Фотография, как память

Валерий Василевский
Отчизна-мать
За храбрость и отвагу его
своим Героем назвала.
К. Жанэ

Многие послевоенные годы жители Глусчины знали, что их земля дала двух Героев Советского Союза - С.А. Калинковского и У.А. Рыбака, одного дважды Героя – С.Ф. Шутова. Но ничего конкретного никто, даже их односельчане, не знал об их подвигах: герой и всё, а что и как было - не-известно. Мы больше были информированы о молодогвардейцах, о подвигах которых рассказал кинофильм «Молодая гвардия», поставленный по одноименному роману А. Фадеева. Об иных ге-роях также поведали многочисленные книги. Со своими же земляками–героями, уроженцами Могилевской области, многие, в том числе и я, познакомились благодаря книге «Герои Советского Союза – могилевчане», вышедшей в свет в 1965 году.
К подвигу Степана Антоновича Калинковского я «прикоснулся» в Докольской средней школе в 1966 году, в которой до войны учился будущий герой, но она была тогда семилеткой. Мне, девятикласснику, как школьному «художнику», поручили оформить стенд, посвященный Великой Отечественной войне. Вот тогда-то из рук директора школы Болислава Валерьяновича. Ринейского я получил для ознакомления золотом написанный Указ Президиума Верховного Совета СССР. В нём говорилось, что «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство старшему сержанту Степану Антоновичу Калинковскому присвоить звание Героя Советского Союза». Внизу стояла дата - 7 июля 1961 г. и подпись председателя Президиума Л.И. Брежнева.
Я не знал, когда и каким образом Указ появился в школе, но я держал в своих руках и видел своими глазами важный документ, подтверждающий принадлежность земляка из  Доколи к совершенному им подвигу и заслужившего высокое звание Героя. Тогда же меня заинтересовала судьба Калинковского, ибо кроме того, что он родом из Доколи и каких-то скупых фактов из его боевой биографии, в том числе ставших причиной присвоения ему звания Героя, не было известно. Ис-точником информации о нем стали рассказы старожилов деревни.
Родился Степан Калинковский 1 июня 1918 года. У него было четыре сестры: Татьяна, Варвара, Ольга, Елена и братья: Антон и Иван. Это был высокий, уравновешенный, стройный парень со светлыми волосами, пользовался уважением школьных товарищей. После окончания школы (6 классов) какое-то время  работал в колхозе, затем уехал в Батуми к дяде – Гавриле Ивановичу Новичёнку, который в годы коллективизации сельского хозяйства был секретарём первой комсо-мольской ячейки в Доколи. В том южном городе он жил, работал и умер. Единственная фотография, которая донесла до нас облик Степана Калинковского, как раз сделана в Батуми в 1937 году. На ней он снят со своими дядей и его женой. Совсем ещё юный, высокий и симпатичный блондин в тёмном костюме, белой рубашке с отложенным воротником, выглаженным накануне. Можно пред-положить, что был выходной день. Вот и решили родственники сфотографироваться вместе. Думали для семейного альбома, а получилось – для истории. Благодаря семье племянника Калинковского – Ивана Прокоповича Сокола и его жены, потом их сына, фото – реликвия дошла до нас. Незадолго до начала Великой Отечественной войны Степан вернулся в родные места, работал шофёром на стеклозаводе в посёлке Глуша. Его брат Антон в это время пошёл служить в армию и погиб на войне с белофинами. Степан был призван в армию в декабре 1939 года Осиповичским райвоенкоматом.
Больше всего из воспоминаний старожилов тронул тот факт, что летом 1944 года Степан на своем танке стрелой влетев в деревню, стал огнем и гусеницами расстреливать, крушить, давить живую силу, орудия и технику фашистского гарнизона. От внезапности атакующего те не оказали ни малейшего сопротивления. После чего танк остановился у отцовской хаты и побыв какое-то время в ней, Калинковский умчался из Доколи так же быстро, как и появился, оставив за собой стену дорожной пыли.
После, встречаясь с материалами о Калинковском, я для себя выяснил, что в его биографии много «белых пятен», нестыковок. Опровергается участие танковой бригады, в которую входил танк Калинковского, в освобождении нашего района, тем более в посещении деревни, были разные даты его гибели. И когда однажды попытался поведать услышанное от докольцев, то получил в свой адрес не очень приятные отзывы, хотя чувствовал, что правда в этом есть. Не могли земля-ки Героя такого придумать, да и зачем, ради чего.
