Зачем человеку ум?

Лев Балашов
В фильме Григория Любомирова «Русский крест» (2009 г.), прославляющем православных священнослужителей, монах-схимник Епифаний  говорит прямо-таки бредовые вещи: «А в жизни ум не главное… Главное, веру б не потерять. Я вон в скиту своем, ну, одной верой жил. А ум мне и не понадобился. Одной верой жил… Ну Бог мне по вере моей-то отпускал».

В САМОМ ДЕЛЕ, ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ УМ?
Вопрос кажется нелепым, ответ очевиден, но тем не менее...
Попробую на простых примерах показать, для чего человеку нужен ум:

1. Ситуация в общественном транспорте. Есть общее правило: уступать место пожилому человеку. Спрашивается, всегда ли нужно следовать этому правилу? Человек мыслящий знает: нет правил без исключений. Значит и в этом случае есть исключения. Какие исключения? Вот здесь и надо включать мозг, а не вскакивать с места автоматически при появлении пожилого человека. Со мной был случай: я ехал утром в свой вуз читать лекцию и вести семинарские занятия. В вагоне метро молодой человек пытался уступить мне место (мне 66 лет, выглядел на свой возраст, поседевший). Я категорически отверг его предложение сесть, сказав ему с возмущением, чтобы он никогда не уступал место таким как я.

Вроде бы простая ситуация. Ан нет. Пожилые мужчины могут быть еще достаточно крепки, а, главное, не желают признаваться ни себе, ни другим, что они вроде бы уже немощны. Когда молодой человек уступает место пожилому мужчине, то этим он волей-неволей дает ему понять, что он слаб и даже немощен.  Каково пожилому мужчине сознавать, что он уже не в силе?! Как правило, мужчины на рубеже старости активно сопротивляются ее наступлению, стараются сохранить прежнюю форму, буквально дерутся за жизнь. А тут ему говорят, что ты, мол, уже не тот, уже старик, что вроде бы пора тебе на покой. Молодые люди, которые бездумно следуют правилу уступать место пожилым мужчинам в общественном транспорте, могут элементарно навредить этим пожилым мужчинам, т. е. вместо добра сделать зло.

2. Ситуация в магазине у кассы. Очередь. Общее правило: не задерживать очередь в стандартной ситуации. Пожилая женщина с супругом набрала товаров на сумму, которую она определила на глазок и не подсчитала, сколько ей точно придется платить в кассе. А у нее всего было 800 руб. Она предупредила кассира, что у нее больше товаров, чем нужно по сумме, и попросила за нее решить задачу.  Сознавая, что перебрала товаров, она стала предлагать кассиру, определяя на глазок цену товаров и действуя, в сущности, методом проб и ошибок, исключить тот или иной товар из покупки. В итоге было потеряно много времени, а очередь ждала…

3. Случай со мной на даче. Как-то выкапывал куст сирени у соседки для пересадки на свой участок. Хотелось выкопать с комом земли и с минимальными потерями для корневой системы. Куст располагался вплотную к другому, материнскому, кусту. Надо было по периметру с помощью лопаты отделить куст от окружающей земли, от лишних корней и от корней материнского куста. Трудился долго, прерываясь на передых и, главное, для осмысления хода выкапывания и принятия множества решений по отдельным операциям.

Сначала копал лопатой, но быстро наткнулся на толстые корни, которые распространялись во все стороны. Лопатой не перерубить. Стал думать, чем лучше действовать, топором или ножовкой. Решил попробовать ножовку. Получилось. Все корни по периметру были перерезаны. Лопатой всё глубже вгрызался в землю и подкапывал по куст. В конце концов, вроде бы отделил корневую систему с большим комом от земли. Стал тянуть куст за ветки вверх и в сторону. С помощью хозяйки дачи мне, наконец, это удалось. Куст весил вместе с землей примерно 50-70 кг. Один  я не мог поднять его даже на сантиметр. Встал вопрос, на чем перевозить.

