Происхождение названия Русь

Тарас Скворцов
 
 
                ВВЕДЕНИЕ

   Начну с книги академика П.П. Толочко «Откуда пошла Русская земля», поскольку на фоне исследований тенденциозных историков в этом вопросе она выглядит наиболее объективной и убедительной.
  Как пишет академик «трудная проблема происхождения Руси всегда сводилась к поиску ответа на два ключевых вопроса: откуда восточные славяне получили свое новое название «Русь» и кому они обязаны своей государственностью».
   Он утверждает, что «княжения и грады у восточных славян были уже до прихода к ним варягов» и «скандинавские пришельцы…не придумали новую, но восприняли ту (форму государственности), которая у славян уже была».
   Далее он пишет «меньше ясности в том, от кого и когда восточные славяне получили свое новое название «Русь».  Об этом здесь и пойдет речь.
   Для начала повторю информацию по вопросу происхождения названия Русь, содержащуюся в указанной книге. Оставляя в стороне обсуждения и рассуждения, приведенные там, как говорится «в сухом остатке» имеем:
1.Историки норманнисты утверждали, что Русь получила свое название от этнонима «руотси», которым финны называли шведов.
2.Антинорманнисты (которых правильнее назвать славистами)апеллируя к свидетельствам Псевдо-Захарии Ритора о народе «Hros», который был известен уже в 6 веке, доказывали восточнославянское происхождение слова.
 Любопытно звучит указанное свидетельство - «Соседний с ними (с людьми-псами и амазонками) народ ерос, мужчины с огромными конечностями, у которых нет оружия и которых не могут носить кони из-за их конечностей.»
  Интересно, кому передались эти генетические признаки. Русы вроде бы имели нормальные конечности и кони их носили.   
   Толочко указывает, что изначально Русью назывались только поляне (жившие в регионе Киева), причем, судя по документам, окончательное изменение названия полян на русь произошло около 944 г. после похода князя Игоря на Византию.
Однако, ответа на вопрос почему и откуда поляне получили второе имя в книге не дано.
  Действительно, около 944 года произошли важные события. В 945 г. Игорь пошел на древлян, где его и убили, а в 946 г. был поход княгини Ольги на древлян, которая отомстила за мужа и покорила древлян. Затем в 947 г. она пошла на новгородские и псковские земли, где также наложила дань.
    Толочко отмечает, и это важно, что после полян первыми начали называться русскими земли, расположенные вдоль пути «из варяг в греки», то есть, по Днепру и выше. Из всего этого видно, что название «рус» или «русь» появлялось и утверждалось вместе и вслед за войском и властью Киевских Рюриков.
Не будет слишком смелым предположение, что именно эти князья и их сопровождение и принадлежали к племени русь, давая название подчиненным землям и народам. Такого мнения придерживаются и сторонники норманнской теории. Случаями, когда народ назывался по названию правящей династии племени или вождя полна история.
  Однако вопрос заключается в том, были ли эти русы полянами и, вообще, славянами, или имели германские или другие корни, откуда пошло название «русь» и почему поляне стали так называться.
   Хотя финны и называли шведов «руотси» , но не известно ни одного германского племени с названием, похожим на руотси, русы или росы. Такое племя если и было, то оно бесследно исчезло.
  Антинорманнисты тоже не нашли племени с подходящим названием среди славян в восточной Европе. Есть попытки связать название "русы" с роксоланами (росоланами), но ни по времени ни по месту обитания роксоланы не подходят к ситуации с призванием Рюриков. Поскольку подходящего народа  найти не удается, имеются попытки связать название с топонимикой. По этому поводу Толочко пишет:
«Сторонники северного происхождения названия «Русь» в качестве одного из аргументов приводят наличие там топонимов с корнем «рус». Например, город Русса. Но на юге славянского мира таких топонимов и гидронимов значительно больше. Это реки Рось, Росава, Роставица…населенные пункты Рославичи, Ростовец, Русская поляна…»
   Замечу, что гидронимы намного более информативны при определении коренного народа, чем названия населенных пунктов.
Так, например,даже на Дальнем Востоке есть село Славянка, но река возле которой оно стоит называется Уссури, что по-манчжурски означает «черная, как сажа».  Народы меняются, но названия остаются, правда они зачастую искажаются.
   Однако, сомнительно, чтобы поляне, живущие на мощном Днепре-Славутиче, имели второе название, производное от малой речки Рось, которая примечательна только тем, что там часто выпадает роса.
  Кроме того, в документах, написанных до того, как общепринятым названием восточных славян стало русы, эти названия народов четко различаются.
Так, араб Абу-Али Ахмеда Бен-Омар Ибн-Даста в 903 г. пишет:
"Что же касается ар-Русийи, то она находится на острове, окруженном озером. Остров, на котором они (русы) живут, протяженностью в три дня пути, покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр до того, что стоит только человеку ступить ногой на землю, как последняя трясется из-за обилия в ней влаги. У них есть царь, называемый хакан русов. Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран и Булкар и там продают."
  То же самое пишет перс Гардизи в 1043 г.:«Что же касается русов, то есть остров, расположенный в море, ... И эти люди постоянно нападают на кораблях на славян, захватывают славян, обращают в рабство, отводят в Хазаран и Балкар и там продают."
Арабский географ персидского происхождения Ибн Русте в 930-х годах пишет то же:
«Что касается до Русии, то находится она на острове, окружённом озером. ... Они производят набеги на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, отвозят в Хазран и Булгар и продают там.
Когда у кого из них родится сын, то он берёт обнажённый меч, кладёт его пред новорождённым и говорит: „не оставлю тебе в наследство никакого имущества, а будешь иметь только то, что приобретёшь себе этим мечом." Пашен они не имеют, а питаются лишь тем, что привозят из земли славян."
  На то, что русы (руги, рутены, руяны) не были славянами указано и в книге современного исследователя Аполлона Кузьмина "Крещение Киевской Руси", который также пишет, что жили они на островах и, в частности, на о.Рюген и о. Сааремаа, причем о.Рюген называли и Руссией.
   Поскольку те изначальные русы не были славянами, то придется повнимательнее рассмотреть соседей славян.
   Территория расселения славян в конце первого тысячелетия находилась, в основном, в бассейне Дуная и простиралась приблизительно от верховьев Днепра до Лабы-Эльбы, с Востока на Запад и от адриатического и Черного морей до среднего течения Вислы и Лабы с Юга на Север.
  Германцы, вытесняя кельтов, расселились в Скандинавии и Ютландии (Дании)  на севере Франции и западе Германии (нынешних), дойдя до Альп и верховьев Дуная. О германцах уже было сказано, там подходящего племени не найдено.
  На Востоке соседями были многочисленные угро-финские племена, расселившиеся от севера Балтики до Урала.   Судя по гидронимике, на запад они расселялись вплоть до озер Ильмень и Селигер. Первое название однокоренное с названием племени ильмеры и именем Ильмер, которое является и именем главного Бога этих племен. Второе название на финском наречии может звучать как "Сельг ярв", что означает «плесовое озеро» (в смысле с изрезанными берегами).
Однако у финнов названий и племен, созвучных «рус» или «рос» не найдено. Кроме того, финские племена не проявляли себя как наемные профессиональные воины или организаторы крупной торговли и, поэтому, тоже не похожи на известных нам русов.
   Еще меньше подходят на роль русов юго-восточные соседи славян – тюрки.
Остаются северные соседи славян, балтийские племена, к которым полезно приглядеться повнимательнее.

