ч. 314 Порубежная жертва

Сергей Владимирович Жуков
                §314. Порубежная жертва
                «Казаки, казаки, едут,
                едут по Берлину наши казаки».
               
                Анатолий Софронов.

   Само собой разумеется, что жители пограничной полосы несут во время боевых действий наибольшие потери.
Однако порубежные жители часто представляют собой особый этнос или подэтнос, /если таковой словесный гибрид допустим/.

  Население Румынии и Молдавии частично составляют отдалённые потомки ветеранов римского императора Траяна, размещённые там для ассимиляции непокорных даков и защиты рубежей империи, приостановившей экспансию.

  Пограничные войска Австрийской империи состояли из потомков южнославянских (хорватских или сербских), валашских и отчасти немецких поселенцев, которые владеют своими землями на условии несения королевской военной службы и использовались в прошлом от набегов турок границы от Далмации до Трансильвании. Именно эта организация пограничных войск спасла в 1848 году армию Радецкого в Италии, а в 1849 году сделала возможным первое вторжение в Венгрию под командованием Виндишгреца. Своим троном Франц-Иосиф обязан не только России, но и южнославянским пограничным полкам. 1

  На окраинах Российского государства постепенно в течение столетий образовались казачьи самоуправляемые образования: Амурское, Астраханское, Донское, Кубанское, Забайкальское, Терское, Оренбургское, Сибирское, Семиреченское, Уральское, Уссурийское.
Профессиональные военные и в то же время крестьяне, казаки были опорой правительства не только в борьбе с внешним врагом, но, к сожалению, и с восстававшим народом.
После отдаления границ от места проживания казаков, они становились не пограничниками, но своеобразной конной иррегулярной гвардией.
Численность населения в казачьих войсках на 1 января 1913 года – 9029 тысяч человек. Из них войскового сословия – 4165 тыс. чел. Или 46, 1%.
Говорят казаки на русском языке. Выделяются диалекты разных групп /донской, уральский, оренбургский и др./.

  Среди казаков в 19-м веке было широко распространено двуязычие, особенно в Донском, Уральском, Терском, Оренбургском, Сибирском войсках и др.
Верующие казаки - православные, старообрядцы составляли значительную часть в Уральском, Сибирском, Донском войсках /были представлены и другие Конфессии/.
В составе большинства казачьих войск доминировали русские, украинцы были в Донском, Кубанском, Оренбургском и Сибирском войсках.
Среди казаков были представители народов Кавказа, Средней Азии, Казахстана, Сибири и Дальнего Востока /калмыки, ногаи, татары, кумыки, чеченцы, армяне, башкиры, мордва, туркмены, буряты и др./

   Происхождение этнонима «казак» окончательно не выяснено. В тюркских языках «казак» - вольный или независимый человек.
В 14-15 вв. так называли свободных людей, объединённых в «ватаги», которые служили разведчиками или охраняли границы Руси, Литвы, Польши.
Достоверно известно, что донское и гребенское казачество сформировалось в середине 16-го века, общины терских и яицких казаков возникли во 2-й половине 16-го века.
Казачьи общины быстро росли за счёт беглого населения из разных социальных групп, особенно в периоды внутриполитических кризисов, войн, голода и пр.
После реформы патриарха Никона резко усилился поток раскольников на окраины Руси и в том числе на казачьи земли.
Со 2-й половины 16-го века российское правительство привлекало казаков для участия во внешних акциях.

Правительство использовало казачество для хозяйственного освоения вновь присоединённых земель в Сибири, Казахстане, на Кавказе и Дальнем Востоке.
Примечательно, что вся кавалерия – шесто полков – армии Суворова в его знаменитых Итальянском и Швейцарском походах состояла из казаков. Полки регелярной конницы задейстовны не были; считалось, что они хуже казаков смогут сражаться в экстремальных условиях.
Казаки под командованием атамана Денисова 6-го взяли крепость Бергамо и первыми вступили с Милан.
В царствование императора Павла 1-го для Донского войска было ознаменовано одним замечательным событием – созданием казачьей конной артиллерии.
Фантастическая, если не безумная идея похода войска Донского в Индию принадлежала Павлу 1-му, а не Наполеону Бонапарту.
Павел хотел если не полоностью уничтожить слишком свободолюбивое войско Донское, то, по крайней мере, значительно ослабить его.

