Под гребнем волны

Энтони Яой Кид
      Мы научились разгонять тучи в пасмурный день, мы научились укрощать диких зверей, мы можем управлять огнём и даже играть роль творца. И лишь две вещи нам неподвластны: время и океан.

      Первого у меня осталось не так много, когда над тобой находится несколько тонн воды, остаётся всего минут пять, а то и меньше. Люди говорят, что за мгновенье до смерти перед глазами проносится вся наша жизнь, это далеко не так. У меня есть возможность вспомнить и обдумать всего несколько памятных моментов, на все ошибки с рождения и до сегодняшнего дня просто не хватит времени.

      Я родился в океане (на борту небольшого судна), здесь я вырос, и, видимо, тут мне и суждено умереть. Волны — вот моя страсть и любовь всей моей жизни. Каждая из них неповторима, безумна и опасна. Они, как дики животные, выросшие в глубинах океана — волну нельзя укротить, она никогда не станет тебе подчиняться, но её можно погладить и на ней прокатиться. Я занимался сёрфингом с детства, потому что на побережье были неплохие волны, а кроме этого просто нечем было заняться. Но настоящий кайф я начал ловить в свои двадцать лет, когда ребята из Бра-Бойз научили кататься на Аурс (Ours)  — самой крутой и мощной правой волне недалеко от нашего побережья. Она обрушивалась прямо напротив огромной скалы, поэтому очень немногие сёрфингисты желали иметь с ней дело.

      Это был мой первый опыт больших волн, чтобы выжить, нужно было гнать на всех парах через трубу, из которой не так-то просто было выйти. Но как же прекрасно находиться под гребнем, первые ощущения незабываемы! Сверху тебя накрывает огромной волной, которая так и хочет разорвать тебя на кусочки. Не видно ни солнца, ни неба, лишь приятную сине-зелёную гладь воды, закручивающуюся в огромную трубку, и просвет впереди тоннеля, который оставляет тебе шансы на жизнь. Под волной так тихо и спокойно, всё остальное тебя уже не заботит, ты мчишься вперёд, а время стоит на месте. И маневрируя на доске, ты выставляешь руку в сторону, и нежно проводишь кончиками пальцев по воде, волна теперь твоя, она покорилась, она сдалась тебе, и ты можешь на ней покататься.

      Но если хоть на минуту забудешь о том, что волна — это дикий зверь, тебя пригвоздит к утёсу Карнельского Национального Парка, да так, что потом не отскребут.

      Благо, я жил в Австралии, в стране, где целых три самых больших и опасных волны в мире. Путешествовать по стране на небольшом грузовике в одиночку оказалось очень приятно, а вот чтобы перебраться на остров Тасмания, пришлось договариваться с местными рыбаками. Именно там обитает Шипстер Блаф (Shipstern Bluff)  — убойная волна прямо напротив заваленного глыбами мыса. Вода там ледяная, 11-12 градусов, без гидрокостюма в воде даже делать нечего. Довольно непривычно вставать на доску, когда на тебе надето что-то ещё помимо плавок, но таковы правила выживания. Здесь на юге Тасмании вместимость спота довольно большая, да и риск не так велик, поэтому сюда стекается достаточно большое количество опытных сёрфингистов, которые «не бояться мочить ножки в холодной водичке».

      А вот в нескольких милях от побережья Эсперсанс, я и вовсе не встретил никого из спортсменов. Ведь Циклопс (Cyclops) считается самой не обкатанной волной в мире. Ещё бы! Ведь она обладает самым тяжёлым и огромным гребнем, который, падая на острый риф, создаёт совершенно бесформенные трубы, при одном виде которых уже становится страшно. Волна как бы проглатывает сама себя, и обрушивает всю свою мощь на острый коралловый риф на своём пути. Рыбаки смотрели на меня, как на сумасшедшего, все собрались на корме, дабы не пропустить шоу. А местные жители, узнав о том, что какой-то псих собирается прокатиться на Циклопсе, покидали все дела и подтянулись поближе на своих лодках и катерах.

      Я выбрал идеальное время для смерти, где-то недалеко бушевал шторм, поэтому сюда доходили свелы гиганских размеров. Это меня немного успокаивало, ведь в гиганской бесформенной трубке на ногах удержаться проще, не придётся приседать или прижиматься к доске. И вот я снова под волной, передо мной тупик, нет выхода из тоннеля, а на меня уже падает гребень волны, пытаясь подмять под себя, сокрушить. Ноги подкашиваются от напряжения, держусь из последних сил. Но вот, стенки тоннеля становятся гибче, округляются, и впереди появляется просвет. Я с тигриным рыком выныриваю из-под накрывающей оголившийся риф волны и выравниваю свою доску, направляясь подальше от острых как бритва кораллов. Выдохнув с облегчением, за шумом воды слышу аплодисменты и одобрительные возгласы.

      Так вот ты какой хитрый, Циклопс. Ну что ж, теперь я знаю твой секрет.

      Это было только начало, сёрфинг такой же наркотик, вызывающий острую зависимость и привыкание с первого раза. Я оседлал три великих волны, но мне этого было мало. Обо мне поползли слухи, затем стали писать в местных газетах, приезжали молодые парни и даже взрослые мужчины, просили научить их, дать совет, поделиться секретами. Я никого никогда не учил кататься, эти волны всегда были лишь моими. Я их приручил, и не собирался помогать это сделать кому-либо ещё.

      Слава расползалась слишком быстро, стали приезжать профессионалы, у всех была лишь одна мысль в голове: «раз этот парень смог, то и я смогу». Но этой уверенности в себе было не достаточно. Мы соревновались практически каждый день, когда была хорошая погода и приличные волны, и все они погибали на моих глазах, лишь не многих удавалось вытащить. В их спасении я участия не принимал.