               
                РУС или РОС?

Для начала стоит уточнить что же мы ищем. Название с корнем «рус» или с корнем «рос»?
Казалось бы, какая разница, возможно, что гласная «У» может переходить в «О» или наоборот.  Однако не тут-то было. Изменяться могут безударные гласные. Мы можем произносить РАсия или РОссия, но как только, в соответствии с методикой языковедов, ставим гласную под ударение, например, «рУсский», то сразу видим, что тут «У». Можно сказать, что выпала не росА, а расА, но, ставя во множественное число видим, что выпали рОсы, а не рАсы.
  Поэтому ни речка Рось , ни Росава не подходят. В односложном слове «русь» только одна гласная и только она всегда ударная. Она в языке не меняется.
  Откуда же взялась "О"?
Когда в 1485г. году Иван III сел на трон, то он принял официальный титул «великого князя всея Руси». Однако с 1497г. на печатях Ивана III изображается  герб Византии с двуглавым орлом и в источниках того времени впервые появляется наименование «Россия». На византийский манер.
  Дело в том, что в 14 веке Византия пала под ударами турков, а в 15 веке стала подниматься Русь, освобождаясь от татаро-монгольского ига. Иван III  перестал платить дань татарам, обвенчался с византийской принцессой и, сочтя себя наследником византийских императоров и защитником православной веры, принял и герб Византии и ее название Руси. Затем Петр Великий  усилил не только Русь-Россию, но и не русские традиции в ней и назвался императором России.
  Интересно, что все, кроме византийцев, писали "У" и в древности и сейчас.  Как слышали так и писали. У немцев «рус» и «русланд», у грузин «руси» и «русети», у арабов тоже «рус» и т.д.  Да и у славян «Русь», но не «Рось», племя русинов, но не росинов.
Византийцы же, которые имели в основе тот же греческий алфавит, что и руские, писали "О". Возможно это связано с особенностями чтения текстов. Например, слово "Руссия", написанное латинским шрифтом, англичанин прочтет как "Раша".
   В  Новгородской IV летописи написано буквально так: Избрашася от Немецъ три браты с роды своими, и пояша съ собою дроужину многоу....  Отъ техъ Варягъ находницехъ прозвашася Роусь.
  Как видно дружина пишется как дроужина, а Русь как Роусь. Возможно, что такое написание было прочитано в каком то славянском тексте византийцами как Рось, но мы то произносим не дрожина много, а дружину многу, а значит и Русь, а не Рось.
 

                БАЛТЫ ПРУССЫ И ВАРЯГИ

     Итак, мы ищем народ с названием вроде «русы» или «руссы», который куда-то пропал, успев переименовать восточных словян в свое имя. Просто детективная история, но круг сузился и остается искать его только среди балтов
   Действительно, среди балтских племен на южном берегу Балтики мы находим народ под названием «пруссы», который как нацию германцы стерли с лица земли, оставив неизменным название страны «Пруссия» (иногда «Боруссия»).
Как указано в  https://ru.wikipedia.org/wiki/ «Пруссы были союзом балтских племён, объединённых с другими балтскими племенами общей религией, а главный жрец носил титул Криве Кривейто». Кстати,как я понимаю, от «Криве» произошло и славянское название балтского племени кривичей, которых иногда считают славянами.
   Сейчас осталось лишь две небольших балтских страны в юго-восточном углу балтийского моря (Литва и Латвия), а большая часть побережья принадлежит полякам, немцам, шведам, финнам и, частично, датчанам. Тем не менее это море называют не шведским, немецким или польским или так, как они его называют, а так, как его называют балты.
Например, по литовски  "Балтас юра" означает Балтийское море и переводится как "Белое море".  Поморы называют белым море, находящееся к северу, и на то могут быть две причины. Во-первых, север могли обозначать белым цветом, а во-вторых, если смотреть на море с юга так, что Солнце за спиной, то оно выглядит белым.
Такое закрепление названия за морем возможно, если балты заселяли большую часть побережья и активно проявляли себя как мореходы и воины, то есть господствовали на нем.
   Топонимика, археология, древние документы и некоторые современные исследователи свидетельствуют о том, что так оно и было.
  Известно, что балты  расселялись вдоль всего южного и восточного побережья Балтики, от нынешней Дании и до Эстонии за много веков до того, как туда пришли германцы и славяне. Название реки Лаба (немцы превратили его в "Эльба") указывает на западную границу расселения балтов. "Лаба" по литовски и латышски (и по-видимому и на других балтских языках) означает "добрая".

