Сталин. Крым. Евреи 1917-1941. Глава 10

Виктор Еремин
Глава 10. Инспекция Феликса Варбурга

После кончины В.И. Ленина дела в стане большевиков развивались с молниеносной быстротой. Еще осенью 1923 г. председатель Революционного военного совета СССР, народный комиссар по военным и морским делам СССР Л.Д. Троцкий, фактический глава государства, и его сторонники первыми пошли в атаку на вождей-соперников — председателя Ленинградского исполкома и председателя Исполкома Коминтерна Г.Е. Зиновьева, председателя Совета Труда и Обороны СССР, заместителя председателя СНК СССР, председателя Московского исполкома Л.Б. Каменева и генерального секретаря ЦК ВКП(б) И.В. Сталина. 15 октября 1923 г. в Политбюро поступило «Заявление 46-ти», подписанное видными революционерами-троцкистами. В «Заявлении» вышеназванная троица обвинялась в узурпации власти под предлогом необходимости единства партии и в фактическом запрете критики ЦК. «Узурпаторов» обвинили в разразившемся в середине 1923 г. экономическом кризисе.

Противостояние тянулось более года, шло оно преимущественно в прессе. Под конец Троцкий потерпел сокрушительное поражение и в середине января 1925 г. вынужден был уйти в отставку со всех ключевых постов.

Сразу же после падения Льва Давидовича, с апреля 1925 г. началась ожесточенная полемика между Зиновьевым и Каменевым, с одной стороны, и Сталиным, с другой. Спор шел о том, кто больший ленинец и кого жестче критиковал покойный вождь. Но главным было иное: строить социализм в одной отдельно взятой стране (Сталин) или нести революцию прочим народам мира (Зиновьев, Каменев, позднее к ним присоединился главный теоретик этой идеи — Троцкий). На XIV съезде ВКП(б) в декабре 1925 г. противники Сталина потерпели полное поражение: Зиновьев и Каменев, хотя и остались в центральных органах власти, но лишились возможности влиять на государственные дела.

Решения XIV съезда ВКП(б) можно признать государственным переворотом, поскольку они стали финальной точкой в судьбе «еврейской» революции в России. С этого времени начала распространяться легенда об антисемитизме Сталина и советской власти. Подкрепил ее XV съезд ВКП(б) 1927 г., когда Троцкого и Зиновьева вывели из Политбюро. Каменева изгнали оттуда сразу после 1925 г. Сбежавший в Европу в 1928 г. личный секретарь Сталина Борис Георгиевич Бажанов (1900—1982) рассказал в своих воспоминаниях: «А когда Сталин удалил Троцкого и Зиновьева из Политбюро, Радек при встрече спросил меня: “Товарищ Бажанов, какая разница между Сталиным и Моисеем? Не знаете. Большая: Моисей вывел евреев из Египта, а Сталин из Политбюро”»*.
_____________________
* Бажанов Б.Г. Воспоминания бывшего секретаря Сталина. — Спб.: Всемирное слово, 1992.

Отстранение от власти еврейских диктаторов не могло не встревожить верхушку транснационального банковского капитала. Уж больно значительные финансы вложили банкиры в российскую революцию, чтобы отказаться от своих завоеваний. Евреи, пусть и такие никудышные, как Троцкий, Зиновьев и Каменев, все же рассматривались как свои. После переворота конца 1925 г. все вложения в революцию оказались под сомнением. Для выяснения ситуации в СССР отправился лично Феликс Варбург — основатель «Джойнта» и один из активных деятелей клана Варбургов-Ротшильдов-Шиффов.

Поездка была обставлена как благотворительный визит или ненавязчивая инспекция деятельности «Агро-Джойнта» и лично Джейкоба Розена. Возглавил группу Феликс Варбург. В нее также вошли сам Джейкоб Розен, Бернард Кан (директор отдела помощи «Джойнта») и Джеймс Беккер (и.о. европейского директора программ помощи «Джойнта»).

Весной 1927 г. Варбург на корабле пересек Тихий океан и высадился во Владивостоке. В порту на землю сошел веселый бодрый человек средних лет (Феликсу шел пятьдесят шестой год), судя по фотографиям, очень похожий на героя Никиты Михалкова в фильме «Собака Баскервилей» сериала о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне. И повадки у Варбурга были такие же — простоватый, добродушный, всегда готовый придти на помощь… Под этой маской скрывался один из самых коварных интриганов своего времени, обладавший полнейшей разведывательной информацией о стране посещения.

