Бой на рассвете 9 мая 1945г

Алекс Снегов
               
Алексей Андреевич Прохоров рассказывал.               
В конце 1944 года в батарею прибыло пополнение. К нам, взводным лейтенант Сергей Аксёнов и солдат доброволец 17-ти летний Гриша Карпенко.
Вначале Гриша подружился с Мишкой Рыбиным, понравился мальчонке смелый солдат, а когда Рыбин оказался в медсанбате шефствовать над Гришей стал Степан Глущенко.  проявлял заботу, как старший брат.
Гриша отвечал уважением.
 На фронте дружба ценится высоко.
Приятно было видеть, как хмурый, неразговорчивый солдат становится общительным.
 Мы узнали, в Ростове в его дом попала бомба, погибли все родные,  он был на работе.
Вечером 8 мая Сережа играл на гитаре, пел про землянку, тёмную ночь. Мы окружили Серёжу лейтенант мечтал быть артистом. Любимец батареи мастерски аккомпанировал себе и  нам, замечательно читал   фронтовых поэтов, чьи стихи печатали в «Красной Звезде».
- Марк Бернес  - сказал о Серёже  один солдат.
- Спасибо, мне до Бернеса далеко. -  ответил Серёжа.
В этот вечер все ждали сообщения об окончании войны.
 Далеко по немецкой земле разносились песни о тонкой рябине, и  другие русские песни. Незадолго до отбоя Мишка и Гриша сплясали  цыганочку.
 В веселье наступила полночь. После отбоя никто не спал, каждому хотелось быстрей вернуться домой. Душа ликовала, спать не хотелось, фронтовики соскучились по родным, по мирной жизни.
Рыбин заводил Глущенко.
- Степан!
- Шо.
- Спишь?
- Ни, а шо?
- Слышь, позычь пят рублив.
- Та ты шо сдурив, у мэнэ нэмаэ, я вжэ сплю.
Всем смешно.

Глущенко    обратился к Грише..
- Чуешь, Грицко, поидымо на харьковщину, у мэнэ жинка як той бублык, у нас уси дивчата як моя Галочка.
- Что ты пристал к парню со своей жинкой, - передразнил Рыбин Степана, - молод Гриша за дамочками ухаживать, ты меня пригласи посмотреть на твой бублик.
- Та вона  вид нимцив ховалась ,щэ  мазюкалась, - обиделся Степан
- Ты знаешь Гриша, какая у нас с тобой дружба, помнишь, как таранил меня в медсанбат, фронтовая дружба не забывается, она навсегда.
Поедем со мной, у нас волжаночки пальчики оближешь. Приедем, погуляем, житуха будет!
 Дом тебе отгрохаем высокий, большой. Степан наговорит, только слушай. Он такие номера откалывал со своей жинкой. Тебя у нас ещё не было, спим  в блиндаже, ощущаю кто-то обнимает меня и шепчет прямо в ухо: «Галю, лапонька!»
- Да ты что, - кричу, - жеребец, спятил, врезал ему по шее, он
 вскочил,как заорал: «Воздух,хлопцы!»
Канарейкин выскочил из блиндажа в одном сапоге, а тут комбат: «Почему не по форме?»
- Так тревога товарищ капитан!
Когда все угомонились, Сережа вышел из помещения, покурить. Гриша поспешил за ним.
- Мне тоже не спится товарищ лейтенант.
- Пойдём прогуляемся, люблю слушать ночную тишину   и  шуршание реки,всплески рыб,а при луне вода серебрится,чудо!
Они медленно пошли к реке.
- Если тебя не уговорили, поедем со мной в Тамбов, у меня лучшая в мире мама. Я писал о тебе, нас ждут, ты окажешь нам честь, Вадим,младший брат  интересуется, куда пойдешь учиться?
- Спасибо, товарищ лейтенант, вы все хорошие, но все же поеду к себе на Дон, Ростов красивый город, дороже ничего нет.
- Вместе на фронт приехали, не хочется расставаться.
- Вы же в Москву собираетесь учиться на артиста.
- Нет, пару годков побуду дома, буду готовиться, чтобы наверняка.
- Вы уже артист, да ещё какой!
- Это так кажется, экзамены в несколько туров, надо быть готовым на все сто.
- А я не знаю кем буду, хочу выучиться на лётчика.
-  Я   хотел быть моряком.
За разговорами молодые люди не заметили, как от скотного двора в их сторону метнулись две тени.
 Разбудившие тишину автоматные очереди оборвали жизни  молодых парней.
Мы выскочили на выстрелы в исподнем и босыми.
Завязалась перестрелка. Фашисты рассчитывали встретить и нас метким огнём, но просчитались, мы оказались проворнее их. Кто-то из нас убил эсесовского офицера. Мишка Рыбин за шиворот притащил и толкнул на землю молоденького  паренька, угрожая ему кулаком. Поганец трясся, плакал и отрицал: «Найн, найн, найн.».
Из носа у него текла кровь.
-Убить гада мало, я мог прикончить его, но когда схватил за шкирку и врезал пару раз ,он сразу обмяк, а в 41-м казалось немец сверхчеловек, видите, как силён этот бандит?
Объявление о Победе ,а у нас     в батарее   - радость со скорбью.