зеркальный палиндром, буквы и зазеркалы

Любовь Звездина
http://www.proza.ru/2017/03/27/1729
https://www.nkj.ru/archive/articles/8433/
Зеркало, материальный предмет феноменального мира, прекрасный пример иллюстрации математического палиндрома.
Зеркальный мистицизм весьма математичен, геометричен, симметричен.
Правы были арабские философы,утверждающие, что весь мир можно вычислить посредством цифр.
Обрядовость и колдовство используют закономерности материальной,физической природы, подчиненную одним и тем же законам, организующим все проявления и взаимодействия феноменальной реальности.



Профессор Я. А. Смородинский объяснял, что зеркальность, меняющая местами левое и правое, но не меняющая при этом верх и низ,лежит не в области элементарной геометрии, а скорее в области психологии. То, что мы называем верхом и низом, для зеркала не существует. Верх и низ меняются местами у нарисованного изображения, если зеркало расположить соответствующим образом.[-]Подобным образом,смотрясь в зеркало мы видим стену, находящуюся за нами, которую мы не можем видеть без помощи зеркала, она как будто оказывается перед нами.[-]можно прийти к выводу, что зеркало не переставляет стороны изображения, а как бы выворачивает наизнанку все, что находится перед ним.
[-]
Слова "верх", "низ", "спереди", "сзади", "левое", "правое" человек придумал для того, чтобы обозначать положение предметов друг относительно друга и направления движения. Все шесть слов сохраняют эти значения до сих пор. Однако слова "левое" и "правое" мы применяем не только для указания направлений, но и как термины. С их помощью мы различаем некоторые парные объекты. Как раз такие, которые "превращаются" друг в друга при отражении в зеркале: левая и правая перчатка, левая и правая резьба (или винт), левая и правая рука (или нога). Поэтому иногда происходит смешение понятий. Чтобы избежать путаницы, в науке используют термин "зеркальная симметрия". А ответ на поставленный вопрос может быть таким: в зеркале мы видим не точную копию объекта, а его зеркально-симметричное отражение. При этом если в названии объекта присутствует слово "правый", например "правая рука", то, характеризуя его зеркальное изображение, используют слово "левый".

Самое короткое объяснение того, что происходит в зеркале, дают математики: трехмерное пространство можно представить в двух системах координат - правой тройки осей XYZ и левой YXZ. Никакие повороты и параллельные переносы не переводят правую систему координат в левую. Но если правую тройку расположить перед зеркалом, то отраженная система будет левой, и наоборот.
Слова "верх", "низ", "спереди", "сзади", "левое", "правое" человек придумал для того, чтобы обозначать положение предметов друг относительно друга и направления движения. Все шесть слов сохраняют эти значения до сих пор. Однако слова "левое" и "правое" мы применяем не только для указания направлений, но и как термины. С их помощью мы различаем некоторые парные объекты. Как раз такие, которые "превращаются" друг в друга при отражении в зеркале: левая и правая перчатка, левая и правая резьба (или винт), левая и правая рука (или нога). Поэтому иногда происходит смешение понятий. Чтобы избежать путаницы, в науке используют термин "зеркальная симметрия". А ответ на поставленный вопрос может быть таким: в зеркале мы видим не точную копию объекта, а его зеркально-симметричное отражение. При этом если в названии объекта присутствует слово "правый", например "правая рука", то, характеризуя его зеркальное изображение, используют слово "левый".

Самое короткое объяснение того, что происходит в зеркале, дают математики: трехмерное пространство можно представить в двух системах координат - правой тройки осей XYZ и левой YXZ. Никакие повороты и параллельные переносы не переводят правую систему координат в левую. Но если правую тройку расположить перед зеркалом, то отраженная система будет левой, и наоборот.

Первым, кто занялся поиском русских слов, меняющих смысл при отражении в зеркале, был писатель, автор занимательных задач и многих статей в журнале "Наука и жизнь" Сергей Николаевич Федин. Он назвал их зазеркалами.

Зазеркал - это текст, второе значение которого видно при отражении в зеркале. Их называют еще "просветни", так как можно повернуть лист бумаги с зазеркалом тыльной стороной к себе и читать второе значение слов на просвет, как бы находясь в пространстве воображения.

Оказалось, что существует не менее шести типов зазеркалов.

Первый тип зазеркалов - текст написан горизонтально, зеркало стоит сбоку. В этом случае надпись "ХА - ХА" превращается в "АХ - АХ". Эти два коротких слова, вероятно, самый первый русский зазеркал. Он известен с начала XIX века, когда был опубликован в виде загадки.

Второй тип зазеркалов - текст написан горизонтально, зеркало снизу (или сверху). Пример вы видите на фотографии девушки в платке (бандане). Отразившись в зеркале, слово "Машка" превращается в слово "шутка".

Третий тип - текст написан вертикально, зеркало сбоку. В результате кукла "Таня" может превратиться в "танк"! Конечно, имеется в виду ее характер.

Четвертый тип - текст написан вертикально, зеркало сверху (или снизу). Тогда на бумаге пишем "НОС", а в зеркале видим "СОН".

К этому же типу относится и отражение текста, состоящего из нескольких строк. В зеркале верхние и нижние строчки переставляются местами, в результате изменяется смысл предложения. Например, вы пишете: "закон как жена", а в зеркале будет читаться: "жена как закон".

Пятый тип - зеркало ставят внутри надписи, разделяя ее на две части. Этим способом можно получать палиндромы - слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево. Из слова "ТОПОР" получаем "ТОПОТ". Разместив зеркало в имени "АНТОН" перед буквой Т, мы увидим палиндром - женское имя "АННА".

Шестой вид зазеркалов - самый интересный и самый редкий. Он называется "трельяж". Возле таких слов зеркало можно ставить в любом положении - сбоку и сверху. И каждый раз будет появляться новое слово. Чтобы получить трельяж, проще всего использовать буквы, симметричные относительно двух осей: вертикальной и горизонтальной. Но таких букв только пять: Ж, Н, О, Ф и X. Кажется, что по крайней мере один трельяж составить легко - надо взять слово "ОН". Тогда в первом зеркале мы прочитаем: "НО". А во втором? Снова "ОН". Тогда это не трельяж, ведь в нем должно быть три разных слова! Остается единственный путь - рисовать буквы, которые переходят не сами в себя, а в другие, нужные по смыслу. Вот с такой задачей я обратился к Сергею Федину. На следующий день он показал мне первую находку. Слово "ДОН" было написано так, что в зеркале, поставленном сверху, читалось "ТОН", а в зеркале сбоку - "НОД". Читателям, давно окончившим школу, последнее слово может быть непонятно. Хотя в шестом классе они наверняка знали, что Наибольший Общий Делитель - это число, помогающее складывать дроби. Придуманный Фединым трельяж преподнес сюрприз, когда мы поставили возле него угловое зеркало. Из-за двойного отражения неожиданно появилось четвертое слово - "НОТ" (в 1920-х и 1970-х годах сокращение НОТ было широко известно и означало "научная организация труда"). Если встать перед угловым зеркалом, можно убедиться, что оно не меняет местами левое и правое. Достаточно протянуть своему отражению правую руку (для рукопожатия), и оно тоже протянет вам правую руку, а не левую, как в обычном зеркале.