Я помню, папа!

Эльвира Гусева
Я помню,  папа, этот день  с малых лет. 9  Мая – День Великой Победы, когда  все  люди  в нашей стране,   поздравляют  друг друга, желают  мира, счастья  и радости.

В нашей семье   этот  праздник  был особенным.

Мама накрывала  большой стол в зале,  у нас были гости. К  нам приходили  твои однополчане, я помню их: Анатолий Михайлович  Абрамов  и Николай Алексеевич  Смирнов. Боевое братство вы  хранили всю оставшуюся жизнь.

За столом  вспоминали военные события,   ребят,  погибших  в боях под  Ленинградом,   на Волховском фронте, выпивали  за них  боевые сто грамм… и  молчали… в память  о них.
 
А потом вы  пели.   Помню,  ты  всегда  запевал  свою любимую песню «На безымянной высоте», все остальные за столом  подхватывали, получался  дружный  хор,   пели «Катюшу», «Смуглянку»,  «В землянке»  и  другие песни  военных  лет.
 
Праздник был такой большой, ему не хватало места в доме, и он вырывался на улицу.  А там  у  каждого дома уже  собрались компании  людей, которые  вместе  пели, плясали, танцевали, улыбались. Я очень  любила смотреть, как вы танцевали с мамой, гордилась вами.

Другие пары  танцевали быстро, а вы   медленно.  Мама не торопила тебя, и  мне это очень нравилось.  Будучи маленькими  детьми, не совсем ещё осознавая  значение этого праздника в нашей жизни, мы тоже   радовались.

В 1965 году, к  двадцатилетию  Великой  Победы  в нашем  парке появился  белоснежный  красавец – обелиск  погибшим землякам.  9 Мая состоялось  его торжественное открытие. Для  посёлка  это стало грандиозным событием.

Я помню, папа, как  ты заранее   готовил   костюм,  переобувал свой  протез  в новый  ботинок. А потом  все вместе:   вы  с  мамой  и  мы  с братиком, нарядные, отправлялись  на митинг.

Как  много там  было  ветеранов, жителей посёлка, школьников.  Чувство гордости я испытала  когда  тебе, как и другим участникам  войны, вручалась  юбилейная  медаль «Двадцать  лет  Победы в Великой Отечественной войне  1941-45 годы». Это было так торжественно и красиво. У меня захватывало дух от волнения. Я стояла  в  пионерской колонне  и смотрела  на тебя. Ты тоже  волновался, папа.

По окончании  церемонии,  мы,   юные пионеры, обращались  к участникам  торжественного митинга. Как  молитва,   звучал  Реквием   великого поэта, который  мне   предстояло прочесть:

Помните! Через века, через года, —
помните!
О тех, кто уже не придет никогда, —
помните!

Бешено стучало сердце в моей груди,  а в  горле мешал  комок, но я  дочитала до конца, не сбилась  ни разу,  хотя  от волнения  и  боли, гордости  и радости   читать было трудно, но я не могла подвести тебя, папа…

И  вдруг  я  с  ужасом  поймала себя  на мысли:  а  если бы мой папа  не вернулся с войны…  В тот момент я готова была разрыдаться,  с  трудом  сдерживая  слёзы,  взглядом отыскала  тебя  среди ветеранов. Ты  стоял  такой  нарядный, красивый, улыбающийся  и  я, сквозь слёзы, улыбнулась тебе…

Я гордилась тобой, папа, когда  ты, будучи председателем Совета ветеранов  нашего посёлка, каждый год  9 Мая выступал  на митинге  с  докладом. Тебя  слушали, тебя уважали, тебе хлопали…