  В дальнейшем под давлением германцев прусы частично мигрировали на восток, а частично ассимилировались славянами и немцами. Однако и сейчас в Федеративной Республике Германия потомками прусов считают себя свыше одного миллиона человек  (см.  https://ru.wikipedia.org/wiki/  , а также примечание 5 под статьей).
   О господстве балтских моряков и о том, что это были именно прусы, называемые также русы, но не славяне свидетельствует арабский писатель 2-й половины X века Ибрагим ибн Якуб  «Брусы живут у Мирового Океана и имеют особый язык. Они не понимают языки соседних народов. Они известны своей смелостью <…>. Названы русы (они, пруссы -брусы)нападают на них (восточных соседей, словен)на кораблях с запада».
  Эти "заморские гости" изображены Николаем Рерихом на одноименной картине, помещенной сверху над статьей. Кстати, в Померании около 700 года пруссами был построен торговый город-порт Рерик, название которого созвучно фамилии художника и русов царского рода).
О силе этих балтийских моряков можно судить, например, по тому, что в одиннадцатом веке в датских церквах даже произносили специальную молитву: «О Всемогущий Господь, защити нас от куршей». Из хроник начала XIII века нам становится известно, что курши постоянно нападали на Данию и Швецию, разрушали поселения, увозили церковные колокола и другие предметы.
Таким образом, балты не только отделяли народы центральной Европы от моря, но и господствовали на нем.  Поэтому в память народов море вошло с балтским названием.
  Словене же называли Балтийское море Варяжским, поскольку господствующих на Балтике моряков, нападающих на них с запада знали как варягов. Из приведенных свидетельств восточных авторов видно, что эти варяги были русами-борусами, то есть людьми балтского племени.
   Это уже потом, после того как пруссов-русов забудут и на Балтике станут господствовать шведы, возникнет мысль о том, что наверное варяги это шведы. Кто же еще мог там господствовать?
Однако, например, в 1187 году морские пираты,то ли русы то ли эсты, начисто разрушили и разграбили столицу славных шведских викингов - Ситгун, да так, что пришлось строить новую, на новом месте - Стокгольм ( см. примечание  1 ).
   Сторонники норманнской гипотезы считают варягов шведами. Однако в Повести временных лет варяги упоминаются отдельно. "И идоша за море к варягомь русь.Сице бо тии звахуся варязи рус(ь), яко се друзии зовутьс(я) свие, друзии ж(е) уръмяни, инъгляне, друзии и готе", то есть "И пошли за море к варягам руси. Потому что те звали себя варяги-русь, так же как себя другие зовут шведы, другие же норвежцы, англы, другие же готы".
  Двойное название в летописи (варязи и русь) подсказывает нам, что либо были еще варяги, которые не русь, либо была еще русь, которая не варяги и к этому вопросу мы еще вернемся.
  Однако очевидно, что балтийским племенам пришлось защищать свою морскую границу от набегов германцев и, в частности, скандинавских викингов.
Естественной военно морской базой являются острова, поэтому древние авторы отмечают, что русы живут на островах.  Там, на островах Балтики,в море и в устье Немана сложилась особая формация балтийских племен - военных моряков, которые "не имели пашен" и жили тем что "приобретали мечом".
  Этих людей словене и называли варягами  (другие народы называли их Varangian , а по литовски  varangu означает "могущественный").
  Наверное в такую военную формацию, как варяги, кроме брусов-русов попадали и представители других народов, откуда появилось мнение, что варяги это не племя, а название военных моряков и наемных воинов. Таким образом, наверное, были и варяги, которые не русь. Однако вряд ли их было много.
   Здесь напрашивается аналогия с запорожскими казаками, которые тоже выделились из славянского населения как профессиональные воины и защитники своей родины, тоже поселились на острове (Хортица) и совершали набеги,в том числе и морские, на другие страны. При этом, как и в случае с варягами, не всегда можно четко разделить  походы в целях защиты своего народа и страны от походов с целью грабежа,которым сопровождались все войны всех народов.
  По племени запорожцы считали себя русами (русинами). По месту проживания - украинцами, а по образу жизни - казаками и к ним тоже прибивалось немало народа из других наций, которые становились казаками.
  Так же и моряки, базирующиеся на некоторых островах Балтики, по этносу были балтами-русами, а по образу жизни варягами(см. примечание 3).
  Замечу, что именно образ жизни, а не этнос  определяет, в основном, набор артефактов, который могут найти археологи. Поэтому, найдя скандинавский меч в могиле руса-варяга не нужно торопиться причислять его к скандинавам. В кургане казака славянина тоже можно найти арабскую саблю.
  Замечу, также, что некоторые (в частности О.Бузина)пытаются обосновать скандинавское происхождение варягов тем, что у них скандинавские или якобы скандинавские имена. Это весьма скользкий аргумент. Если так рассуждать, то Петр Великий был греком, поскольку носил греческое имя, а Илья Муромец был евреем. Кроме того, нужно еще разобраться какие имена были характерны для пруссов, которые, к тому же, жили рядом с германцами. Например, такие коренные прусские (не германские)имена как Кантегерд, Мандело или Спагерот и другие ( см.  http://club-kaup.narod.ru/kaup_r_prussian_names.html ) звучат явно не по-славянски.

                КТО КОГО ПРИГЛАШАЛ

Есть один момент, который стоит рассмотреть отдельно. Так сказать последний штрих к вопросу о том кто кого приглашал. Ниже между звездочками выдержка из книги Толочко
                ***
  Главным основанием для вывода о том, что название "Русь" происходит от варягов, является статья 862 г. Повести временных лет. Не будь ее, не было бы и теории о норманнском происхождении русов.
   Удивительно, что исследователи, в других случаях очень скептически относящиеся к летописным свидетельствам, по поводу содержания этой статьи никаких сомнений не высказывают. А между тем, она настолько внутренне противоречивая, что основываясь только на ее свидетельствах , можно прийти к двум противоположным выводам. В ней русы выступают и теми , кого приглашают и теми, кто приглашает. "И идоша за море к Варягом, к Руси. "Реша Русь, Чюдь и Словены и Кривичи, и Вси:"земля наша велика и обилна, а наряда в ней нет, да поидете княжить и володети нами. И избрашася 3 братья с роды своими, пояша по собе всю Русь".
  Здесь непонятно о какой руси идет речь. То ли о той, которая приглашала братьев, то ли о какой то другой, которую приглашали. Уточнение "всю" скорее указывает на русь приглашающую, ибо трудно предположить,что братья взяли с собой к славянам всю скандинавскую русь, если такая существовала. Из приведенного здесь же перечня скандинавских народов следует, что места в нем для руси нет. "Сице бо тии звахуся Варязи Русь, яко друзии зовутья Свее, друзии же Урмане, Англяне, друзии Гъте". Как видим, летопись, сбивчиво говоря о варяжских русах, ни с одним из скандинавских народов их не отождествляет. Наоборот, говорит, что относительно руси все они - другие народы.
  Но тогда возникает вопрос, а где же жили эти загадочные варяго-русы.
                ***

