Выслушайте, люди Примите информацию

Бурлаков Геннадий Анатольевич
Главный врач станции «скорой помощи» Владислав Зотов: Две трети всех вызовов, на которые мы выезжаем, не требуют экстренной помощи

Руководитель городской службы «03» объяснил, как сотрудничество с поликлиниками скажется на скорости приезда медиков

Две недели назад «Комсомолка» рассказала историю нашей читательницы Валентины Юдиной, которая убеждена, что потеряла сестру из-за нерасторопности «скорой». Она рассказала нам о том, что бригада медиков ехала на вызов 40 минут, а к моменту их прибытия 81-летняя женщина, впавшая в гипогликемическую кому (передозировка инсулина), скончалась.

Эта история наделала немало шума и вызвала целый поток обращений и звонков в редакцию - люди делились своим и отнюдь не позитивным опытом обращения в службу «03». Одним нагрубил медперсонал, у других родственник с сердечным приступом скончался, пока бригада больше двух часов добиралась на вызов. Историй много, все они разные, но объединяет их общее чувство обиды и боли от потери родных и близких людей.

Сразу же после публикации высказаться и пожелал главный врач Городской станции скорой медицинской помощи Владислав Зотов.

- Что касается случая описанного в вашей газете, можно говорить о том что, при передозировке инсулина смерть наступает не через 40-60 минут, а значительно позже – через 6-12 часов. Учитывая возраст пациентки - 82 года, могу лишь предположить, что это могла быть острая сердечная недостаточность, но никак не передозировка инсулина.

«Берем в штат медсестер и сокращаем расходы»

- Достаточно сложно найти рязанца, в полной мере довольного качеством работы скорой помощи. По вашему мнению, в чем причина - в кадровом дефиците или о нехватке финансирования? Как вы решаете эти вопросы?

- По итогам 2016 года средняя зарплата у нас составила порядка 39 тысяч рублей. Это, конечно, не голая ставка, а с учетом всех премиальных и других дополнительных выплат.

Благодаря изменениям в законодательстве, для решения кадровых вопросов теперь мы можем брать на работу не только врачей и фельдшеров, но и медицинских братьев и сестер. Они обязательно работают в бригаде с врачом и могут входить в состав как обычных, так и специализированных бригад. Недавно к нам устроились несколько медсестер и третьекурсники медицинского университета, которые уже имеют право работать на «скорой». Кроме того, состав общепрофильных бригад теперь может комплектоваться только из фельдшеров. Благодаря этому мы можем полноценно формировать специализированные бригады, которых сегодня у нас три: психиатрия, педиатрия, а также анестезиология и реанимация.

По словам Владислава Викторовича, всего в штатном расписании Рязанской городской станции скорой медицинской помощи находятся 43 бригады. Они распределены между четырьмя подстанциями и центром. Согласно новым правилам реанимационные бригады должны состоять из врача-реаниматолога и двух медсестер или медбратьев, раньше к такой работе допускались исключительно фельдшера.

- А как обстоят дела с финансированием? ведь не секрет что в последние два-три года денег на медицину выделяется значительно меньше, а вот люди болеет ничуть не реже.

- Финансирование действительно сократилось, поэтому мы работаем в рамках того бюджета, который имеем. Приходится оптимизировать расходы, а значит выстраивать работу максимальноэффективно. Например, нам удалось сэкономить на сервисном обслуживании автомобилей за счет того, что вы дополнительно взяли в штат автослесарей. Теперь деньги, которые мы платили другим мастерским, остаются на предприятии и идут непосредственно на денежные выплаты сотрудникам.

Откуда взялись «20 минут»?

- Не секрет, что часто люди звонят в службу «03» только для того, чтобы измерить давление или сбить температуру. Понятно, что это отвлекает бригады от других пациентов, которым медицинская помощь нужна для спасения жизни. Как объяснить людям, что за неотложной помощью лучше обращаться в поликлинику, а за экстренной - в скорую помощь?

- Люди просто не понимают, что бывают ситуации, когда вызов участкового врача из поликлиники эффективнее звонка в «скорую». Например, если у пациента заболевание, которое не угрожает его жизни и не требует госпитализации. Ведь если приедем мы, то не откроем больничный лист и не освободим от работы. Мы просто окажем первую помощь, а для дальнейшего лечения человеку все равно придется обращаться в поликлинику. А если к вам пришел участковый, то он первым делом открывает больничный лист, назначает лечение. А так получается, что порядка в 80% случаев вызовов «скорой» пациенты остаются дома, отказываясь от госпитализации.

- Но ведь люди без медицинского образования, а особенно в случаях с детьми не всегда могут правильно сориентироваться и определить, какая именно помощь им требуется?

- Они должны понимать, что 20 минут, о которых пишут СМИ, относятся к экстренной форме оказания медицинской помощи там, где есть угроза жизни. Неотложной помощью называется та, которая оказывается пациенту при отсутствии угрозы жизни. Понятно, что приоритетнее экстренный вызов и к детям мы выезжаем в первую очередь. А определяют тип заболевания и расставляют приоритеты диспетчеры службы «03». Кроме того, скорость прибытия «скорой» зависит от близости подстанции к адресу.

Скорая должна заниматься своим делом

- Какой вы видите выход из сложившейся ситуации? Существует ли эффективное и, а главное, разумное решение этой проблемы?

- В первую очередь, необходимо дать нам возможность перенаправлять некоторые и явно не профильные вызовы в поликлиники. Сейчас такая возможность прорабатывается совместно с региональным минздравом. Изучается опыт передовых регионов, таких, как Москва и Санкт-Петербург, где эта работа уже сегодня налажена на очень высоком уровне. Самое сложное определиться именно со списком таких состояний, а вот технологии передачи таких пациентов в первичное звено отработаны и не требуют каких-то дополнительных затрат. Надеюсь, что уже до конца этого года нам удастся определиться со списком и постепенно начать переходить на такую форму работы. Ведь две трети, на которые мы выезжаем, не требуют экстренной помощи, а это значит, что, перенаправив их в первичное звено, мы сможем освободить более половины нашего ресурса для оказания помощи тем пациентам, которым она действительно жизненно необходима.

Информация к размышлению

С 2014 года вступил в силу новый порядок оказания скорой медицинской помощи, который разработан в соответствии с законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Согласно этому закону скорая медицинская помощь оказывается экстренно и неотложно.

Экстренно выезжают «при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента». Это как раз те самые 20 минут доезда.

Неотложную помощь оказывают при состояниях без явных признаков угрозы жизни пациента. В этих случаях врачи обычно едут к больному по нескольку часов, поэтому лучше всего при таких состояниях обратиться в ближайшую поликлинику, где вам помогут не хуже, чем врачи станции скорой медицинской помощи.

Источник: http://www.ryazan.kp.ru/daily/26676.7/3698581/