Дважды герой прописался в глуске

Валерий Василевский
… Ещё мальчишками когда – то
В войну играли мы в солдаты.
Как о пути в чужие дали –
Танкистами стать мечтали.
А. Шишков

О подвигах Степана Фёдоровича Шутова – дважды Героя Советского Союза, как и о ещё двух героях – земляках: С. А. Калинковском и У. А Рыбаке, впервые узнал из книги «Герои Советского Союза – могилевчане» (1965 г.).
Помню, как и многие жители Глуска и окрестностей, 1975 год, которые стали свидетелями установки (демонтажа) в центральном сквере горпосёлка бронзового бюста Степана Фёдоровича Шутова. Этот памятник в 1949 году был воздвигнут в соответствии с Указом Верховного Совета СССР на его родине – в деревне Дворец, как дважды Герою Советского Союза. Но по решению райкома партии, райисполкома и по согласию родных Степана Фёдоровича памятник был перенесён в районный центр. Это одно из любимых мест отдыха глусчан и гостей. Здесь проводятся мас-совые гулянья. К бюсту приводят своих детей родители, отдают дань памяти молодожёны, возлагаются венки и цветы. Волнительно было наблюдать, когда бывая в Глуске, к бюсту приходил У. А. Рыбак, чтобы положить к подножью памятника цветы. Племянник – Герой приходил к дяде – дважды Герою.
Не могу не вспомнить 1985 год – год 40–летия Победы советского народа над фашистской Германией. По – этому поводу,  Могилёвская областная библиотека имени В. И. Ленина совместно с областным радио, провели радиовикторину «Герои Великой Отечественной – наши земляки в советской литературе». Вопросы конкурса были непростые. Название говорит само за себя. Готовясь к конкурсу, я прочитал книги Шутова – «Заўжды ў страі” (Киев, 1950) и “Красные стрелы” (М., 1963). Ранее о них не знал, но, оказалось, в районной библиотеке они были. Это для меня не прошло даром. О конкурсе напоминает Диплом победителя.
У этой маленькой деревушки в совхозе “Заволочицы” название воистину царское – Дворец. По сути всё прозаичнее: глухое селение на границе района со всеми его специфическими проблемами глубинки. И всё же есть одно обстоятельство, придающее ему и славу, и значение. Ведь именно здесь, к тому времени в имении Скубино Бобруйского уезда Минской губернии, когда ХХ век отсчитал всего два года, в крестьянской семье Шутовых родился (17 (30) января 1902 года) мальчик, которого назвали Степаном, и, который будет прославлен на века. А слава придёт в тяжёлые годы Великой Отечественной.
Семья жила в постоянной нужде, ведь кроме родителей и Степана было ещё шесть сестёр и четыре брат. Поэтому окончив три класса сельской школы, Степан с девяти лет вместе с отцом работал у помещика, пас скот, трудился на скотном дворе, изведал помещичьего хлеба, а с ним и кнута.. В тринадцать лет, когда не стало отца, перешёл работать в полные рабочие в имение “Дворец” и отбатрачил четыре года. Работал на стекольном заводе “Коминтерн” в местечке Глуша и лесопильном заводе. Изнурительный и грошовый труд. Юноша видел эту несправедливость и его душе зрел протест. Возможно, по – этому он однажды принял участие в первомайской маёвке и был уволен с работы с формулировкой “за невыход на работу и подстрекательство к демонстрации”. Степану 15 лет, а он в “чёрных” списках жандармерии.
Грянул Октябрь. Приближалась гражданская война. Бобруйский комитет РСДРП(б) направляет в Глуск, Городок и другие населённые пункты своих агитаторов. Получив мандаты советской власти, они разъясняли ленинские декреты, организовывают отряды Красной гвардии. Такие отряды, количеством от нескольких десятков до нескольких сотен человек, были сформированы на Глусчине (Калатичах, Балашевичах, Межлесье). Степан Шутов  одним из первых записался в Городокский красногвардейский отряд. Это было в январе 1917 года.
Контрреволюция опять плела паутину, проводила террористические акты, организовывала вооружённые выступления. Белорусский совет – руководящий орган националистов – стремился сформировать собственные вооружённые части.
В газете “Советская правда” тогда было напечатано такое письмо: “Мы, крестьяне Межлесья, Глусской волости, вместе с крестьянами Ольницы протестуем против руководства Белорусского совета и не позволим никому играть нашей судьбой. Мы полностью подчиняемся только народным комиссарам и их помощникам, которые дают нам мир, свободу и землю. Берегитесь, товарищи крестьяне, самоназванного Белорусского союза и тех, кто его организовывает. Это кучка буржуазии не даст нам, белоруссам, ни мира, ни хлеба”.