Шло время и ничего нового о Калинковском не встречалось, но появился Интернет, который многое, если не все из жизни нашего земляка поставил на свое место. На веб-сайте «Герои Страны» в статье о Калинковском сказано, что с началом операции «Багратион» по освобождению Белоруссии, 26 июня 1944 года был введён в прорыв 1-й механизированный корпус, который и устремился вглубь территории, занятой врагом. Танк сержанта Калинковского действовал в разведдозоре, двигаясь всегда впереди основных сил бригады. Ему посчастливилось освободить своё родное село, превращённое фашистами в пепелище, увидеть своих родных мать и отца. В течение июня - июля Калинковский участвовал в освобождении белорусских посёлков и городов: Зеленковичи, Глуск, Старые Дороги, Слуцк, Тимковичи, Клецк, Косово, Берёза, Каменец.
Там же приводятся и другие детали биографии С.А. Калинковского, которые отсутствуют в остальных источниках. Механик-водитель лёгкого танка. На фронте с июня 1941 года. Сражался на Юго-Западном фронте. Вместе с другими частями отступал с боями сначала к Киеву, затем к Харькову, где был ранен.
Вернулся на фронт уже под Сталинград. Участвовал в январском наступлении советских войск 1943 года. Весной 1943 года младший сержант Калинковский попал в 1-й мехкорпус. Воевал на Курской дуге, освобождал город Белгород, затем гнал гитлеровцев к Днепру.
В октябре 1943 года сержант Калинковский участвовал в ожесточённых боях на днепровском плацдарме в районе села Мишурин Рог Верхнеднепровского района Днепропетровской области. Здесь он был вторично тяжело ранен и долго лечился в госпитале.
В родную танковую бригаду Калинковский вернулся весной 1944 года, когда она в составе механизированного корпуса уже была передана на 1-му Белорусскому фронту. 1945 год начал на территории Польши, которую освобождала от фашистов Красная Армия. Он был механиком-водителем танка Т-34 219-й Кременчугской Краснознаменной танковой бригады 1-го механизированного Красноградского корпуса. К 1945 году Степан уже стал коммунистом, был награжден ме-далью «За отвагу», отличился при освобождении польских городов Кутно и Клодава.
В августе 1944 года бригада, в которой служил Калинковский, вышла к Висле и участвовала в ожесточённых боях за плацдарм на западном берегу реки. Танкисты, пехотинцы, артиллеристы – все они проявляли героизм, отстояв стратегический плацдарм на Висле.
 Спустя год, войска 1-го Белорусского фронта перешли в наступление с висленских плацдармов. Прорвав вражескую оборону, советские войска начали преследовать врага. Танковый батальон 210-й танковой бригады 1-го механизированного корпуса, в котором воевал механик - водитель Калинковский, ворвался в город Кутно. Одним из первых вошёл в город старший сержант Калинковский. Он бесстрашно врывался в расположение противника, давил его огневые точки, уничтожал живую силу. В короткий срок экипаж отважных танкистов уничтожил 2 миномётные батареи, 3 противотанковые орудия,11автомашин с боеприпасами, более 100 повозок с военным имуществом, десятки гитлеровцев.
22 января 1945 года 219-я танковая бригада под командованием полковника Е.Н. Вайнруба, взаимодействуя с войсками 12-го гвардейского танкового корпуса, подошла к крупному польскому городу Ходзеш. Танк С. Калинковского, находясь в разведке, ворвался в город первым. Пробиваясь к центру города, танк мчался по узким улицам, ведя огонь из пушки и пулемета, уничтожив 2 вражеские артиллерийские батареи, 2 танка, десятки солдат и офицеров противника. На одной из улиц гитлеровцам удалось подбить советский танк, но танкисты не растерялись. Не подпуская фашистов пулеметным огнем, они сумели исправить повреждение и двинулись дальше на одном моторе. «Тридцатьчетверка» ворвалась на железнодорожную станцию, где отрезала путь вражескому эшелону с автомашинами, захватила армейские склады с имуществом и вышла на западную окраину города, преградив гитлеровцам путь для отхода на запад по шоссейным дорогам.
К вечеру 23 января танки бригады вышли к реке Нотець у населённых пунктов Милич и Дой-Уш, расположенных у самой польско-германской границы. Бригаде было приказано захватить переправу через Нотець и создать плацдарм для наступления советских войск на западном берегу.
