Заметки на полях 6 заключительные... наверное

Александр Тебеньков
Как я был богом

В продолжение американской темы, раз уж пошла такая пьянка, поведаю ещё одну историю. Попал я как-то на торжественную церемонию вручения премий имени Айседоры Дункан за достижения в области хореографии. Премия эта вручается ежегодно 29 апреля в Международный день танца на родине Дункан в городе Сан Франциско. Вернее, родилась-то Айседора в Бёркли, но Бёркли, Окланд и ещё ряд городов поменьше представляют собой своеобразный конгломерат, центром которого является Сан Франциско. Называется это всё Бай Эриа и располагается вокруг живописнейшего залива. Так вот, премия эта была учреждена именно для Бай Эрии, что, конечно, никак её не умаляет.

Мой присутствие на этой церемонии было не специальным, не планировавшимся заранее, а отчасти даже неожиданным. Дело в том, что в это время у нас был творческий проект с одной местной американской танцевальной компанией и они, как радушные хозяева, пригласили меня присоединиться к этому торжественному мероприятию. Не скрою, мне было очень приятно. Но главным было другое чувство – жутко интересно посмотреть, как это всё у них происходит.
Большое театральное здание в центре города – «Эбро Буэно арт центр». Строгая пропускная система – только по заранее поданным спискам участников. Зато внутри – полная свобода действий, можно было всё рассмотреть и зайти в любое открытое для доступа место. Совершив небольшую экскурсию по этому центру, наша тесная компания (я и сопровождающие меня американские френды) приземлилась туда, где находилась в тот момент основная масса прибывающих на церемонию – за огромный шведский стол. До начала мероприятия оставалось ещё какое-то время и все, естественно, спешили прикоснуться к прекрасному. Ну, собственно, из прекрасного на столе можно было выделить только внушительные тазики клубники и ведёрки с жидким шоколадом. Остальной наборчик был традиционен: чипсы, орешки, фрукты, соки и так далее. Так вот, аборигены, все поголовно, макали клубнику в шоколад и только таким образом её ели! Ну, американцы – что с них взять! Я поначалу угощался клубникой в чистом виде - она была довольно сладкой. И отдельно пил жидкий шоколад из ведра, вправе предположить вы. Но нет, нет, до такой чистоты стиля я не дотянул! Потом решил-таки попробовать быть как все, и что вы думаете? А ведь не дураки!
Клубника в шоколаде - это вкусно! Необычно, но вкусно!

Церемония прошла так, как и подобает подобным церемониям: местами торжественно, местами весело, многими местами затянуто. Мой английский, к сожалению, не позволял мне живо участвовать в этом процессе и где-то с середины действа я стал понемногу отключаться. Но всё когда-нибудь заканчивается. Три часа пролетели довольно быстро. Все нужные слова были сказаны, все награды нашли своих героев, все планы на будущее были заявлены и озвучены. Народ из зала опять переместился в фойе на продолжение фуршета и неформальное общение с коллегами. Мои американские друзья ещё до начала церемонии обменивались приветствиями со знакомыми, кому-то меня представляли, рассказывали о нашем совместном проекте. Я, надо сказать, для многих там был экзотикой и моим партнёрам по проекту это было приятно (они ж, как-никак, меня сюда вытянули – из отдалённой и неизвестной части земного шара; вывели в свет, как говорится, и я искренне был им за это благодарен).
После церемонии, как я уже сказал, фуршет был продолжен и мои друзья стали показывать мне основных персон этого сообщества, объясняя при этом, кто есть кто. В ряду прочих, они указали на самую главную фигуру – театрального и танцевального критика, который имел здесь серьёзный вес, непререкаемый авторитет и от чьего мнения очень многое зависело.  Впрочем, о чём-то таком можно было догадаться, глядя, как вокруг него вьются фотографы и желающие добиться его внимания и, если повезёт, аудиенции.  Мои американцы тоже мечтали подойти к нему, но не знали, как подступиться. А я вдруг поймал себя на мысли, что где-то его уже видел. И через пару секунд вспомнил – ну да, мы встречались с ним на фестивале в Бытоме в Польше пять лет назад и даже коротко поговорили. В общем-то, ничего особенного - на том фестивале была представлена известная танцевальная компания «Алонсо Кинг» из Сан Франциско и этот критик, имени которого, я, конечно, уже не помню, приезжал вместе с ней. После их выступления была какая-то встреча, мы оказались рядом, начали о чём-то говорить, он предложил на следующий день продолжить беседу и, если будет интерес, показать какие-то видеоматериалы об американском современном танце. Но на следующий день всё так плотно закрутилось, что совершенно не оказалось свободной минуты. Короче говоря, больше мы с ним не виделись. И как неожиданно было его встретить вновь: через пять лет и на другой стороне океана! Удивительный случай!
Но я удивился ещё больше, когда вскоре он сам подошёл ко мне и сказал: - у меня такое чувство, что мы где-то встречались, могло такое быть? Я коротко напомнил ему про фестиваль в Польше пять лет назад. Он хлопнул себя по лбу – ну конечно! Мы почти одновременно произнесли "как тесен мир", перебросились ещё парой фраз; он был возбуждён и изумлён не меньше моего. Затем мой «старый знакомый» о чём-то пошутил, похлопал меня по плечу и сделал рукой такой жест, каким раньше подзывали гарсона в парижском кафе. На этот жест тут же слетелись фотографы и журналисты. Мы сразу стали центром всеобщего внимания!
Я с удивлением узнал, что я его коллега, его друг из Европы и чуть ли не почётный гость сегодняшней церемонии.
Фотографировались мы почти в обнимку!
 
Известен ли вам вкус славы, ребятки? В тот момент я почувствовал себя… нет, не богом, конечно, это я приврал в названии, но вот чем-то средним между космонавтом и кинозвездой я действительно тогда являлся! И, прежде всего, в глазах моих американских друзей. Я даже не могу передать ту внезапную трансформацию, которая, очевидно, произошла в их головах, но взгляды их были незабываемыми!  Ведь только что никому не известная личность, бедный родственник (чего уж там), в один миг превратился в международную вип-персону, лучшего друга "самогО"!
Невероятно!
На обратном пути, в машине, я как-то пытался объяснить им, что критик был в эмоциях, что всё это было не всерьёз, говорил про нашу абсолютно мимолётную встречу в Польше и так далее, но чувствовал, что поверили они мне всё-таки не до конца. Вот так бывает – благодаря какой-нибудь случайной случайности ты можешь взлететь в глазах окружающих на недосягаемую высоту!
И ведь не могу сказать, что это дурно или неприятно. Да, пусть незаслуженно, но ведь приятно, чёрт возьми!
Ох, что с нами делают известность и слава, а!