Под этим обращением поставил подпись и Степан Шутов. Кому, как не ему, сыну бедняка, было знать, что такое обещания богатеев. Советская власть стала его властью. Властью близкой, понятной и дорогой. Он готов был защищать её, не жалея сил.
И Шутов мужественно боролся с врагами революции в составе Городокского и Осиповичского красногвардейских отрядов, а позже, когда по белорусской земле застучали сапоги кайзеровских солдат, - в партизанском отряде, который организовался в деревне Городище Бобруйского района. После с частями Красной Армии Шутов дошёл до Молодечно. Здесь его подстерегал тиф.
После болезни Шутов возвращается домой. Бывшее имение Дворец географически относился тогда к самой что ни есть провинции, и поэтому в разъяснительной работе с массами требовался особый подход. Комсомолец Шутов сразу включился в эту работу. Его избрали председателем рабочего комитета, потом начальником полевой милиции.
1919 год. На протяжении нескольких месяцев Степан принимает активное участие в жизни Рудобельской республики. Рудобелка (сейчас г. п. Октябрьский) являлась символом непокорённой стойкости людей, которые узнали новую, свободную жизнь. Красный флаг Октября не опускался тут ни на минуту.
Наступил 1920 год. Степан Шутов становится добровольцем 16-й армии, а через некоторое время  в рядах Первой конной  принимает учачтие в борьбе против белополяков и немцев на территории Минской губернии. В апреле 1924 года становится красноармейцем 30-го кавалерийского полка, через четыре месяца смелого бойца принимают в ряды Коммунистической партии. Потом он служит политбойцом в кавалерийском полку имени Степана Разина 4-ой Симбирской кавдивизии, участвует в разгроме контрреволюционных банд под Шкловом и Могилёвом.
Степан Шутов проявил смышлённость в военном деле и в сентябре 1924 года его направляют на учёбу в объединённую военную школу имени ВЦВК. Служба в Кремле, несение почётного караула у Мавзолея В. И. Ленина оказали большое воздействие на формирование будущего командира Красной Армии. В школе курсанты встречались с известными советскими военначальниками, руководителями государства. С ими разговаривали Калинин, Фрунзе, Блюхер…
В 1927 году С. Ф. Шутов получает назначение в кавалерийскую часть. Должность – командир взвода. После недолгой службы опять – военно – олитические курсы имени В. И. Ленина. Потом он – политрук, командир экскадрона.
В 30-е годы Красная Армия оснащается новой техникой. Командование направляет Степана Шутова в Ленинград на бронетанковые курсы. Окончив их в 1937 году, Шутов получает назначение в Старые Дороги. Потом перевод на новое место – в Киев.
Вспоминая то время Степан Фёдорович писал: “Я посещал курсы усовершенствования командного состава при Киевском Доме Красной Армии. С утра до вечера находился в части, с вечера до полуночи – на курсах. С курсов, бывало, придёшь – в голове шум, ноги держать отказываются. А спать нельзя! Ещё надо к занятиям с танкистами подготовиться, свои уроки выполнить. И так каждый день”.
Когда началась война с белофинами, Шутов подал рапорт с просьбой отправить на фронт. Но его направляют в Среднеазиатский военный округ. Там, в городе Мары, и узнал он о начале Великой Отечественной войны. Семью из Киева к новому месту службы Степан Фёдорович перевезти не успел.
Воинский талант С. Ф. Шутова особенно ярко проявился в период командования 20-й танковой бригадой.
… В ночь на 3 октября 1943 года от командира корпуса поступил приказ: назавтра обязательно переправиться через Десну, а затем Днепр, чтобы во взаимодействии с частями 38-й армии наступать в обход Киева в юго – западном направлении.
Гвардии подполковник Шутов до утра не смыкал глаз: следил, как танки переправляются через Десну. Сколько у него осталось позади водных переправ! Но такой необычной и смелой не было. Без риска на войне не обойтись, тем более, если она оправдана. А здесь как раз и был тот случай…
От танкистов требовалась выдержка, смекалка, выносливость и смелость. Переправочных средств почти никаких, а на операцию отмерян исключительно короткий срок. Переправиться надо невидимо для врага. Тогда и возникло рискованное решение преодолеть  Десну вброд.Менее часа потратили на разведку. Для этого два танкиста переплыли речку, временами ныряя на дно и нащупывая его ногами, определяли глубину. Длина брода – 200 метров, глубина – до двух: так доложили разведчики Семён Кривенко и Иван Горбунов, измеряв дно. Результаты не утешительны: глубина в два раза превышает допустимую норму для переправы реки сходу. Нашли выход и с этого положения.
