Молотьба

Сергей Финашин
Из воспоминаний Андрея Финашина


Андрей Сергеевич Финашин родился в 1884 году в деревне Альшанка Хотенской волости, Козельского уезда. Оставил живые воспоминания о жизни калужской деревни на рубеже 19-20 веков. Воспоминания сохранили его дети и внуки.

"Работ полевых и домашних было у нас достаточно. Своих сил не хватало, и прибегали к найму работника с Пасхи до Покрова, а то и на круглый год - с выходом в нужные дни или недели. Зимой делать нечего и тогда работника с хлебов своих прочь - т.к. с Покрова работы в поле кончены и идет усиленная молотьба на ригах ( «рига» - большой крытый сарай с печью  для сушки снопов.  С.Ф.), сушка ржи по две посадки– («посадка» - загруженная в ригу партия снопов С.Ф.), обмолот цепами снопов, резка на колос и кургузники, на солому подстилочную. С вечера посадку   высушат, а уж с петухов при свете фонаря керосинового чуть  свет, в полутьме идут молотить.

На ощупь, по памяти из риги  с колосников («колосники» — еловые жерди толщиной 7-10 см, положенные горизонтально на высоте над полом, на них ставились снопы перед сушкой  С.Ф.) сбрасывают горячие снопы. Воздух в риге сухой, жаркий пропитан хлебом ржаным.

Люди потны, но дышат легко - даже чахоточные и те чувствуют себя легче. Не выспавшиеся набадривают друг друга, помаленьку разломываются через силу. Негоже для себя если заклеймят лентяем. В темноте на ощупь, что мыши тащат снопы. С Богом благословясь, перед работой крестятся и волокут напрягаясь, с трудом укладывать на ток снопы один к другому в ряд, колос к колосу, огузком внаружу («огузок снопа» – нижняя часть снопа, противоположная колосьям прим. С.Ф.) счетом по копне или 60 шт снопов вдоль пеледы (всей риги) («пеледа» -  навес кровли над скирдами хлеба.  С.Ф.). 

Хозяин всегда должен быть инициатор, передовым вдохновителем. Как застлали снопы так сразу берутся за цепы («цеп» —  орудие для обмолота. Обычно состоит из двух (реже — нескольких) подвижно связанных концами палок: более длинная (до 2 м) рукоятка и более короткая (до 0,8 м  рабочая часть, ударяющая по злакам  С.Ф.) Мужчины били потяжелей, женщины полегче. Любо слушать по ночной тишине  где молотят в пять цепов сразу, сработавшиеся молодые сильные. да бьют в такт, у них получается музыкальная дробь с отбоем та-та-та. Можно чечетку плясать по морозной заре выделывая ногами разные фигуры.

Так молотили только дружные семьи и сильный ловкий. И так до завтрака с полуночи обмолачивали 2  пеледы. Это значит сперва обмолотят снопы, перевернут их, зерно вытрясут и рожь сгребут  в ворох. Солома в снопах пойдет на корм. Косой обрезают колос от снопа на резнице - это деревянные козла с двумя рожками. Надо быть ловкому и уметь действовать косой острой  с силой наискось в один-два приема нажать и хыр-хры. Успевай подавать ловко-ловко и в рожки колос класть. Что бисер к ногам сыпется в розвалки и кургузики летят укладываются опять в ряды  на току по укладки этой же косой проходят и перерезывают перевесла («перевесла» – жгуты, которыми перевязаны снопы С.Ф.) и начинают опять обмолачивать с ворошением и отбоем.

Как закончат солому вилами или этими же цепами перетрясут выкидывая из под пеледы и сносят в омет для подстилки скоту зимой. Зерна из кургузиков набивается немного, но силы напрягается и тратится много – после чистки тока расстилается на пеледу колос, его немного пробивается, но из его набивается зерно больше это чистовой обмолот, а главный это начальный обмолот снопов – от него ворох зерна с мякиной и отходы с хоботьем для кормов в сельском хозяйстве.

Мама после  посады уходит топить печь, готовит завтрак и пока еще с молотьбы не пришли она вынесет свиньям мякины, замесит в корыто, мукой посыплет. Телят и овец уберет, заготовленное в плетушках сено лошадям или яровой соломы для коров выложит в большие подвесные комяги («комяга» - выдолбленное бревно для кормления скота С.Ф. на дворе.   

       А мы дети редко когда спросонья слышали уход взрослых ночью на работу – молотить. Спали кто-где и на печке и на полу и на казенке («казенка» - деревянный пристрой к печи, служащий приступом для лазанья на печь или лежанку С.Ф.). Но с пола мама, когда уходили старалась перенести на козена или на лежанку. После завтрака и до обеда домолачивали ригу и снова садили снопы на колосники к вечеру сушить."

Продолжение воспоминаний Мой прапрадед Николай Герасимович Финашин  http://proza.ru/2020/04/26/2219