Из Владивостока Варбург отправился в Москву на поезде и пересек весь Советский Союз. В столице его приветствовали радушно, со всеми возможными почестями. Первоначально Варбург и Джеймс Беккер имели официальную беседу с заместителем наркома иностранных дел М.М. Литвиновым, давним знакомцем Герберта Гувера. Литвинов был активным движителем «благотворительных» проектов американских банкиров в большевистском правительстве. Затем последовал прием у председателя КомЗЕТа П.Г. Смидовича* и его заместителя А.Н. Мережина**.
___________________
* Петр Гермогенович Смидович (1874—1935) — революционер-большевик, видный государственный деятель, близкий к И.В. Сталину. Из дворян. В революции с 1894 г., в партии с 1898 г. После октябрьской революции занимал ряд важнейших государственных должностей, в частности, был председателем Моссовета до Каменева. Подавлял Антоновский и Кронштадтский мятежи. С 1924 г. и до кончины в 1935 г. был председателем КомЗЕТа и одновременно председателем Комитета содействия народностям северных окраин (Комитет Севера) при ЦИК СССР. После смерти останки Смидовича кремировали и похоронили урну с прахом в Кремлевской стене.
** Абрам Наумович Мережин (1880—1937) — политический деятель революционной России. С 1935 г. председатель КомЗЕТа. Апологет Биробиджанской еврейской области. Репрессирован.

Тогда же Варбург успел встретиться с Комитетом раввинов во главе с шестым цадиком* любавичского хасидизма Йосефом Ицхоком Шнеерсоном (1880—1950). Миллионер передал рабби $ 25 тыс. для финансирования «культурной работы». Правда, уже в июне 1927 г. Шнеерсон был арестован. Духовного главу советских евреев судили за шпионаж, приговорили к смертной казни, а затем, в связи с многочисленными международными протестами, выслали из СССР. Его библиотеку древних рукописей и книг конфисковали. Свара вокруг библиотеки Шнеерсона в начале XXI в. закончилась передачей библиотеки в июне 2013 г. в московский Еврейский музей и Центр толерантности в России.
______________________
* Цадик — в хасидизме духовный вождь (ребе), к которому идут за советами, которого просят молиться и благословить. Могилы цадиков являются местами паломничества для хасидов. Шнеерсоны основали целую династию цадиков: Йосеф Ицхок был четвертым в этом ряду. Они являлись ребе из Любавичей — религиозного центра хасидизма.

Проведя первоочередные встречи в столице, инспекционная группа Варбурга в полном составе отправилась в частном вагоне путешествовать по Украине и Крыму. Для поездок в отдаленные местности при них постоянно находились два лимузина. Согласно рассказу самого Варбурга, они побывали в 40 еврейских колониях «Агро-Джойнта», в том числе в поселках имени Феликса Варбурга № 4 и № 5. Везде были проведены торжественные мероприятия, инспекторы активно общались с рядовыми колонистами. Поскольку официально поездка длилась всего неделю, информация о 40 колониях выглядит весьма сомнительной.

По возвращении в Москву богатейший банкир и фактический лидер еврейской общины США был принят главой советского государства. Таковым официально считался Председатель ЦИК СССР Михаил Иванович Калинин. Сталин на посту генерального секретаря ВКП(б) тогда официально возглавлял правящую партию, но не государство.

Во всех беседах с Варбургом советские руководители озвучили две важнейшие мысли:

1) строительство еврейской государственности на территории СССР будет вестись и далее независимо от помощи из-за рубежа, но помощь эта желательна и необходима и будет принята с великой благодарностью;

2) поскольку еврейская община в США является самой богатой в мире и необычайно влиятельна, она может и должна оказать необходимое давление на государственную власть и посодействовать официальному дипломатическому признанию СССР Соединенными Штатами.

