Рядовые Бессмертного полка

Беляков Алексей Андреевич
       Снова май   пришел  в города, поселки, села и деревни нашей страны. Где-то  уже совсем тепло, цветут сады и радуется глаз изобилию красок, которыми нас ежегодно одаряет природа. А где-то он оказался не по сезону холодным, с дождями, снегопадами, холодными ветрами. Но какой бы ни была погода, она не может  остудить и погасить тот огонь Памяти, который горит в сердце каждого  человека,  потерявшего  в самой кровавой  войне прощлого  века своих самых близких и родных людей.
      Вот уже более семидесяти лет май в памяти  народа  крепко связан с самой важной, самой памятной датой –Днем Победы. Чем дальше уходят в историю  те дни, тем меньше остается на земле живых участников войны. И тем больше в народной памяти живут те, кто не пришел с войны  или уже в мирное время преждевременно умер от  ран  и лишений.
     Я с огромным душевным  волнением смотрю на бесконечный  поток людей, проходящих по улицам Москвы,  на жителей всех городов,  сел, деревень и даже самых маленьких хуторков нашей страны, выходящих в этот день с фотографиями своих дорогих и близких  людей в единый строй Бессмертного полка, объединившего навсегда живых и мертвых.
    И  мои родители, родственники тоже не дождались с войны   своих близких. Так уж получилось,  что нет у меня ни одной фотографии не вернувшихся с войны. Мои поиски родственников начались слишком поздно, когда  многие архивные материалы были преданы забвению или просто утеряны в  волнах житейского моря. 

   И все же мне  удалось получить сведения  о  наших рядовых Бессмертного полка, не вернувшихся с войны. К сожалению не все сведения подробны, но как бы то ни было, все они имеют право на Память. И  я расскажу о моих погибших родственниках и  вернувшихся с  войны живыми.
 
 Хочу в первую очередь  назвать своего деда по материнской линии
 Бородина Петра Сергеевича, самого первого  погибшего с начала войны, о котором  до сих пор нет никаких  конкретных сведений о времени, месте и обстоятельствах гибели. И это не удивительно, в тот период бои были самые кровопролитные, было много неразберихи, отсутствие строгой системы учета. Да что говорить, тогда не знали, что делается в полукилометре от  места боя. Вот и ушел в небытие без вести пропавшим мой дед.
   
Дед  Петр Сергеевич пропал в начале войны, а его самый младший сын, Бородин Григорий Петрович, рождения 1921 года по возрасту попал под призыв в самом конце войны, весной 1945 года, и так же как отец, пропал без вести.
 
 С понятной гордостью я рассказываю о  другом сыне  Петра Сергеевича Бородина, который прошел всю войну и вернулся живым. Это мой родной дядька.
Бородин  Иван Петрович, рождения  15 сентября 1915 года,  призван на службу в  Красную армию в 1935 году. Служил в пограничных войсках срочную а затем и сверхсрочную службу. Войну встретил старшиной заставы на украинской границе. После ожесточенных боев  пробивался из окружения. Затем воевал  на различных  фронтах.   Был  дважды   ранен. После первого ранения лечился в Лоо, на Черном  море.
      Второй раз  был  ранен на Крымском  перешейке. Лечился в  г.Тбилиси. Участвовал  в освобождении Керчи. Воевал дядя Ваня  храбро, был   награжден  медалью «За   оборону  Севастополя»  и  другими  медалями.
        К сожалению, я ни разу  не видел  этих наград, когда   жил  рядом с  ним. Дядя  Ваня  не любил хвастаться,  хотя  иногда и рассказывал о своей службе пограничником. Но рассказывал  он  не о  себе,  а о других.
       После  окончания  войны, как бывший пограничник,  дядя Ваня   был  направлен  в Западную  Украину, для   борьбы  с  бандеровцами. В  августе 1946 года, после  разгрома  бандеровских  банд,  приехал  на  Кубань. Умер 2 декабря 1998 года.
      
