Любовь небесная и любовь земная

Константин Хачатурян
Скрябин и Вера Исакович.

1.
В тысяча восемьсот девяносто седьмом году Александр Николаевич Скрябин женился на пианистке Вере Ивановне Исакович.
Вера Ивановна родилась в Нижнем Новгороде в тысяча восемьсот семьдесят пятом году. Уже в юные годы её фортепианная техника была феноменальна, а постижение художественного замысла исполняемого произведения очень глубоко.
В тысяча восемьсот девяносто втором году Вера Ивановна поступает в Московскую консерваторию в класс известного пианиста Павла Юльевича Шлёцера, бравшего уроки у Листа.
Талант Веры Ивановны развивается стремительно, произведения её репертуара становятся всё сложнее. В тысяча восемьсот девяносто пятом году В.И. Исакович исполняет первую часть Первого фортепианного концерта Чайковского, с оркестром под управлением В.И. Сафонова.
В этом концерте Веру Ивановну впервые услышал Александр Николаевич Скрябин.
Он был очарован прелестной и талантливой девушкой. После концерта Скрябин сказал ей: «Когда Вы играли, я подумал: вот, наконец, пианистка, которую я могу с удовольствием слушать».
Скрябин увлекается Верой Исакович и делает ей предложение.
Любил ли Скрябин свою избранницу или был только увлечён ею?..

2.
Тридцать первого мая тысяча восемьсот девяносто седьмого года Вера Ивановна блестяще закончила Московскую консерваторию и получила золотую медаль. У неё появляется желание исполнять музыку Скрябина.
Она играет в концертах его отдельные произведения и начинает готовить программу для задуманного ими совместного концерта.
Скрябин в это время уже работает над своим концертом для фортепиано с оркестром.
После окончания консерватории Вера Ивановна едет в Нижний Новгород. Вскоре туда приезжает Скрябин.
Двадцать седьмого августа тысяча восемьсот девяносто седьмого года Александр Николаевич и Вера Ивановна обвенчались в Варваринской церкви, что стояла напротив дома Исаковичей.

3.
После свадебного путешествия, в мае тысяча восемьсот девяносто восьмого года, Скрябины вернулись в Москву.
Александр Николаевич становится профессором Московской консерватории по классу фортепиано.
Педагогическая деятельность тяготит его, она отвлекает Скрябина от главного дела его жизни – сочинения музыки. Но он ни на минуту не прерывает работы.
В этот период Скрябин создаёт Третью фортепианную сонату, поэмы, этюды, Первую и Вторую симфонии, Четвертую сонату для фортепиано.
Скрябин работает над центральным произведением этого периода – «Божественной поэмой».

4.
О семейной жизни Скрябина сведений очень мало и все они противоречивы. Вера Ивановна обожала Скрябина. Александр Николаевич с женой был очень ласков и нежен. Но в письмах к своему близкому другу и издателю М.П. Беляеву проскальзывают ноты душевного разлада.
Грандиозные творческие планы захватывают композитора целиком и отгораживают от житейского мира.
Скрябин не находил у Веры Ивановны понимания своих новых творческих замыслов. Не находил он в ней тех женских черт экспансивности, эротики, экзальтации, которые смогли бы вызвать в нём ответную пылкую любовную страсть. Их разрыв был неизбежен.
В тысяча девятьсот пятом году Александр Николаевич расстаётся с Верой Ивановной, но официального развода она ему не даёт.
5.
После разрыва со Скрябиным Вера Ивановна приезжает в Москву. Она возвращается к артистической деятельности и начинает много и усиленно заниматься.
Её концертные программы состоят из фортепианных произведений Скрябина. Наряду с этим, она принимает предложение вести класс специального фортепиано в Московской консерватории и с жаром принимается за педагогику.

6.
Вера Ивановна очень много концертирует, занимается педагогикой. Она активно исполняет музыку Скрябина в России и за рубежом.
После внезапного ухода из жизни Александра Николаевича Скрябина, Вера Ивановна не могла оставаться в Москве.
Она принимает приглашение занять должность профессора специального фортепиано в Петербургской консерватории.
Первого декабря тысяча девятьсот шестнадцатого года состоялся концерт В.И. Скрябиной в Петербурге. Она исполняла произведения Скрябина. Этот концерт был воспринят как большое художественное событие.
Одиннадцатого января тысяча девятьсот девятнадцатого года Вера Ивановна дала свой последний в жизни концерт в Москве, в Большом зале консерватории. В этом концерте она исполнила Десятую сонату Скрябина и его последнее сочинение - пять прелюдий семьдесят четвёртого опуса.

7.
Вера Ивановна не смогла понять и разделить мистические идеи Скрябина, его замысел «Мистерии». Но всю свою жизнь она была предана музыке Скрябина. Когда она исполняла произведения Александра Николаевича, её игра была согрета любовью к этой гениальной музыке, её исполнение было целомудренно и проникновенно.
Вера Ивановна Скрябина была не только блестящей пианисткой – она была истинной жрицей музыки Александра Николаевича Скрябина.
И в этом она видела своё предназначение, свою высокую миссию.