   Ответы на все эти вопросы, не порождающие никаких противоречий при анализе текстов летописей, чудесным образом получаются, если принять, что варязи-русы жили в Пруссии (Поруссии). Этих русов хорошо знали на востоке по их грабительским набегам с моря.
В то же время была многочисленная русь, жившая на континенте и не являвшаяся варягами.
   Подобно тому как кроме казаков-русинов была еще и многочисленная, в основном земледельческая, русь-украина так и кроме варягов-русов была многочисленная земледельческая пруссия-русь.  Территория расселения этой руси была весьма широка (см. Балты. Википедия).   Далее, между звездочками,приведена информация о балтах по ссылке   http://russiahistory.ru/balty-baltijskie-plemena/
               
                ***
В первом тысячелетии до н. э. на юге и востоке поселения балтов достигали верховьев Днепра, Оки, бассейнов Березины и Сожа. На востоке территорией проживания балтов были современные Витебская и Могилевская области Белоруссии и Псковская, Смоленская, Брянская, Курская, Орловская области России  Также исторически зафиксировано проживание западно-балтского племени голядь в верховьях Оки, в Калужской, Орловской, Тульской и Московской областях .
С конца первого тысячелетия начались процессы славянизации балтов. Существуют письменные свидетельства о том, что ещё в начале XVI века некоторое население современной западной части Белоруссии говорило на западно-балтских языках. В середине II тысячелетия западные балты, жившие на территории захваченной Тевтонским орденом (пруссы), подвергались активной германизации. В настоящее время потомки западных балтов (пруссов), проживающие на территории Польши, славянизированы, и стали частью польского этноса (в частности, мазуров). Отличительной особенностью польского и белорусского языков среди других славянских является значительное количество (около 25 %) западно-балтской и литовской лексики, а также доставшееся в наследство от балтов произношение (дзеканье), аналогичное у литовцев — дзуков.
В IV—III веках до н. э. сложились различия между балтами западными (пруссы, курши, галинды, мазуры, ятвяги, голядь,) и восточными (земгалы, селы, латгалы, жемайты, литва) причём считается, что западные балты ятвяги являются одними из предков белорусов, а голядь — русских, часть западных балтов вошли в состав польского этноса — пруссы, мазуры, ятвяги, а восточные балты аукштайты — собственно литва, жемайты и частично курши, земгалы и селы являются предками литовцев, а курши, земгалы, селы, латгалы и угрофиннское племя ливов являются предками латышей. К VI—VIII векам относят разделение восточных балтов на участвовавших в этногенезе литовцев (литва, жмудь, иначе жамойты, а также надрувы, скальвы), с одной стороны, и ставших предками современных латышей (курши, земгалы, селоны, латгалы), с другой

                ***               

  Короче говоря, во всех отношениях прусы –идеальная кандидатура на роль летописных русов, если бы отбросить еще букву «П», и ее отбрасывают.
  В хронике И.Мельмана (1548 г.) изображен древний герб пруссов с надписью на латыни - Arma Rutenorum, что можно перевести как "Щит (Arma - щит, оружие, защита или опора) рутенов", (см. рисунок над статьей).
http://historylost.ru/2016/11/24/warmians/
  Уже этого одного факта достаточно, чтобы удостовериться в том, что пруссы и рутены это один и тот же народ. Слово Rutenia (Рутения) пишут и как Ruthenia и оно может быть прочитано как Русения (см. примечание 2 ).
   Саксон Грамматик в своём труде «Деяния данов» не использует названия «пруссы», но именует земли пруссов «Руссия». По описанию событий «Руссия» Саксона Грамматика соответствует земле пруссов.
Ломоносов пишет: Литва, Жмудь и Подляхия исстари звались Русью, и сие имя не должно производить и начинать от времени пришествия Рурикова к новгородцам, ибо оно широко по восточно-южным берегам Варяжского моря простиралось от лет давных.
Ибрагим ибн Якуб, процитированный выше, также,как и Ломоносов ("исстари звались Русью"), утверждает, что словяне называли пруссов русами  («Брусы... названы русы нападают на(словен)на кораблях с запада»).
  Народная этимология связывает название «пруссы» с именем Русне, которое на средневековых немецких картах писалось как Русс (естественно, готикой).
  На границе Литвы и бывшей Пруссии (теперь калининградской области) есть очень древний населенный пункт Русне. Так же называется и река (рукав Немана), на котором он стоит, а также остров, находящийся на этом рукаве.
Корень "рус" является общим для славян и балтов и связан с течением воды (и, даже, у грузин РУ означает "ручей"). Отсюда славянское "русло", "ручей", "русалка" и отсюда же балтские названия рек Русне и Русса.
           Сделаю замечание по поводу буквы «П». Дело в том, что приставка «по» у балтов может использоваться, как и у славян. Так, например, по литовски «берег» звучит как «кранте», а «побережье» , соответственно, «покранте».
  Известно, что в Пруссию входили Померания и Погезания, названия которых тоже содержат приставку «по» и означают, соответственно, Поморье и Полесье.
  Таким образом, от  «русне» или "русса" может получится  «порусне» или "поруссия", то есть поречье, а  жители порусня или порусья, , могут стать поруссами или пруссами,то есть поречниками, аналогично тому как жители поморья называются поморами. К тому же эти поруссы - поречники так освоили движение по рекам -главным дорогам того времени, что доходили по Днепру до Константинополя, а по Волге - до Персии, где их с ужасом долго вспоминали (см., также, примечание 3).
  Однако, независимо от этого замечания из приведенных цитат видно, что пруссов называли и руссами, а Пруссию обозначали и как Руссию.
  Из пруссов Понеманья считали свое происхождение владимирские князья. В  «Сказании о великих князьях Владимирских великой Руси»  читаем "...некий воевода новгородский по имени Гостомысл перед кончиной своей созвал всех правителей Новгорода и сказал им: «О мужи новгородские, советую я вам, чтобы послали вы в Прусскую землю мудрых мужей и призвали бы к себе из тамошних родов правителя». Они пошли в Прусскую землю и нашли там некоего князя по имени Рюрик,...".
  То же самое пишет Иван Грозный в письме  регенту Ливонии " ....и когда Август владел таким образом всей вселенной, он посадил брата своего Пруса в город, называемый Мальборг, и в Торунь, и в Хвойницу, и в преславный Гданьск на реке, называемой Неман, которая течет в море Варяжское....потомок Пруса в четырнадцатом колене, Рюрик, пришел и начал княжить на Руси и в Новгороде"   Конечно, можно сомневаться в существовании легендарного Пруса и в его родстве с Августом,  но вряд ли то, что Рюрики родом прусы из Понеманья является выдумкой Ивана Грозного.
    Можно продолжить эти рассуждения, показывающие, что вероятнее всего руссы это пруссы, однако думается, что для начала и этих фактов и рассуждений достаточно.
   Вернемся к летописи.  Как мы видим из летописи, на северной территории восточных славян (словен)вместе с ними проживал целый интернационал. Это и финские племена - чюдь и весь ("вси")и балтские племена - кривичи и русь. Кривичей привязывают к региону Полоцка и Смоленска. Русь же жила западнее и в одно сообщество со словенами вошли лишь русы, проживающие на восточной части своей территории. Поэтому "Реша Русь, Чюдь и Словены и Кривичи, и Вси.."
  Поруссы-русы, живущие на южном берегу Балтики не входили в одно государство или сообщество со словенами. При этом часть их жила на островах, нападая на берега других народов с моря подобно викингам.  Упоминают и остров Русне в дельте Немана и остров Рюген вблизи устья Одры (Одера) и Сааремаа. Этих русов-прусов, живущих на островах "за морем"  называли варягами и призывали как наемных воинов. Поэтому их и призывали "из за моря"и, поэтому "идоша за море к Варягом, к Руси".
   Известно, что указанная летопись была написана много позже описываемых событий. Поэтому в словах "пояша по собе всю Русь" летописец подразумевает всю ту Русь, которая уже получила такое название ко времени жизни летописца, то есть современная ему Русь, происхождение названия которой он и поясняет.
По другому летописец и не мог написать. Он жил в государстве "Русь", происхождение которого и хотел объяснить. Государство это создали многие племена, в том числе и русь, призвав "варягов". Но варяги это были те же русы, которые жили в другом государстве и "за морем".