  В 18-м веке казаки привлекались для подавления крестьянских восстаний, выступлений горнозаводских рабочих Урала, участвовали в ликвидации царизмом Запорожской Сечи и других мероприятиях.
В 19-м веке на казачество были возложены охранные функции, в том числе подавление народных выступлений против самодержавия в центре и на окраинах.
Вместе с тем вплоть до конца 18-го века значительная часть казачества являла собой основу бунтарских войск.
Народные вожди Степан Разин, Кондратий Булавин, Емельян Пугачёв были казаками.
Несмотря на некую степень превозношения казаков над остальными жителями России в их быте проявлялась общинная жертвенность. Обычаи коллективного труда и взаимопомощи проявлялись в объединении рабочего скота и инвентаря на период срочных сельхоз. работ, орудий лова и транспортных средств во время рыболовного промысла, совместном выпасе скота, добровольной безвозмездной помощи во время строительства дома.
Вовлечение казачества как военной силы в политическую борьбу между большевиками и их противниками привело к гибели десятков тысяч казаков в 1917-1920 гг.

   В начале 1919-го года по приказу Троцкого и Свердлова началось так называемое «расказачивание», то есть полное искоренение казачества «как класса». Усердное исполнение столь жестокой директивы привело к восстанию «донцов» в станице Вешенской, и дальнейшему продолжению гражданской войны. А ведь большинство бедных казаков поддержало Советскую власть. В то же время после актов геноцида к восставшим против Советской власти казакам примкнуло немало «иногородних».
Только в 1936 году по указу Иосифа Виссарионовича Сталина было начато возрождение казачества как особого народа в составе русской нации.
Районы расположения казачьих войск и компактного проживания казаков как особого племени Славянской нации могут и должны служить плацдармом в деле подлинного духовного и материального освобождения русского народа и других коренных народов России.

   Именно казаки служат образцами воинственного народа сарматов, каковым и обязаны стать Славяне в целом.
Для этого и казаки не должны отгораживаться от прочих составляющих Славянской нации.
С помощью свободных, то есть нереестровых казачьих организаций можно и нужно будет осуществить повсеместную широкую и глубокую милитаризацию России.
Казачество должно послужить своеобразным цементирующим фактором или основой для подлинного и реального возрождения Славянства, необходимого для укрепления великой Евразийской Державы.

   Законодательным актом, провозгласившим создание советских пограничных войск, был декрет Совета Народных Комиссаров об учреждении пограничной охраны, подписанный Лениным 28 мая 1918 года.
Пограничники не только задерживали нарушителей, но и пресекали попытки вторжения на территорию первого в мире социалистического государства.
Пограничник Андрей Коробицын, нёсший службу на советско-финской границе будучи трижды раненым, отбил нападение группы нарушителей.
Яростные нападения басмачей, базировавшихся на территории Ирана, Афганистана, продолжались до середины 30-х годов.

   В 1941-м году советские пограничники приняли на себя первый удар военной машины вермахта. Заставы яростно оборонялись не только недели, но порою даже месяцы. 2 недели сражалась застава под командованием лейтенанта Лопатина.
Больше месяца оборонялся в глубоком тылу врага героический гарнизон Брестской крепости.

   По прошествии десятков лет именно возле границ, то есть на окраинах Советского Союза вспыхнули кровавые пожарища «горячих точек».
Карабах, Таджикистан, Приднестровье. Затем рубежи сместились. И опять появились жертвы. Абхазия, Чечня, Южная Осетия, захваченные бандитами города Ставропольщины, осетинский город Беслан и, к сожалению, так далее.

   Однако рубежи проходят не только по горам и долинам, рекам и морским берегам, они рассекают само народное сердце, исстрадавшуюся душу.
Не зря столь созвучны слова «рубеж» и «рубец».
Врачи говорят, что после инфаркта на сердце человека остаются «рубцы».
Это рубежи борьбы добра и зла, жизни и смерти.

Примечания
1 Энгельс Ф. Армии Европы // Соч. Т.11. М.:Политиздат,1958.- С.439