 Матушка моя, в девичестве  Бородина Анна Петровна, 28 сентября 1913 года рождения, на фронте не была, но свой посильный вклад в дело обороны Ленинграда внесла. Когда вместе с другими жителями города  строила оборонительные сооружения на подступах к  Ленинграду. Мама пережила самый тяжелый период блокады, зиму 1941-42 года. Эвакуировали ее с первым эшелоном  через Ладожское озеро по ледовой «Дороге жизни» 4 марта  1942 года.
      С тех пор сохранилось эвакуационное удостоверение  с отметками о  выдаче  пищи  на тех станциях, где им давали обеды. Страшный,  по сути,   документ. Мы сейчас  не  можем себе  представить,  как это  можно голодать,   а потом  получать   пищу  по спискам, с отметками о получении.  А тогда это  была единственная возможность остаться в живых. 
 В  2005 году матушке вручили Знак «Жителю блокадного Ленинграда»,  в марте 2010 года ей выдали удостоверение «Ветеран Отечественной войны», в феврале 2014 года ей вручили памятный знак «В честь 70-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»,  и 27 февраля 2015 года маму наградили юбилейной медалью «70 лет Победы в  Великой отечественной войне 1941-1945 гг.»
      Надо сказать,  что получению  этих наград  предшествовал целый год по написанию  запросов в архивы, ожидание ответа, новые запросы. А главную  роль сыграло  то  самое маленькое, потертое, потрепанное  эвакуационное удостоверение, о котором я упоминал  раньше.
      Мама умерла через две недели после получения последней награды, в возрасте сто один с половиной год.
   
 Продолжаю список  Бородиных, рядовых Бессмертного полка.
 
У  моего деда Петра Сергеевича Бородина, был двоюродный брат Бородин Фрол Егорович. А теперь о его сыновьях:
«секретно»
Именной список
безвозвратных потерь 57 стрелковой Новобугской ордена Суворова
ордена Б.Хмельницкого дивизии  за период с 4 по 31 о8.1944 г.

п.7. Бородин Иван Фролович, гв. рядовой, автоматчик, б/п, 1910 г.рождения, призван Ковельским  горвоенкоматом 23.07.1944г., убит 19.08.1944 г.,
      И далее, в «Книге Памяти» Хомутовского района Курской области, на странице 38 читаем «Бородин Иван Фролович, гв. рядовой,1910 г, Хомутовский район дер. Святозерка, погиб в бою в 1944г. Захоронен  в Польше, Радомское воеводство, с. Клода».
     На той же странице – «Бородин  Михаил  Фролович,1919 г.р., Хомутовский район, с. Сальное. 1943 г., пропал без вести» .

А теперь о рядовых Бессмертного  полка по отцовской линии.
 
По отцовской линии дедом у меня был Беляков Дмитрий Федотович, у которого было четверо братьев. У старшего брата Николая  были сыновья
 .    Из донесения о безвозвратных потерях:

Беляков Григорий Николаевич, красноармеец, ездовый, беспартийный, место рождения Адыгейская АО хутор Дмитриевский, 1900 г. рождения, призван Кошехабльским РВК, убит 10.05.1943 г. Захоронен – высота118,0 Крымский район Краснодарского края.
«Из  Именного списка лиц Начальствующего и рядового состава, умерших от ран в период боевых действий, по состоянию на 9 августа 1942 года  по эвакогоспиталю №1303 г. Энгельс Саратовской области:
     Беляков Петр Николаевич, 1908 г.р., командир отделения, сержант 202 стрелкового полка, призван Белореченским РВК Краснодарского края, поступил на излечение 20.07.1942г. Умер от нефрозо-нефрита.. Захоронен в г. Энгельс Саратовской области.
        (Примечание - Эвакогоспиталь находился по ул.Тельмана в школе №28).»
     Имя Белякова П.Н. единственное внесено на мемориал умершим от ран в г. Энгельс.

   У младшего брата деда, Петра Федотовича Белякова, сын

«По  сведениям  о безвозвратных потерях в 150 стрелковой дивизии 57 армии по состоянию на 1.5.42 г.-
Беляков Виктор Петрович, красноармеец стрелок, 1909 г.р. г. Туапсе Краснодарского края, призван  Туапсинским РВК, пропал без вести 7.2.42 г. В р-не с .Бондарное  Яменского  района  Сталинградской  обл.»

У моей  бабушки Александры Павловны Кулинченко, жены Дмитрия Федотовича, был родной брат Савва Павлович Заброда,  его сын

«Младший лейтенант Заброда Анатолий Саввич, командир огневого взвода 907 арт.полка 347 стрелковой дивизии. Погиб 28.7.43г.»,  и еще

Из донесения о погибших:
Заброда Анатолий Саввич, младший лейтенант, командир огневого взвода  2 батареи 907 арт полка, член ВЛКСМ с 1942 г,  место и год рождения – Адыгейская АССР, Джераковский район, аул Хакурино, 1926 г., Призван Краснодонским РВК Ворошиловградской области. 28.7.1943г убит в бою у села Калиновка Куйбышевского района Ростовской области. Похоронен  в селе Калиновка Куйбышевского района Ростовской области.
 Итого – 10  человек, целое отделение  моих родственников числится в Бессмертном полку.
Вечная им память!