   Возможно кто-то расстроится, что название русов перешло к восточным славянам не от шведов или западных славян, а от мало кому известных балтов пруссов. Однако, не стоит делить народы на великие и малые, свои и чужие.
Балтские народы показали свою способность к образованию сильных государств. В 13-15 веках под названием «Великое княжество Литовское, Жемойтское и Русское» (ВКЛ)они собрали балтские и славянские земли от Балтийского моря до Черного. Лишь в 16 веке ВКЛ объединилось с поляками под названием Речь Посполита.
К тому же, в истории ВКЛ немало великих дел. Так, например, войском, которое разбило крестоносцев в судьбоносной битве при Грюнвальде руководил литовский князь Ягайло*(см.Примечание 6  внизу статьи).
Этого литовского князя можно считать и беларусским и прусским и кривичским ибо это, по сути, один балтский корень.

                КТО ТАКИЕ БЕЛОРУСЫ

Сразу оговорюсь, что глубоко в этот вопрос входить не собирался.  Однако, из приведенных рассуждений  выходит, что "Бацька" Лукашенко прав, когда говорит, что белорусы - самые русские (по крови) из всех русских (великих, малых и белых).
   По-латышски белорусы так и называются - baltkrieviete (Балта кривейте), что переводится как "белые кривичи". Это прямо связывает белорусов с племенем кривичей.
   Известно, что главный жрец пруссов, то есть русов, носил титул Криве Кривейто.  Отсюда и славянское название балтского племени кривичей.  Не только история об этом говорит, но и видно, что белорусам передалась балтская кровь, культура и психика. Кстати, на "Памятнике свободы" в Риге изображен этот Криве. В руках его священный посох с загнутым (кривым) верхом, который так и называется "кривуле".
  В книге "Русские фамилии" автор (Б.О.Унбегаум) трактует белорусскую фамилию Кривич (Крывіч) , как имеющую значение "родственный" и происходящую от слова "кровь".
Это слово и по литовски звучит как kraujas, а на языке пруссов  как krawian  (см. этимологический словарь русского языка. Фасмер Макс.)  Тогда и "кривичи" или "krieviete" можно трактовать как "кровники" или "родственники", а Криве Кривейто - главный родственник, глава рода.
  Ниже ,  между звездочками приведена цитата из [5]
                ***
В VIII-XIII веках на территории Беларуси жили три главных племени («литовских» в старой терминологии, а в нынешней научной - западнобалтских): это ятвяги Ятвы (столица Дарагичин), дайновичи Дайновы (столица Лида) и кривичи Кривы (столица Полоцк). Еще несколько веков назад беларусы говорили на западнобалтском языке, а не на «старобеларуском славянском».
В Пинской и Брестской областях до сих пор живут десятки тысяч «пруссов», которые в семье, между собой, говорят на родном «прусском" языке...
Ятвяги с 1220-х годов, после миграции к ним лютичей Поморской Лютвы, стали называть себя литвинами.
                ***
    В «Великом княжестве Литовском, Жемойтском и Русском» (ВКЛ) под литвинами подразумевали предков нынешних белорусов, под жемойтами - предков литовцев, а под русскими - предков украинцев.
   Нынешние литовцы народ немногочисленный, а  Русь и по развитию культуры и по числу населения преобладала в ВКЛ. Делопроизводство в ВКЛ велось на словянском языке, который называют старобелорусским или староукраинским. Раньше меня удивляло название "Великое княжество Литовское", многочисленность русских фамилий типа Литвинов, Литовцев и др., второе название косы  -"литовка" и т п.   
  Все становится на места, если учесть, что не только в ВКЛ, но и в царской России литвинами называли предков нынешних белорусов.
   По поводу того, как литвины стали белорусами  Т. Баранаускас привел выдержку из указа Екатерины ІІ :
  “Отныне Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское именовать Белой Русью, а население – белоруссами, чтоб навеки привязать к России. За Жемойтией же и жемойтами пусть себе остаются названия Литва, литовцы…”
Было это в 1796 году, после подавления восстания Тадеуша Костюшко.
  Однако, вернемся к основному вопросу.




