Геометрия речи - стих

Любовь Звездина
Человеческий язык, это система  обозначений характеристик действительности.
"Язык — это система знаков. А знак, как известно, непременно обладает по крайней мере двумя сторонами: формой и содержанием. И если форма языковых знаков — это, прежде всего, звуки (для устной речи) и буквы (для письменной), то содержание языковых знаков — это окружающая нас действительность.
https://www.nkj.ru/archive/articles/15881/
http://rifma.com.ru/AZ-RAZ.htm

Речь стихийна, она отражение мгновения.
Эмоции, импульсивность, потребность выразить себя,  свои потребности и потенциал во вне, преобразовать на свой лад внешний мир -  главные ее потербности, соответствующие природе ОГНЯ.
Воздух проявляется позже. В речи,, элементу Воздух соответствует информация и обмен информацией.
Вода дает возможность, при помощи речи, понять человека и его мотивы, наладить наиболее тесный контакт, взаимодействовать слитно, без противодействия.
Земля, апогей речи. Структура, форма, смысловое содержание выстраиваются взаимозависимо и последовательно. Энергия сознания Речи, пройдя различные этапы развития материализуется в литературном творчестве. Как и свойственно природе,полярно, подобно Инь и Янь, на внутреннем и внешнем уровнях. в поэзии и прозе, в письменном и устном виде.

Речь подобно музыке подчиняется строгим законам правописания,гармонической и ритмической организации.
Геометричность речи иллюстрирует поэзия, основными формирующими рамками которой являются гармония, метр и ритмический рисунок, форма. Так называемые размер, рифма и стопа*.



Благодаря геометричности словосочетания, в поэзии возможны такие закономерности как  акростих, месостих, тавтограмма, палиндром,моноритм и другие.
В АКРОСТИХЕ** загадка пишущего разрешается при прочтении слов из первых букв стихотворных строчек.
В МЕСОСТИХЕ буквы, составляющие "загадочное" слово, выстроены посредине стихотворения.
В ТАВТАГРАММЕ (другое название - анафора) все слова начинаются с одной и той же буквы:
Ленивых лет легко ласканье,
Луга лиловые люблю,
Ловлю левкоев ликованье,
Легенды ломкие ловлю.
Лучистый лен любовно лепит
Лазурь ласкающих лесов.
Люблю лукавых лилий лепет,
Летящий ладан лепестков.
В. Смиренский

Палиндром проявляется не в вертикальном чтении, а на горизонтальном. Они читаются одинаково и с одним и тем же смыслом с обеих сторон; их два вида.
Первый вид палиндрома представляет собою стихи, которые при чтении как слева, так и справа произносятся одинаково. Это так называемый буквенный палиндром. С ним знакомы многие:
Я рад, даря,
Даря, я рад.
Д.И.
К сожалению, далеко не каждый такой палиндром наделен смыслом, не требующим комментариев.
Второй вид палиндрома более труден в создании, зато и более интересен. Он представляет собой стихотворение, которое читается и с начала и с конца с сохранением одинакового смысла, но уже не по буквам, а по словам. Первое слово стихотворения будет его последним словом, второе - предпоследним, третье - третьим от конца и т. д. Каждое слово стихотворения, следовательно, должно встретиться в нем дважды. Если обозначить слова палиндрома цифрами 1, 2, 3 и т. д., то схема палиндрома, содержащего, например, 8 разных слов, будет такой:
1 2 3 4
5 6 7 8
8 7 6 5
4 3 2 1
Приведем замечательный образец латинского палиндрома, поднесенного папе Пию I во II в. н.э.
Laus tua, non tua fraus, virtus, non copia rerum
Scandere te fecit hoc decus eximium.
Eximium decus hoc fecit te scandere rerum
Copia non, virtus, fraus tuf nou, tua laus.
В переводе он означает:
"Подвиг твой, а не преступление, добродетель, а не богатство позволяют тебе возвыситься до этой исключительной славы. До этой исключительной славы позволяют тебе возвыситься не богатство, а добродетель, не преступление, а твой подвиг".
[Как видим, палиндром полностью отвечает требованиям построения. Однако внимательный читатель увидит в нем и возможный, хотя и скрытый, смысл.
Попробуем прочесть его вторую часть, расставив в ней чуть-чуть по-другому знаки препинания:
Eximium decus hoc fecit te scandere rerum
Copia, non virtus, fraus tuf, nou tua laus.
Переведем получившееся:
"До этой исключительной славы позволяют тебе возвыситься богатство, а не добродетель, твое преступление, а не твой подвиг".
http://www.proza.ru/2017/05/08/1563
Но возможны и такие стихи, самая суть которых зависит от рифм. К ним относится монорим. В этой форме все стихотворение строится на одной одинаковой рифме (камыши - дыши - тиши - спеши - глуши и т. д.). Красивые однозвучные рифмы, повторяемые в бoльшем количестве, чем в привычном для слуха обыкновенном числе (двух или трех), могут создать истинно художественное впечатление:
Сердце радуя и мучая,
Скорбно-тихие, певучие
Реют, реют однозвучия...
То не молнии гремучие
Красно-пламенные жгучие...
Не огней моря кипучие...
Зори алые, палючие...
Это искорки летучие
Скорбно-тихие, певучие
Одноцветки- однозвучия.
Вл. Лебедев
 
Время - лихо,
Время - диво,
Время - тихо, но игриво,
Время - каверзно, коварно, снисходительно и странно,
Время - разно,
Время - скучит,
Время - тянет,
Время - пучит,
Время - образно, конкретно,
Время скачет незаметно,
Время - снег и время - лето,
Время - судей и запрета,
Время - горя и порока,
Время - взаперти до срока,
Время Все и Время вечно,
Время долго, бесконечно,
Время - доктор,
Время - лечит,
Время - плаха и калечит,
Время - портит,
Время - мстит,
Время к счастью, не стоит.
Сергей Климов.


**Акростихом (от греч. слов akros - крайний и stichos - ряд) называется всякий стих, начальные (реже - конечные) буквы строк которого составляют какое-либо заранее заданное слово, имя или фразу. Скорее всего, акростихи пришли в мировую поэзию от вездесущих древних греков. От них они попали к римлянам и далее. Как и многие другие виртуозные формы поэзии (палиндром, анаграмма, тавтограмма и т. д.), акростих пользовался немалой популярностью и уважением в средневековье.

*СТОПА – единица длины стиха; повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов. Графически стопа изображается с помощью схемы, где  « - » - ударный слог, а « » - безударный.
     Двухсложные стопы: ямб и хорей (двухсложники).
     Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест (трёхсложники).
     Четырёхсложные стопы: пеон (четырёхсложники).
https://www.nkj.ru/archive/articles/5722/
https://www.nkj.ru/archive/articles/20318/
https://m.nkj.ru/news/31213/
https://www.nkj.ru/archive/articles/12971/
https://www.nkj.ru/archive/articles/15352/?phrase_id=3178648