Фашисты подготовили мост через реку к взрыву, но подорвать его не успели. Танк, управляемый С. Калинковским, вихрем подлетел к мосту и моментально переправился на другой берег. Опомнившись, немцы все-таки взорвали мост, и советский танк оказался в западне. Но экипаж принял бой. Всю ночь «тридцатьчетверка», как крепость, стояла у моста, прикрывая огнем саперов, которые восстанавливали взорванный мост. Утром, еще до рассвета, главные силы бригады переправились через реку.
 27 января командир танковой бригады полковник Е.Н.Вайнруб в наградном листе на отважно-го танкиста написал: «Пройдя с боями свыше 300 км без аварий, поломок и вынужденных отставаний, тов. Калинковский подавил 120 немецких повозок, 70 немцев, 11 автомашин с боеприпасами, 2 минометные батареи… Достоин высшей правительственной награды – присвоения звания Героя Советского Союза». Потом был Указ от 24 марта 1945 года. Но героя к этому времени уже не было в живых.
2 февраля танкисты вели ожесточённые бои на окраине польского города Бане. На машину механика-водителя Калинковского устремились 3 фашистских танка и автоматчики. Но экипаж упорно стоял на своем рубеже, уничтожив более 30 немцев и 2 фашистских танка. Гитлеровскому фаустнику удалось поджечь советский танк. Калинковский был тяжело ранен, но продолжал сражаться до последнего вздоха, до конца выполнив свой долг перед Родиной. Героя похоронили на южной окраине города.
Герой Советского Союза старший сержант Калинковский был навечно зачислен в списки части и один из танков назван именем прославленного героя. Боевая машина передана в надежные руки. «Слава о Калинковском живет в мужественных сердцах наших воинов», - так написала фронтовая газета о последнем бое Степана Калинковского, поместив фотографию танка Т-34 под номером 10 с надписью на башне: «Танк имени Героя Советского Союза ст. сержанта Калинковского». Войсковая часть 60654, в списки которой зачислен С. Калинковский, в 1970-е годы находилась в составе группы советских войск в Германии. В ней была комната памяти героя, в которой стояла навечно застланная кровать. На стене висели барельеф С. Калинковского и переходящий приз имени героя. Отличившимся танкистам части вручали удостоверения с надписью: «Лучший наводчик орудия. Завоевал право отстрелять упражнение за Героя Советского Союза старшего сержанта Калинковского Степана Антоновича». О подвиге С. Калинковского и нынешних делах его одно-полчан можно было прочитать в альбоме «Возьми себе в пример Героя» и в книге славных дел комсомольцев. Еще в те времена совет ветеранов 1-го Красноградского механизированного корпуса, располагавшийся в Москве, секретарем которого был В. Наволокин, добился выпуска почтового конверта с портретом С. Калинковского. Конверт был издан в 1983 г. Собранные материалы о герое бережно хранились в музее боевой славы корпуса в Харькове, которым руководил тогда А. Иоселевич
К сожалению, прямых родственников у Калинковского в Беларуси после войны не осталось. Видимо, этим и объясняется тот факт, что Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении звания Героя Советского Союза выписан только через шестнадцать лет после войны, и который все-таки с большой задержкой попал в Докольскую СШ на вечное хранение, ныне не существующей. Не известна и судьба Указа, которому бы место в районном краеведческом музее. Затерялись во времени Золотая Звезда и орден Ленина, боевые награды, которые герой заслужил, но так и не успел примерить. Погиб, как воевал: отважно, по-мужски и по-солдатски дерзко. Без его патриотического «упоения в бою» не было бы и нашего упоения жизнью семь десятков лет.
Благодарные потомки помнят своего земляка-Героя. В Докольской СШ пионерская дружина с 70-х годов и до закрытия школы носила его имя, где был альбом с материалами о герое. В Глуске есть улица Калинковского. Его фамилия увековечена на мемориальной плите комплекса «Воин-ская слава». Один из обелисков, установленных в центральном сквере райцентра, посвящен ему. Портрет Героя висит в райвоенкомате. В Могилеве, около ратуши, на аллее Героев - уроженцев Могилевской области - есть портрет С.А. Калинковского.
Если с земляками Героем Советского Союза У.А. Рыбаком и дважды Героем Советского Сою-за, оставшимся в живых, было все ясно и понятно, ибо они были на виду широкой общественности, а Шутов еще написал и две книги, то биография С.А. Калинковского оставалась и остается для многих полной неизвестностью. Собирая по крупицам материал о нем, только спустя сорок восемь лет я сумел написать полную его биографию. Надеюсь, она не останется без внимания неравнодушных к истории своего края людей.