      В один из таких дней приехал Панчо Саливан, кататься на Аурсе он побоялся, зато пригласил меня в Америку, рассказав о Маверикс (Mavericks) и Гост Триз (Ghost Trees). Территория двух самых великих волн находилась в северной Калифорнии, и что самое удивительное, недалеко был гавайский рай для сёрферов.

      Начал я с маленьких волн на самых опасных гавайских спотах. Это был и Banzai Pipeline, где погибли пять профессиональных сёрферов, среди которых Мото Ватанабе, Йоакин Велийа. Затем Peahi на острове Мауис, самой быстрой волной, разбивающейся о 300-метровую скалу. Waimea Bay, известный смертью Дики Кросса и Донни Соломона.

      Наконец пришла разгульная погода и для Гост Триз, ничего красивее этих 25-метровых волн я ещё не видел. Я даже падал несколько раз, но валунов у пляжа Паббл сравнительно немного, поэтому мне всегда чертовски везло. И там я первый раз увидел большую белую акулу, которыми просто кишило это побережье.

      Когда я свалился с небольшой волны, то ушёл глубоко под воду, потому что следом за ней шла волна, превышающая её по размеру во много раз. И пока я, задержав дыхание, наблюдал как медленно и лениво переваливается волна, прямо подо мной стало кружить огромное морское чудище, размером с автомобиль. Чтобы выбраться из-под воды нужен холодный разум и самоконтроль, но при виде огромной акулы, кружащей вокруг тебя с улыбкой в несколько сотен зубов, становится действительно страшно. Я выбрался каким-то чудом и в ближайшие дни даже в воду заходить боялся. Но затем мне поддалась и великая Гост Триз, да и с акулами у меня получилось поладить.

      А вот когда настал черёд Маверикс, всё изначально пошло не так. Мне сразу сказали, что эту детку трудно оседлать, нужна скорость. Мне придётся улепётывать от неё на огромной скорости, нужно твёрдо стоять на ногах, чтобы выдержать напор уже накрывающей тебя волны. А о том, чтобы прокатиться по трубе меня попросили и вовсе забыть. Тяжёлый гребень волны печально известен своей брутальной мощью, и если попадёшь под него, то тебя просто впечатает в воду на огромной скорости, либо разобьёт о валуны.

      Привязываю доску лямкой к ноге, ложусь спиной на неё и закрываю глаза. Волны у береги совсем маленькие, они мерно покачивают меня на доске, а я чувствую их ритм. Пора.

      Как встанешь первый раз на доску, так и будешь на ней стоять. Чтобы втянуться, нужно опробовать маленькую волну. Это не сложно, справляюсь с первого раза, медленно делаю пару шагов по доске вперёд, тут же теряю равновесие и слетаю в воду. Ноуздраингом (катанием на носу) балуются все, кто катается на лонгбордах, а вот для дакдайва лучше подходят короткие борды, с которого я только что свалился. Выныриваю из-под воды и слышу хохот, снова взбираюсь на доску и гребу в другом направлении навстречу волнам. Чем дальше от берега, тем громадней становятся волны. Считаю про себя секунды, чем больше промежутки, тем мощнее следующая волна. Девятый вал сегодня — это каждая шестая волна. Вот уже вижу и свою волну, она как обычно больше всех, никто кроме меня не рискнёт прокатиться и никто больше не будет смеяться. Она медленно накатывается и нарастает, а я уже развернул своё доску и гребу изо всех сил. И вот я на волне, медленно встаю на ноги и выпрямляюсь в полный рост. Ветер в лицо, я мчусь вниз по отвесной стене прямо навстречу воде. Вот наконец верхушка волны превращается в гребень и начинает стремительно обрушиваться вниз. Сворачиваю вбок и устремляюсь к идеальному тоннелю, дабы нырнуть внутрь.

      Ну что я могу поделать? Не нравится мне седлать волну сверху, как дикого жеребца. Я предпочитаю погладить её изнутри и влиться в один поток, найти с ней общий язык и скорость.

      Маверикс грозная, но послушная волна. И вот я снова под гребнем, чувствую привычный покой и уверенность, уменьшаю скорость, чтобы в полной мере насладиться моментом. Сейчас я под самой неукротимой и дикой волной на планете, осторожно протягиваю руку, чтобы коснуться воды, разрезаю водную гладь кончиками пальцев. И тут же волна ощетинивается. Тоннель впереди смыкается и я попадаю в западню. Огромный пласт воды обрушивается мне на голову, доска уходит из-под ног. Успеваю последний раз вздохнуть и ухожу под воду. Меня словно прижало между двумя бетонными стенами, давление настолько мощное, что кажется, будто грудь сейчас разорвёт. Моя доска всё ещё на поверхности и лямка тянет меня вверх, но вот, вторая волна обрушивается прямо надо мной, и борд просто разлетается в щепки. Между следующими волнами промежуток в 15 секунд, успею вынырнуть и набрать воздуха. После очередной волны изо всех сил пытаюсь выплыть, как только голова оказывается на поверхности, меня накрывает очередная волна, снова утаскивая в глубины океана. Силы закончились, да и следующей огромной волны, перед которой можно бы было вынырнуть, я уже не дождусь.

      Вот и всё. Неудачный день? А может быть просто не моя волна? Или я итак стал слишком популярен? Здесь погибли многие известные сёрферы, кто-то сразу разбивался о камни, а кто-то так же, как и я, завис в глубине океана и увлеченно смотрел наверх, туда, где волны разбиваются о водную гладь. Может быть даже они, как и я, вспоминали лучшие моменты своей жизни, а может и нет.

      Но мне не жалко, я бы всё (даже жизнь) отдал за возможность побывать под гребнем волны, ведь это единственное, ради чего действительно стоило жить…