На дне... победы

Абрам Куропаткин 2
Действующие лица:
Содержатель ночлежки.
Матильда Кшесинская, артистка балета.
Николай Романов, великий князь.
Сталин, генералиссимус.
Ленин, вождь мирового пролетариата.
Вор.

Большая конура в старом многоквартирном доме. По периметру расставлены раскладушки на пыльном полу. Стены обклеены старыми, выцветшими обоями, частью ободранными по углам. На потолке висит битая люстра, засиженная мухами. В дальнему углу, у окна, стоит старое, мутное трюмо, а посреди конуры — стол. Вор валяется на своем месте и играется ножичком. Сталин сидит за столом и хлебает суп из миски. Николай Романов, опершись на локоть, полеживает в мятом мундире и листает затертый журнал с голыми бабами. Матильда Кшесинская любуется собой перед зеркалом в темненьком платье.

9 мая, утро.

Кшесинская (в задумчивости). Челюсь как челюсть, чего эта паскудина наплела про меня… Николя, а, Николя…
Романов. Ну чего тебе?..
Кшесинская. Прочитай-ка еще разочек.
Романов. Полно будет. Сколько раз читали…
Кшесинская. Ну пожалуйста!
Романов (нехотя вытаскивает экспертное заключение). «…На известных ее фотографиях четко видны: выпирающие кривые зубы, вытянутая вперед форма лица, делающей ее внешне схожей с мышью или крысой…»
Кшесинская. Вот паразитка! Николя, ну скажи, что это неправда! Неправда же?!
Романов (подымаясь с матраса). Ну что ты… конечно, нет, мышка моя…
Кшесинская. Что?!
Романов. Тьфу ты… Рыбка, кошка, птичка… Начитаешься тут всякой пакости…

Сталин (вытирая манжетами рот). Слыхали… Александр Третий сказал, что не было еще на руси царя, который бы не жил с балеринами, кроме него. Так это, скажу вам, братцы, вранье полное.
Вор. Что вранье — что не было?
Сталин. Что кроме него.
Романов (сквозь зубы). Помолчал бы… Сам-то с польскими актрисами баловался… Ниной Андрич ее, кажется, звали.
Сталин (разворачиваясь). Ваше мнение, товарищ Романов, партийное бюро не интересует. И не баловался, а шубу подарил. Смотрю: стоит женщина, глядит на меня и вся дрожит. Холодно, думаю, дай-ка приодену, что ли… Как-никак братья-славяне…
Романов. Лихо вы с братьями под Катынью разобрались…
Сталин (гневаясь). Это преступление совершили немцы в 1941 году. Да! Раздели, рассували по карманам газеты за прошлый год и застрелили. Те еще канальи, эти немцы… Но нас, коммунистов, не проведешь!
Вор (усмехаясь). Во дает, а… Чтоб я так у прокурора врал, когда он мне шмотье ворованное в рожу пихал... Знавал я одну балерину… Заскочил к ней на хату и глазам не поверил: шубки, бриллианты, колечки — на сто миллионов! не меньше… Вот это победа…
Сталин. Победа — она одна на всех.
Вор. Как это одна на всех? Стану я еще делиться… Ты, папаша, сам сходи на площадь и пошуруй у фраеров. Умный нашелся…

Романов. Приснилось мне, Матильдушка, что я помер и меня святым объявили.
Сталин. Нашли святого… После Ходынки-то…
Романов (раздраженно). А вас, кавказский дикарь, я бы попросил не вмешиваться! Ходынку устроил полицмейстер Власовский.
Сталин (усмехаясь). Ну-ну… А девятьсот пятый?
Романов. А кто по тюрьмам народы таскал, голодом морил?
Сталин (подбоченясь). Они все были врагами народа.
Романов. Так уж и все…
Вор. Ну, зарядили… Эх, тошно мне ваши дрязги слушать… В былые времена я соколом летал, а теперь вона до чего докатился… С бывшими господами глупости всякие обсуждать. В былые-то времена выходил я на Петровку или Варварку, а там господ не сосчитать… От бумажников ихних да сережек на бабах в глазах рябило. За ночь по миллиону в карты просиживал…

Вор встает и уходит. За ним входит содержатель ночлежки с каким-то лысеватым господином.

Содержатель ночлежки. Новенького привел. Места-то есть?
Сталин. Есть. Давеча одного вынесли… на погост.
Содержатель ночлежки. И потише тут. Людям рабочим покоя не даете, дармоеды… Жили у меня как-то финны. Не знаю, уж каким боком их сюда занесло… Да — пьют, да — звезд с неба не хватают, но тихие, работящие. А от вашей трескотни уже в ушах звенит. Нет клиента хуже бывших господ.

Содержатель ночлежки уходит.

Сталин (Ленину). Ну, садись… откель будешь.
Ленин. С дома.
Сталин. Как с дома? На кой черт же тебе ночлежка?!
Ленин. А так. Житья никакого нету с этих властей. То выселяют, то снова вселяют… И так без конца.
Сталин. И что, выселили с законного места?!
Ленин. Нет, сам ушел. Осточертели.
Сталин. Ну, дела…

Внезапно врывается содержатель ночлежки.

Содержатель ночлежки. Эй, лежебоки, подработка имеется… И не абы какая, а почетная: знамена нести на параде Победы.
Романов. Ну вот, видишь, Матильдушка… Подработаем и медальончик твой выкупим…
Сталин. Опять себя нести, что ли…
Романов. Потерпишь. Страна тебя снесла, теперь твоя очередь.
Содержатель ночлежки. Ай, ну вас…