                КАК ВОСТОЧНЫЕ СЛОВЯНЕ СТАЛИ РУСАМИ

Зная все это можно представить, как поляне, а затем и все восточные славяне стали  русами.
  Двигаясь на восток словене вступили в плотный контакт с финскими племенами на севере и с кочевыми народами, в основном тюрками, на юге.
   При этом они оказались на торговом пути из варяг в греки, что немаловажно. Финские племена не представляли ни большой военной угрозы, ни торговых конкурентов. Они были включены в славянскую общественную структуру и частично ассимилированы.
   В этих условиях на севере продолжало действовать вечевое право, которое издревле было у славян. В дальнейшем на основе вечевого права там сложилась одна из первых в мире республик, в которой самым влиятельным классом стали купцы, а высшая власть, как и в древние времена,принадлежала вече - общему собранию. Князь же, по определению,был всего лишь глава войска. Например, во времена Александра Невского новгородцы князя призывали, когда надо, а когда надо выгоняли.   До Рюриков на севере княжил Гостомысл, но в приведенном выше тексте "Сказания" он назван воеводой, то есть он был всего лишь военачальником.
   На юге же вокруг Киева и во всех южных землях была постоянная угроза со стороны степняков. В этих условиях сложилось классическое средневековое общество с князем во главе. При этом князь являлся не только главным военачальником, но и высшей властью.
   Новгород имел наемное войско, в которое приглашал варягов, называемых  еще и русами, откуда предполагаю, что большинство из них были балтами из Пруссии.
  Движение пруссов на восток было вызвано не только желанием подзаработать на войне или, даже, захватить власть в чужих землях, но и миграцией населения под давлением немцев.
Как записано в Новгородской IV летописи «Избрашася от Немецъ три браты с роды своими, и пояша съ собою дроужину многоу. И пришедъ стареишиною Рюрикъ седе в Новегороди, а Синеоусъ, брат Рюриковъ, на Белиозере, а Труворъ вы Изборьсце; и начаша воевати всюды. Отъ техъ Варягъ находницехъ прозвашася Роусь, и отъ техъ словеть Роуская земля; и суть Новгородстии людие и до дняшнего дни отъ рода Варяжеска».
   Получается, что варяги-русы захватили или пытались отнять высшую власть у купечества и вече, установить классическое княжеское полновластие.
   Однако, северные племена, привыкшие к вечевому праву,  не хотели признавать высшую власть и за своими князьями, а не то что за пришлыми варягами.   Древнейшие летописи (Лаврентьевская и Ипатьевская) впервые упоминают о Рюрике в рассказе за 862 год о восстании северных племен, покоренных варягами и обложенных данью, против своих поработителей – восстании, окончившемся изгнанием варягов.
Племена управлялись самостоятельно, но, как записано в летописи, «не было в них правды», «встал род на род, и была в них усобица». Тогда они решили поискать себе князя – и «пошли за море к варягам-руси; ибо звались те варяги русью." Правда ли,  что они сами так решили или это летописец написал для легитимации княжеского полновластия можно и подискутировать, но есть сведения о том, что уже в 864 году, практически сразу после "призвания" варягов-русов Вадим Храбрый поднял восстание в Новгороде. При этом были убиты братья Рюрика в Белозере и Изборске. Однако  восстание было подавлено, а сам Вадим — убит (см http://cyclowiki.org/wiki/ ).
  Не удивительно, что эти племена не хотели называться русью, что подтверждает и Толочко, а именно, что северные земли стали называться Русью существенно позже, чем южные,киевские.
В 879 г. первый Рюрик умирает,оставив малолетнего сына Игоря под опекой своего военачальника и, возможно, родственника Олега
   Приблизительно в это же время, по-видимому, учитывая сложную ситуацию на севере и в поисках новой земли, где можно стать полновластным князем, Олег двинулся по Днепру на юг. Такой землей и оказалась земля полян.
В Киеве он убил действующего князя (Аскольда) и остался там княжить, затем передав власть сыну Игорю. Ольге же, супруге Игоря пришлось снова покорять Новгород.
   Впрочем,в деталях история взятия власти русами в Киеве описывается по разному. Важно, что никаких сведений о сопротивлении полян русам нет и похоже, что власть Рюрика в Киеве укрепилась относительно безболезненно.
   Наверное и полянам не очень хотелось стать русью. Однако, став на готовое легитимное место полновластного князя и используя военную силу полян и союзных с ними славян, а затем и печенегов, сын первого Рюрика – Игорь предпринимает два похода на Царьград, закончившихся выплатой дани русам.
   Вернувшись с войны он, а после его казни древлянами - его супруга Ольга, подчиняют русам древлян, а затем и Новгород.
   После этого всем стало ясно, что о полянах можно забыть, а есть могучие русы с «матерью городов русских» Киевом.
   Балтийская же родина руссов –пруссов была совершенно разгромлена и в памяти народов остались о ней лишь слабые воспоминания. Увы! Пруссы (почти?) не использовали письменность и сведения о них мы черпаем из документов других народов.

                ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исчезновение государства пруссов и ассиммиляция балтийских племен восточными славянами, поляками и немцами породило множество гипотез о том кто такие варяго-русы.
  Кто только ни хочет присвоить историю и славу пропавшего народа, деля их как имущество покойника. При этом похоже, что выяснить вопрос о происхождении названия Русь специалистам мешает не пресловутая сложность вопроса, а их предубеждения и пристрастия.
  В последнее время остались две основные гипотезы, которые обычно называют  норманнская и анти норманнская. Под анти норманской подразумевают гипотезу о славянских корнях варяго-русов. При этом о балтийских племенах, издавна населявших южный берег Балтики часто как бы забывают.
   Так, в упомянутой выше монографии В.В. Фомина читаем "в варягах видели норманнов, славян, финнов, литовцев, венгров, хазар, готов, грузин, иранцев,кельтов, евреев, представителей других народов" и ни слова о пруссах. 
  На страницах книги автор доказывает свой вывод, который формулирует в ее конце,  в подразделе,название которого так и звучит "Летописные варяги - выходцы с берегов Южной Балтики."
  Замечательный вывод, но подраздел начинается со слов "Южнобалтийских славян принято разделять на три больших союза племен..." и опять ни слова о балтских племенах, населявших берега южной Балтики. Среди славянских племен он называет и жителей острова Рюген "именуемых западноевропейскими источниками русскими".
  Скажу, что это не ново. Еще Пушкин писал ("Клеветникам России"):

"Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас? волнения Литвы?
Оставьте: это спор славян между собою"

Таким образом, литовцев он записал в число славян.
  Пушкин не одинок в этом вопросе. Ломоносов пишет про "курландцев, жмудь, литву, остатки старых пруссов и мекленбургских вендов, которые все славенского племени, хотя много отмен в языках имеют...".
  Замечу, что они так "много отмен в языках имеют", что, находясь в Прибалтике, я  не мог понять в разговоре "курляндцев и жмуди" абсолютно ничего, как в совершенно незнакомом иностранном языке, пока не стал изучать. При этом во всех славянских языках без всякого специального изучения или понимаю все или, по крайней мере понимаю отдельные фразы или, хотя бы отдельные славянские слова.
Прусский язык так же далек от славянских, как и литовский и весьма близок к последнему (в этом легко убедиться открыв словарь прусского языка: Топоров. Прусский язык. Словарь.  )
Не следует недооценивать самобытность балтов.
Вряд ли стоит записывать балтские племена лютичей,вильцев и другие в славян "полабских" или  "ободритов". Эти последние названия никогда не были названием племен, и говорят лишь о том, что жили эти люди на Лабе и Одре. Конечно они тесно взаимодействовали со славянами и славянизировались. Однако, например, в отношении лексики из европейских языков наибольшое сходство с санскритом имеет литовский язык, в нем 80% корней имеют этимологическое соответствие с санскритом, а в русском только 30%  ( см.http://www.mahadevi.ru/sanskr1.html ).
По новейшим исследованиям у балтов открыли, даже, свой ген, который характеризует только их.
Не следует недооценивать и роль балтов в истории Европы,в том числе и в истории и генезисе русских народов и государств.

(*) ПРИМЕЧАНИЯ .
 (Поскольку ссылки на интернет в тексте иногда почему-то пропадают, они продублированы под текстом внизу в виде рецензии)
  1. ЭСТЫ:
Римляне называли эстами не только современных эстонцев. В частности, Тацитом упоминаются Aestii , живущие возле Вислы.
  Современные эстонцы взяли это книжное название для обозначения своей нации лишь в XIX веке (в период «национального возрождения»).
  В норвежской саге «Об Олаве сыне Трюггви» говорится «Когда они выехали на восток в море, на них напали викинги. Это были эсты».
Как видно эти эсты, скорее всего, были не эстонцами, а балтийским племенем, а термин "викинги" имеет тот же смысл, что и "варанги (варяги)".

2. РУСЕНИЯ, РУТЕНИЯ:
Разные народы в разные времена по разному озвучивали латинские тексты. Например Caesar читается по русски и как Цезарь и как Кесарь, а по немецки - Кайзер.  Еще сложнее дело обстоит с дифтонгами. Поэтому латинскую надпись Ruthenia можно прочитать и как "Рутения" и как "Русения".    По-видимому, второе прочтение ближе к самоназванию русов-прусов. Германцы называли народ, населявший остров Рюген рутенами и, даже, ругами. По-видимому, их самоназванием также было - "русены".

3. ПОРУССЫ- ПОРЕЧНИКИ
  Поруссы издавна освоили речные пути не только для военных походов, но и для торговли. Важным предметом экспорта был янтарь ,который они называли глезус.
 Замечу,что от этого слова происходит русское слово "глаз" (в отличие от общеславянского  "око"), а также английское слово glass (стекло).
  Янтарная торговля  шла по Висле и далее в Рим (так называемый "Великий янтарный путь"), а также по Неману и далее в Константинополь.  Она приносила большие доходы и находилась  в руках аристократии и дружинных вождей древних обитателей Янтарного края — исторической Пруссии.
               
4. ВАРЯГИ:
А.Г. Кузьмин пишет :
"Наиболее популярна этимология М.Фасмера, производящего слово(варяги) от якобы скандинавского var – «верность, порука, обет». Однако это слово в действительности является общеиндоевропейским, ... Слово var в санскрите означает «вода». ... Название «варяги», следовательно, также может обозначать морских жителей, людей моря."
  Кстати, у древних индийцев Варуна - бог всех мировых вод.  Этот корень перешел и в русскую речь, например, в слово "варить".
Однако, похоже что и в этом случае забыли о балтах. Слово "варяг" на литовский язык переводится как Varangianas , а почти на все остальные языки как Varangian.
      По литовски  varangu означает "могущественный". От этого слова недалеко и до понятия "воин", аналогично, как под словом "богатырь" можно понимать как мощного человека, так и мощного воина.

5. РУССКИЕ:
Люди, населявшие Русь стали называться русами, русичами или русинами, в соответствии с правилами русского языка (аналогично:  Грузия -грузин, Армения -армянин...) .
Дальнейшее изменение самоназвания на прилагательное "русский" является единственным исключением из правил  (это прилагательное отвечает не на вопрос "кто ты", а на вопрос "чей ты?),
Это название было введено при паспортизации в СССР, как замена названию "великоросс", а затем уж стало самоназванием.
Впрочем  "великоросс"  и "малоросс" и во времена  империи не использовались в народе, как  самоназвание, а графы национальность в  имперских паспортах не было.