Варбург все понимал, соглашался, ничего из сказанного ранее не отрицал и ни на кого не давил — он просто слушал, смотрел, одобрял и делал выводы. Результатом этой инспекции стали решения высшего руководства «Джойнта» по вопросам финансирования и материальной поддержки проекта «Крымская Калифорния». Хотя апологетами они обычно трактуются как дальнейшее совершенствование механизмов переселения и как грандиозный успех «Агро-Джойнта», при ближайшем рассмотрении картина происходившего оказывается несколько иной.

Первое, что стало очевидно Феликсу Варбургу: еврейская революция закончилась! Да и была ли она? На этот вопрос найти ответ банкир не смог. Так же, как не сумел он ответить себе и на вопрос о том, что происходит в СССР в действительности? Тогда это вообще мало кто видел и понимал. Ясно было одно — блицкриг в деле уничтожения нашей страны у транснационального капитала в тот раз не получился, пришло время перейти к затяжной борьбе за наследие бывшей Российской империи. Видимо, эта новость не застала Варбурга врасплох, поскольку у мировых игроков-банкиров не бывает провалов — огромные капиталы позволяют им просто переходить от несостоявшегося проекта к более перспективному, безболезненно списывая неудачи на форс-мажор. И таких проектов по одной и той же проблеме у них обычно разрабатывается несколько — на все случаи жизни. Относительно сталинского СССР банкирам следовало временно отступить, чтобы понести минимальные потери.

Камнем преткновения в данном случае оказался «Агро-Джойнт». Но если деятельность его как детища «романтика» Джозефа Розена уже к 1927 г. потерпела сокрушительный, хотя и мало кому приметный крах, то проект «Крымская Калифорния» Феликса Варбурга в стратегическом отношении благодаря «Агро-Джойнту» полностью выполнил задачи на этапе затяжного противостояния.

Причины бессмысленности основной идеи «Агро-Джойнта» заключаются не в агрессивном неприятии евреев крымскими татарами и другими крымчанами, и не в «антисемитской» политике Сталина. Наиболее четко их определил сионист Артур Руппин*, который почти одновременно с инспекцией Феликса Варбурга объездил в 1927 г. еврейские колонии на юге Украины и в Крыму. Он отметил, что «еврейская колонизация в России годится для краткосрочного решения экономических проблем десятков тысяч семей и, как таковая, заслуживает поддержки. Однако национальных проблем русских евреев она не решит и иудаизма не спасет… советские евреи вернутся в город, как только там станет легче в материальном смысле»**.
_____________________
* Артур Руппин (1876—1943) — видный сионистский деятель, один из основателей города Тель-Авив и участник создания первого кибуца Израиля. В 1930-х гг. возглавлял работу сионистов по репатриации евреев из Германии в Палестину.
** Бейзер М. Трудности «дистанционного управления» в истории «Джойнта» на примере его работы в России—СССР. — Труды по еврейской истории и культуре. Материалы XXI Международной ежегодной конференции по иудаике. — М.: ЦНР и ПИ в ВУЗах «Сэфер»; Институт славяноведения РАН, 2014.

