся краем рта и повел меня вглубь школы.

Здесь тоже сидели раненые. Та палатка, что была на входе, оказалась пунктом первой помощи. Там сортировали раненых и отправляли. Кого сюда, а кого - на тот свет.

Мы шли по темному, глухому коридору первого этажа. Вдоль стен расположились носилки с солдатами, на которых где на руке, где на голове или ноге белели бинтовые повязки. Их было много. В конце коридора показался свет - там была операционная. В воздухе висела густая, дурно пахнущая гарью и потом взвесь. Мы свернули на лестницу и спустились в подвал.

Тут тоже толпились люди. Но уже не солдаты - офицеры в потасканных бушлатах с серыми воротниками, у всех хмурые лица, такие же уставшие. Разговоры - бригада воюет уже неделю, без пополнения, без отдыха, в одиночку зачищая квартал за кварталом города, потери, потери... И не понятно, когда это кончится.

Мы зашли в маленькое помещение, где о чем-то галдели трое мужчин. Трое офицеров, первый - сухой и подтянутый, в полной экипировке и висевшем на плече автоматом, со злым взглядом и грубым лицом. Как я узнал потом - капитан Столетов, начальник разведки бригады. Второй - молодой комбат, которого только что назначили вместо убитого накануне.

- Товарищ майор, разрешите?

- А, привел. Майор Калашин, начштаба бригады - протянул мне руку третий, он стоял в изголовье стола и рассматривал карту. Он серьезно, но не строгим голосом
спросил меня: - Вы как здесь оказались?

- Приехал на попутной машине, согласились подвезти.

- Репортеры к нам не часто заглядывают - протянул майор.  - Особенно сюда, в город. Но парочка была. Вы сюда зачем приехали?

- Собираю материал, что у вас здесь происходит, меня от газеты с командировкой послали.

- Что у нас тут происходит... Война у нас тут происходит. Вам наверное уже это объяснили?

- Да, извините, возможно я не так выразился.  Я приезжал сюда не один - со мной был оператор. Нам бы вполне хватило того, что он записал на аэродроме. Но мне ваши солдаты рассказали. И - я взглянул на Сашу. - Я встретил своего одноклассника и решил узнать все здесь, как тут у вас.

- Ну что-то вы уже успели узнать? - участливо спросил начштаба.

- Кое-что успел, но меня интересует вот что. Скажите: вы воюете здесь, как я понимаю, уже неделю. Я слышал, что в бригаде тяжелые потери?

- Тяжелые они или нет - вы сами видели в коридоре. Пополнения мы с самого начала не получали. Держимся на честном слове. Нет, я не жалуюсь - мои офицеры подтвердят, но... - он оглядел всех стоявших перед ним в этом подвальчике. Капитан злобно косился на меня. Молодой комбат потупил виноватый взгляд. А Саша внимательно разглядывал свеженанесенную на карту обстановку в  городе.

- ...в общем - воюем как умеем. Лучше не можем. Хуже...уже не можем.

- Скажите, товарищ майор, а как подчиненные относятся ко всему этому? Зачем вообще они здесь, за что воюют?

- Вот этот вопрос лучше мне не задавать. Его - задайте, тому, кто нас сюда послал. А конкретно - президенту. Мы пришли, чтобы "наводить порядок", как нам говорили. А получилось...

-... А получилось полная задница. Виноват товарищ майор - вдруг вставил разведчик. Теперь он откровенно разглядывал меня неприятельским взглядом.

- Да, что-то вроде того - сказал начштаба. - А что думают военнослужащие - это вы лучше у них сами спросите. Вы наверное уже спрашивали?

- Да, конечно. Иначе я бы не приехал сюда.

- Ну вот. Так что - можете пока находиться в расположении бригады, это я вам разрешаю. Капитан Серегин ваш друг, так? Вот с ним и будете. Только без глупостей, я прошу. Если захотите уехать - предоставим вам транспорт.

- Спасибо товарищ майор. И еще один вопрос, если можно?

- Можно Машку... - пробурчал разведчик.

- Столетов! - негромко цыкнул Калашин. - Задавайте.

- Скажите: ведь те с кем мы воюем, это же не обычные повстанцы, не хулиганы, иначе бы не было столько потерь?

- Да, это я могу подтвердить. С нами воюет весьма неплохо организованные подразделения, с определенной структурой и хорошо вооружённые. Они подготовлены, знают некоторые тактические моменты, как воевать в городе, как вести бой в зданиях. Их командиры обладают начальной подготовкой, некоторые даже из бывших военных. Поэтому то сопротивление, с которым мы столкнулись - это хорошо подготовленная оборона и подготовленный в военном плане противник.

Он сидел передо мной совсем не похожий на военного. Кого он мне напоминал? Преподавателя истории в институте. Такие же с проседью русые волосы, тоже в годах, но еще не старый мужчина, да и все что он говорил - не создавалось о нем впечатление, будто бы он военный. Почему я вспомнил про историка - в институтские годы бывало также засиживались и дискутировали про различные исторические события.

Форма его была уже не свежа - грязный от пота подворотничок огибал жилистую шею, глаза были красными: давно не спал, но несмотря на это – ясные. Майор, начальник штаба бригады. А показалось - историк.

- Ладно, Серегин и вы свободны, часика через полтора подойдите ко мне капитан. А нам тут еще кое-что нужно обсудить - он взглянул на разведчика и комбата. Они все также стояли. Мы пожали руки и вышли на воздух.

Военный репортер. Глава 1. Нежданная командировка -> http://www.proza.ru/2017/05/01/1793

Военный репортер. Глава 2. Два журналиста ->  http://www.proza.ru/2017/05/04/1694

Военный репортер. Глава 4. Старые знакомые. ->  http://www.proza.ru/2017/05/15/1699

Военный репортер. Глава 5. Война. День первый ->  http://www.proza.ru/2017/05/19/1839

Военный репортер. Глава 6. Война. День второй. ->  http://www.proza.ru/2017/05/24/1745

Военный репортер. Глава 7. Война. День последний -> http://www.proza.ru/2017/05/29/1794

Военный репортер. Глава 8. Возвращение -> http://www.proza.ru/2017/06/12/1630