Тележка хозяйки, хоть и большая, но для перевозки такого большого и тяжелого куста не годилась. Попытались подвести ее под куст, но ничего не получилось. Стали думать, чем перевозить. Возникла идея взять у кого-нибудь из соседей-дачников садовую тележку. Хозяйка вспомнила, что такая тележка имеется у одной дачницы, к которой она как раз собиралась идти по своему делу. Решили сходить к этой дачнице и взять у нее на время тележку. Так и сделали. Идти было не близко. По дороге я спросил у одной дачницы, может ли она одолжить садовую тележку. Тележки у нее не оказалось. Потом еще по пути попытался вызвать одного дачника из дома, но не удалось, не слышал. Наконец, дошли до знакомой дачницы. Тележка у нее была и она готова была ее дать, но колесо у тележки было спущенное. Опять надо было принимать решение: смогу ли я на такой тележке перевезти куст (расстояние: примерно 600 метров грунтовой дороги). Решил попробовать. Прикатил тележку к дому хозяйки.

Тут опять возник вопрос: спереди или сзади тележки загрузить куст. Я решил, что лучше сзади, со стороны ручек (так ветви куста будут направлены не на меня, а вперед по ходу движения). Поставил тележку вниз ручками перед кустом. Попросил хозяйку держать тележку, чтобы она самопроизвольно не двигалась и не встала. Она держала, а я с большим усилием, почти волоча куст по земле и рывком приподняв его над краем тележки (примерно 10 см над землей), почти забросил его в тележку. Часть кома земли с корнями осталась за бортом тележки. Я закинул ком в тележку, подвинув весь куст вглубь тележки. Ну а потом развернулся и потихоньку выкатил тележку за пределы участка на дорогу. Двигать ее было тяжело (ведь колесо спущенное).

На дороге, где грунт поплотнее, двигать тележку было легче. Потом, с небольшой скоростью, небольшими пробежками (по 30-60 метров) и с передыхом докатил тележку до своего участка. Это был титанический труд. Много отдельных действий, операций, много обдумывания и много (десятки-сотни) принятых решений… А еще говорят, что физический труд не требует усилий ума. Требует, да еще каких! Особенно, если никогда не проводил подобную операцию. Нет, конечно, я выкапывал и пересаживал растения много раз. Но таких масштабов и такой тяжести… — впервые! Если учитывать еще возраст (72 года).

На первом этапе, когда выкапывал куст, хозяйка пыталась мне что-то подсказать, посоветовать (как сделать лучше), сама что-то пыталась делать… Это сильно мешало мне. Я, наконец, взмолился, и попросил ее ничего не говорить под руку. Несколько раз мне пришлось это делать. Она реально мешала думать, хотя полагала, что своими советами-подсказками только помогает мне.

А думать надо было много, очень много. Никогда не думал, что физический труд требует такого умственного напряжения. Я реально ощутил почти физическую силу ума. Действовал по-грибоедовски: с чувством, с толком, с расстановкой.
Много разных мелких действий и перед каждым действием надо было подумать, принять тот или иной вариант решения. Например, куда воткнуть лопату, с каким усилием нажимать на рукоятку, надо ли помогать ногой, под каким наклоном втыкать в землю... Тут еще было опасение сломать лопату, когда ею поддеваешь снизу куст. Важно было не перестараться. И в итоге полный успех: вырыл куст сирени без потерь, перевез его и посадил в приготовленную яму возле калитки, как будто он всегда здесь рос.

Я потом понял, почему при выкапывании куста сирени много-много думал. Я ведь привык работать на дачном участке один, построил за два последних летних сезона веранду 9,5 кв.м и, конечно, передумал миллион мыслей, принял сотни, если не тысячи разных решений. Но строил я в относительной тишине. Никто не говорил мне под руку, никто не стоял над душой, никто не подгонял. И я как-то не отдавал отчет в том, что много думал.

А тут при выкапывании куста рядом стояла хозяйка и не просто стояла, а что-то говорила, подсказывала и даже пыталась мне физически помочь. Она, конечно, не думала мне мешать, но реально получилось именно это. Вот мой мозг и закипел, в критической ситуации я стал почти физически ощущать свое многодуманье.

---------------------
На этом примере остро почувствовал, как физический труд заставляет интенсивно думать, а многодуманье помогает качественно выполнить физическую работу.
МОРАЛЬ: УМ МНЕ ОЙ КАК ПОНАДОБИЛСЯ! Даже в таком, относительно маленьком деле.

Выше фото той самой сирени, уже пересаженной.