6. ПРУССЫ СЕГОДНЯ:
В конце первого тысячелетия начался процесс вытеснения западных балтов германцами и славянами.  Смертельные удары по  пруссам нанес тевтонский орден .
  Тевтонцы были призваны на помощь поляками после неудачных военных походов польских князей против соседей язычников и многочисленных набегов пруссов на пограничные польские земли.
В 1230 году крестоносцы начали военные кампании против пруссов. К концу века, преодолев сопротивление пруссов и подавив ряд бунтов и мятежей, крестоносцы установили полный контроль над Пруссией после чего началась их ассимиляция германцами..
Однако, строго говоря , пруссы не исчезли полностью.
До конца 17 в. прусский язык был ещё живой. По крайней мере, известно множество фактов, что в быту прусские крестьяне пользовались своим родным языком. Только в начале 18 века в результате разразившейся в Европе эпидемии чумы  в Пруссии в 1709-10 гг  вымерло 2/3 населения. Многие деревни, а именно там сохранялся прусский язык, прекратили существование.
  Тем не менее ещё в конце 19 в. дворянство прусского происхождения на Замланде (ныне Зеленоградский р-н Калининградской области) преобладало над немецким как 3 к 2.
После 1945 г. немецко-язычное население Пруссии было депортировано в Германию.
К концу 70-х годов пруссы в Германии объединились в отдельную общественную организацию «Толькемита». Целью этого общества было напомнить о коренном населении Восточной провинции Германии, которые внесли свою немалую лепту в историю Пруссии, и прежде всего заявить о том  что пруссы ещё существуют.
В 2001 г. в Германии и части Литвы  был проведён опрос среди жителей бывшей Восточной Пруссии. В нём  на вопрос кем вы себя ощущаете, немцем, литовцем или пруссом около 2-х миллионов людей причислили себя к пруссам.
(Этот материал вы можете найти по ключевым словам "Пруссы сегодня").

7. ЯГАЙЛО
Имя Ягайло на прусском языке означает "Славный светом" то есть "Светослав" (от слова gaylis - «светлый»), а на территории Беларуси существуют три населенных пункта, в основу названий которых положено имя Ягело (Ягайло).
Также возможно, что имя это происходит от названия народа "галинды,галы, галионы" аналогично как у армян есть имя Армен, у французов - Франсуа и т.п.. В.Н. Татищев. пишет: Птоломей народы галинды, галлионы и гитоны указывает в Литве...Стрыковский указывает народ галинды в Пруссах (см.«История Российская с самых древнейших времён, неусыпными трудами через тридцать лет собранная и описанная покойным тайным советником и астраханским губернатором Васильем Никитичем Татищевым»).
Впрочем эти версии не противоречивые так как название народа может иметь происхождение от слова "светлые".
  По-видимому галинды это галлы, кельтские племена, которые являются древнейшим населением Европы, заселявшем практически всю Европу (от них и "Галисия" в Испании и "Галиция" на Карпатах). В древней Руси их называли голядь и это балтское племя.
Считается, что латинское слово «Галлия» произошло от греческого названия местности Галатия на территории современной Турции, где в IV—III веке до н. э. обосновались племена кельтов, отличавшихся от прочих поселенцев «молочной» белизной кожи, что и послужило причиной их именования (греч. ;;;;;;; [galatai], [galatae] от слова «молоко» греч. ;;;;, [gala]).
  Однако,поскольку разделение северных европейских языков произошло не так давно,то вполне возможно,что светлый блондинистый народ просто так в древности и называли, как и пруссы -gaylis,т.е. дословно "светлые", блондины, гайлы, галлы.
   Вообще, заселение Европы шло с востока двумя потоками - через северные причерноморские степи и через Малую Азию.  Южным путем шли народы, в основном, черноголовые, а северным путем  народы, среди которых было много блондинов.  Мы и сейчас можем видеть эту разницу во внешнем виде населения северных и южных провинций средиземноморских стран. Возможно поэтому северяне и получили это название - галлы.

8. РОГНЕДА
Норманисты внесли путаницу и в историю женитьбы князя Владимира на якобы скандинавской принцессе Рогнеде, которая на самом деле является прусской.
В мае 2012 года, на день города Рагнит (ныне Неман)  был открыт памятник этой прусской принцессе и покровительнице города. Литовцы утверждают, что её звали Рагайна (Ragain;). Славяне говорят, что Рагнета (Ragneta). Пруссы, вроде, звали Раганитой или Рагонитой.
Кстати, по латышски рагана означает ведьма, а раганите - ведьмочка.  Тут стоит напомнить, что у язычников слово ведьма имеет позитивный смысл - это женщина, которая много ведает (знает).
   Из летописей следует, что отец ее Роговолод прибыл из-за моря и правил в Полоцке. Вот на это "из-за моря" и      ссылаются норманисты.  Однако за морем жили и варяги - прусы.  Имя же отца принцессы могло звучать и по балтийски как Рагавалдис.   Имя Валдис и сейчас есть у латышей, а частичка "раг" встречается, например, у литовцев, у которых был князь Свентарагас , называемый славянами Святорогом.

9. О ДРУГИХ ГИПОТЕЗАХ
Поскольку ни норманистами, ни антинорманистами не найдено удовлетворительного объяснения происхождения названия Русь,  были предложены ещё две  гипотезы - социальная и речная.
  Сторонники социальной гипотезы не рассматривают понятие «русь» в качестве этнонима, но предлагают исходить из функции обозначения определенной социальной группы. В письменных источниках ясно проглядывается отличие «руси» от «людей». Если вспомнить понятие «полюдье» – процесс сбора дани/налога, – то получается, что «люди» – это те, с кого дань собирают, а «русь» – те, кто эту дань собирает.
  Действительно, когда славянские, угро - финские и другие покоренные русами племена ещё не стали называть себя, ассоциировать себя с русами, они называли так тех, кто брал с них дань - русских князей и их дружины.
  Например, древляне были возмущены тем, что "русь", захватившая власть в столице полян Киеве, явилась и к ним "на полюдье" и, поэтому они и убили русского князя Олега.
  Такими примерами, когда представители одного этноса брали дань с другого этноса полна история. Например, можно найти много свидетельств о том, что татары брали дань с москвичей, рязанцев и т.д., но из этого никак не следует вывод о том, что татары это не этнос, а социальная группа.
   Сторонники речной гипотезы выдвигают тезис о том, что в праславянском языке реки назывались «руса»,  а поскольку восточные славяне селились вдоль рек, то пришедшие варяги так их и прозвали – «русь».
  Действительно, признано, что например название реки Русса означает река , но оно имеет не славянское, а балтское происхождение.
Тема о пруссах - поруссах - поречниках уже обсуждалась в статье
  Таким образом, обе эти гипотезы не противоречат гипотезе предложенной в статье и хорошо в нее вписываются.