Экипажы, не теряя времени, готовили танки к необычной переправе: задраили люки, законопатили все щели, сквозь которые могла попасть вода, выхлопные трубы удлинили брезентовыми рукавами. Открытыми остались только люки башнь. Первым дал согласие вести танк под водой младший лейтенант Шапошников. Гвардии подполкковник Шутов находился на самом ответственном участке, командуя работами на марше. Тая тревогу, он следил, как танк всё глубже и глубже погружался в воду, как Шапошников, стоя на башне, даёт команды механику – водителю.
Наконец “34-ка” выбралась на противолежащий берег. За ней вышел второй, третий танк… и так более семидесяти прошло их через реку без мостов и паромов.
Такую же оперативность проявили танкисты бригады Шутова и при форсировании Днепра. Правда, на этот раз помогли рыбаки – колхозники, которые подняли со дна реки несколько барж и приспособили их под паромы. Танкисты бригады Шутова под артиллерийским огнём гитлеровцев первыми переправились через Днепр и быстро весь корпус сконцентрировался на Люцежском плацдарме. Тут также бригада под командованием Шутова показывает отличное воинское мастерство. Танкистов направляют на самые ответственные участки фронта. Большой опыт ведения боёв танками и пехотой, накоплены боевым командиром На Западном фронте, а затем под Ленгинградом, в районе Синявинских высот, очень понадобился С. Ф. Шутову в боях под Киевом. Киев… Там осталась семья – жена и два сына. Два с лишним года от них нет никаких вестей. Живы ли?
Наконец пришло долгожданное известие: приказано овладеть Киевом 5-6 ноября. Началась усиленная подготовка войск к наступлению на столицу Украины  с севера, через густые лесные массивы. Этот путь был короче, но сложнее. На решающем направлении наступления командир корпуса опять поставил бригаду С. Ф. Шутова. Пройдёт время и в “Истории второй мировой войны” будут вписаны такие строчки: “Высокое воинское мастерство и героизм в боях на улицах города показали воины 38-й армии и 20-й гвардейской танковой бригады подполковника С. Ф. Шутова, удостоенного за храбрость и воинское мастерство, проявленные в боях за Киев, звания Герой Советского Союза”.
В ночь на 6 ноября воины гвардии подполковника Шутова, уничтожая огнём и гусеницами противотанковые орудия врага, первыми провели свои машины по бульвару Шевченко, Крещатику, прорвались к центру города. В 0 часов 30 минут над Киевом взвился красный флаг.
На следующую ночь, используя короткую передышку, Степан Фёдорович поспешил на улицу Гали Тимофеевой, где жила его семья. Но дома никого не было. Только через две недели встретился но с женой и младшим сыном Анатолием, который родился в 1941 году и которого он видел впервые. Со старшим Владимиром отец увиделся после освобождения деревни  Браженцы, где тот четыре месяца прятался от гитлеровцев.
Впереди был ещё большой боевой путь. После Киева предстояло освобождение Украины. Советскую Армию  ждали лишённые свободы народы Европы. Весеннее наступление проводилось в тяжёлых условиях бездорожья, надо было форсировать три крупные реки – Южный Буг, Днестр и Прут. Бригада полковника Шутова участвовала в окружении и уничтожении Корсунь – Шевченковской группировки врага. И опять танкисты показывают хорошую выучку, выносливость. Позже, вспоминая те огненные дни, Степан Фёдорович в своей книге “Красные стрелы” писал: “Бои идут непрерывно. Наши войска в этих боях проявляли чудеса храбрости и стойкости. Я видел несколько раз, как в разгаре боя танкисты не покидали горевшие машины и, жертвуя жизнью, продолжали сражаться.
Каждое боевое задание люди выполняли усердно, с выдумкой, применяя военную хитрость и находчивость”.
Да, танкисты Шутова воевали умело, они гордились, что их командир в гражданскую войну сражался в знаменитой 1-й Конной армии Будённого. Во всём брали с него пример.
В августе 1944 года началась Ясско – Кишинёвская операция. Полковнику Шутову предстояло действовать на правом фланге наступающей армии и оперативно овладеть нефтяными районами Румынии – Плаешти. Уже первый день операции принёс танкистам боевой успех, действия разворачивались стремительно. Танкисты 20-й бригады сходу преодолели занятый противником хребет Море и ворвались в район Попешты – Скобилицы, за два дня с боями прошли более ста километров. 30 августа танкисты полковника Шутова вместе с танкистами других бригад 5-го гвардейского корпуса после упорных боёв заняли Плоешти, лишив Германию важного источника топлива для танков и авиации.
