Маяк

Ибрагимов Анвар
      Надписей на стенах хватает. Разных. От древних пещерных  до нынешних граффити.Мы проходим  мимо них, не обращая внимания.
      Но эта надпись особая. Эта надпись – воззвание моего Города к своим ГРАЖДАНАМ, во время безжалостной, неминучей беды  - той войны. Гадкой  и несправедливой.

      На свете достаточно памятников, знаков и мемориалов. Они стоят на шумных площадях, на тихих братских могилах, в городах и селениях, на полях и курганах.
Рядом с  безмолвными воинами играют дети, целуются влюбленные, горожане кормят голубей, к  подножью возлагают  цветы и венки. Мир привык к строгому взгляду Освободителей, к склоненным, скорбным лицам, и воспринимает их как детали пейзажа.

     Но эта надпись, начертанная  кровью, по сей день гласит о несломленной воле, о благородстве людей. Она, как лезвие, отсекает гордыню  и  остужает  рассудок.
                ГРАЖДАНЕ!
                ПРИ АРТОБСТРЕЛЕ
                эта сторона улицы
                наиболее ОПАСНА

      Над  сытой Европой  давно  мир. Взгляд обывателя, равнодушно,  скользит по крышам, шпилям, фонтанам. Туристы толпами,  раскрывая рты, ходят от одного памятника к другому, из палаццо в  шато.
      Памятников много: то королю, то ландграфу, то полководцу, которые когда-то прошли через бург, вилль,  хаген,  линн. Толи с севера, толи с юга. Какая  разница?  Давно это было.
      Много их ходило, и перед каждым  поднимался  белый флаг и каждому  сдавались.  Разве всех упомнишь? И стоят памятники - завоевателям. Гордым и надменным. А туристы ходят и щелкают фото, не задумываясь: «Что здесь делает памятник чужеземцу?»  Величие сих памятников не умоляется, краской они не обливаются, их не крушат, подобострастно лелея всадников - тиранов и курфюрстов, которые брали города и  присоединяли, то к одному королевству, то к другому, а то просто вешали всех, кто под руку попадет.  Почему лелеют? Красиво, престижно, «мировая» ценность. Цивилизация называется. Цивилизованно начали осаду и цивилизованно сдались на милость очередному хозяину.
Но есть памятники, которые не хотят замечать. Это  Бронзовые солдаты со звездами.
     «Тихо - тихо,  это оккупанты», - надувая розовые щечки,с негодованием изрекает жеманный экскурсовод. -  Стоят тут пока. Скоро задвинем их, задрапируем. Историю перепишем».
      - Это те, с Востока?- спрашивают зеваки.  И шепотом: «Варвары?»
      - Да-да, господа, но обратите внимание,  вот, герцог Анжуйский Плешивый, прославился....  Миленький такой бюстик. Не правда ли? Как ни - как семнадцатый век!
      И стоят Бронзовые солдаты с Востока, пролившие кровь  за покой Старой Европы,  вызывая у обитателей,  нет, не признательность, а раздражение, замешенное на трепете и страхе.  Их боятся.  Боятся, что они оживут и спросят: «Кто вы? Чьи вы? Спасенные из огня, подранки. Невежды, предавшие своих Спасителей».
      Спросят за невиданную неблагодарность. Спросят! Знайте об этом и бойтесь.  Может через  страх?  Может, через ненависть будете помнить о них?  Помнить, злиться и завидовать!  Завидовать, что нет у вас стойкости, чести, любви, терпения, веры, как у русских людей,  ГРАЖДАН России.
Над западными  городами полно резных флюгеров. Любят обыватели флюгера - души не чают. Куда ветер подует, туда и флюгерок повернется. Подстать флюгерам и горожане.  Но  вертун - он – то без мозгов ! А вы - люди!

       Питер. Разве можно предать Питер? Разве можно отдать святыню на поругание врагу? Нет! Стойкость и вера, вера в победу, вера до ума помрачения, вера сквозь слезы, через боль, кровь,  горе!  Вера в правое дело, в несокрушимость Ленинграда!
       Подвиг Ленинградцев поставил эту надпись в рост с великими памятниками мира. Это не просто объявление - это призыв, это маяк. «ГРАЖДАНЕ!  Это ваш город, ваш дом, ваша улица, ваша застава, это ваша страна. И никаким тевтонам, рогатым  или нет, не поработить вашего сердца, вашего города, пока вы - ГРАЖДАНЕ!»
      
       Горел и рушился мир, бесновалась жуткая блокада: смерть косила защитников свинцом, голод душил людей, холод останавливал сердца. Истончалось терпение, истекала жизнь, иссякал источник надежды, безысходность  хозяйничала за каждым углом и даже мысль о жизни казалась  роскошью. Гибель - везде! А тут! «Эта сторона улицы наиболее опасна!».
     - Тут всё опасно! Тут везде смерть!
     - Ты - ГРАЖДАНИН.  Выстой! Да, опасно везде, но там опаснее.  Но это там, где синее пятно надписи. А здесь, можно перевести дух. Ну! Очнись! Не замирай!
Здесь не спрячутся - здесь укрываются. Здесь готовятся. Здесь собирают по крохам силы, чтоб ринуться в атаку и победить.
     - Ты веришь?
     - Я знаю.
     - Почему?
     - Потому что ты - ГРАЖДАНИН! Потому что я - ГРАЖДАНИН!  Потому что мы -Ленинградцы!

      Прошло много лет. Давно умерли, защитники Города, те, которые на Невском проспекте, у дома 14, поведали мне смысл этих слов, рассказали, чем они были для Ленинградцев. Не только призывом к борьбе, но и сигналом, что Город жив, что Город борется, что люди остались людьми.
      Я помню, как от несправедливости и чувства беды сжалось  мое детское сердце,  как перехватило дыхание от гордости за мой Ленинград, за величие его защитников - ГРАЖДАН, выбравших лишения ради победы, голодных, холодных, обескровленных, сражающихся из последних сил, не для славы или из отчаянья, а по праву правды и любви к Городу.
      Я преклоняюсь перед ГРАЖДАНАМИ, ценившими честь выше жизни!
      Я горжусь родными Ленинградцами, не позволившими захватчику установить свои памятники на святых невских берегах.

      Питер - Великий город. Потому что Город всегда соразмерен Духу своих ГРАЖДАН! 

      Да не сотрется память о ГРАЖДАНАХ, которые  не убоялись  смерти, и пошли в бой на врага, оттолкнувшись от той стороны улицы, которая наиболее опасна.

                Граждане!
                Пусть не будет войны.  Пусть будет мир.
                Пусть в сердце каждого из нас звучит ленинградский метроном,
                как камертон стойкости, достоинства и чести!



http://www.proza.ru/2017/02/11/1232