Представляя С. Ф. Шутова к присвоению звания дважды Героя Советского Союза, командир 5-го гвардейского танкового Сталинградского корпуса генерал – майор Савельев отметил: “20-я гвардейская танковая бригада под командованием тов. Шутова на первом этапе операции отыграла главную роль в корпусе по выходу на широкий оперативный простор.
Бригада тов. Шутова разгромила мощную танковую группировку, перегородив путь корпусу, уничтожив при этом 30 тяжёлых танков противника. В последующих боях бригада тов. Шутова вместе с другими частями корпуса решающим штурмом пробивала оборону противника и успешно завершала каждый бой.
За высокую личную храбрость, решительность и умелое руководство боями тов. Шутов удостоен присвоения второго звания Героя Советского Союза”.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 сентября 1944 года С. Ф. Шутова наградили второй медалью “Золотая Звезда” и орденом Ленина, а его бригада получила почётное наименование “Ясской”. Это известие дошло до полковника во время боёв в Трансильванских Альпах. “Трижды в 1944 году боевая деятельность его бригады была отмечена в Приказе Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза И. В. Сталина и в сообщениях Совинформбюро…” (В. Жилин “Танкисты – герои 1943-1945 гг.” М., “Яуза”, “Эксмо”, 2008 г., стр. 234-235).
Осенью 1944 года гвардии полковник Шутов назначается на должность заместителя командира  9-го гвардейского механизированного корпуса 6-й гвардейской танковой армии. С новым назначением масштабы работы и ответственность значительно выросли. Однако стиль руководства на поле боя полковник Шутов не менял. Танкисты, артиллеристы, пехотинцы и теперь видели его на самых ответственных участках. Сам он, например, руководил ночным боем танков в горах, переправой колонн через бурную горную реку, взятием крупного населённого пункта… В одном из боёв при освобождении Венгрии Степана Фёдоровича тяжело ранило. Пришлось ампутировать левую руку. Были перебиты и обе ноги. Полковник был срочно отправлен в Москву, где проходил курс лечения в госпитале. На этом закончилось его участие в боевых действиях в годы Великой Отечественной войны.
Уволившись в отставку, С. Ф. Шутов и на мирных должностях проявил свою активность. Вернувшись в родную Беларусь, он вёл большую общественную работу. Степан Фёдорович был членом партийной комиссии при ЦК КПБ, его выбирали депутатом Верховного Совета СССР 2-го созыва (1946-1950) и депутатом Верховного Совета Белорусской республики 3-го созыва (1951-1955). В 1946-47 годах работал заместителем министра социального обеспечения БССР. Уже живя в Киеве, он принимал также участие в общественной жизни: выступал в воинских частях, на заводах, в колхозах. школах.
Легендарный танкист, славный защитник и патриот Отчизны скончался после тяжёлой продолжительной болезни. 17 апреля 1963 года перестало биться пламенное сердце нашего дважды Героя – земляка. Кончилась жизнь земная и началось бессмертие. По завещанию, Героя – танкиста похоронили в городе Киеве на Бойковом кладбище, отдав ему соответствующие воинские почести.
Он остался в памяти народной. Именем героя названы улицы в Москве (ул. Степана Шутова) и в Киеве (ул. Полковника Шутова, с установленной аннатационной доской в её начале), в Бобруйске и Осиповичах… Имя Шутова было дано пассажирскому теплоходу Верхне – Днепровского речного пароходства. Специальные стенды рассказывают о жизни и подвигах танкиста во многих музеях истории, в том числе, Московского высшего общевойскового ордена Ленина Краснознамённого училища имени Верховного Совета РСФСР. В 1972 году был выпущен почтовый конверт (К-7985) с портретом  и надписью: “Дважды Герой Советского Союза С. Ф. Шутов. 1902-1963”. Художник А. Соколов.
Сын Степана Фёдоровича – Владимир – живёт в Киеве. Его сын Александр – внук дважды Героя, по шёл по следам деда и отца в танкисты. Он полковник. Служит в Украине.
Благодарные потомки помнят о нём и никогда не забудут. В Глуске есть улица Шутова, есть она и в деревне Симоновичи. Имя героя было присвоено и Городокской средней школе. Его фамилия увековечена на плите мемориального комплекса “Воинская слава”. Портрет Степана Фёдоровича находится в помещении райвоенкомата. И, конечно же, бронзовый бюст – украшение “Аллеи славы” в центральном сквере райцентра.