Неизбежность провала идеалистов «Агро-Джойнта» (таковыми была почти вся команда Джозефа Розена) попытался объяснить современный исследователь, доктор философии и историк Михаэль Бейзер. Он пишет: «Но можно было учесть то, что развитие любой страны обычно сопровождается притоком сельского населения в город, а не наоборот, и что в генах у евреев впечатаны стремление к образованию и к лучшему медицинскому обслуживанию. А это в СССР можно получить только в больших городах. Быть может, разумнее и перспективнее было вкладывать основные средства в то большинство, которое стремилось из местечек в метрополисы, содействовать их переезду и устройству, материально поддерживать учащуюся молодежь? Именно это предлагал делать и делал заместитель д-ра Розена И.А. Гроер. Но на это тратилась только небольшая доля бюджета “Агро-Джойнта”, которая, правда, с годами увеличивалась. Замечу, что у образованного городского еврея было гораздо больше шансов выжить во время войны, чем у сельского жителя. С другой стороны, если бы упор с самого начала не делался на землеустройство, советское правительство могло бы и не разрешить “Джойнту” оперировать на своей территории в течение стольких лет»*. Предвзятость исследователя очевидна, особенно ссылка на гены. Правда же заключается в том, что, несмотря на восторги самого Розена, окрестьянить евреев было невозможно — перебираясь на время голода в деревню, подавляющее большинство колонистов рассматривало свой переезд в сельскую местность как вынужденный и кратковременный жизненный этап. Бурный приток евреев в деревню продолжался до 1928 г., а затем начался обратный процесс. Уже на 1 января 1930 г. в Крыму проживало 49 100 евреев, из которых в сельской местности трудились лишь 10 140 человек, большая часть которых были бухгалтерами, счетоводами, продавцами в сельских магазинчиках, учителями и др. Крестьян-евреев почти не осталось. Остальные 39 000 перебрались в крымские города и на ЮБК, где открыли часовые мастерские, стали портными и парикмахерами, но в основном занимались торговлей и обслугой курортников. Этому способствовала программа превращения Крыма во всесоюзную здравницу. Правда, на начальном этапе существенной помехой данному процессу стали знаменитые крымские землетрясения 26 июня и в ночь на 12 сентября 1927 г**. Добавлю, что согласно официальной статистике к 1941 г. в Крыму жило уже почти 67 тыс. евреев (некоторые источники*** говорят, что до 70 тыс.), причем в 86 еврейских колхозах трудилось около 20 тыс. человек (по другим источникам не более 17 тыс.), остальные же предпочли крымские города и ЮБК. В целом население полуострова было тогда 1,2 млн человек, а крымских татар — 220 тыс.
___________________
* Там же.
** Как известно, сентябрьское землетрясение 1927 г. в Крыму встало на пути великого комбинатора Остапа Бендера и «отца русской демократии» Кисы Воробьянинова в романе И. Ильфа и Е. Петрова «12 стульев».
*** Ефимов А. Еврейская советская социалистическая республика в Крыму. К истории одного проекта. ОРТ-ОЗЕТ. — World ORT «Надежды и разочарования». http://www.ozet.ort.spb.ru/rus/index.php?id=1488


Намечавшаяся в 1927 г. среди колонистов тенденция переселяться в города не скрылась от глаз Феликса Варбурга, но особо его не огорчила. Дело в том, что к тому времени Крым по всей вероятности уже стал для транснационального капитала научным полигоном геополитики, на котором обкатывались новейшие методики борьбы против глобального стратегического врага. В частности, именно здесь и именно в те годы было прорублено одно из первых окон Овертона.
_____________________
* Джозеф Овертон (1960—2003) — американский электроинженер и юрист, вице-президент Макинского центра публичной политики (Мидленд, штат Мичиган). Подобные центры являются «машиной, призванной доносить голоса граждан до лиц, принимающих решения, и контролировать соблюдение общественного интереса выборными должностными лицами». На базе Макинского центра Овертон разработал в 1990-х гг. теорию о том, что жизнеспособность политической идеи зависит от ее попадания в уже существующее «окно» общественного мнения. Им же была описана методология создания таких «окон» посредством медленного, поэтапного внедрения в общественное сознание порочной идеи как приемлемой, а под конец как достойной и жизненно необходимой. Когда в 2003 г. исследователь погиб в авиакатастрофе, в память о нем его теория получила название «окно Овертона». Практика окна Овертона известна с давних времен. Ярчайшим ее проявлением стал процесс создания румынской нации из валахов и молдаван католическими монахами Семиградья (Трансильвании), исполнявшими заказ римских пап. Формирование нового народа оказалось побочным продуктом неудачной борьбы папства против православия за паству Дунайских княжеств. Таким же окном Овертона воспользовались австро-венгерские спецслужбы, в целях разрушения Российской империи раскрутившие идею Бисмарка о малороссах как об украинском народе. Окно Овертона под названием «культ личности Сталина» или «сталинизм» разрушило СССР и теперь является основным средством разрушения России. Орудиями создателей окон Овертона являются «демократия», «свобода слова» и «толерантность». Они, как правило, парализуют слабую власть уничтожаемого общества и лишают ее воли к сопротивлению клевете и демагогии. Первым наиболее эффективное противодействие разрушительной силе окна Овертона оказал каудильо Франсиско Франко. Более решительно поступил китайский руководитель Дэн Сяопин, круто замуровавший окно Овертона 4 июня 1989 г. расстрелом толпы на площади Тяньаньмэнь. Этим трагическим актом была спасена от смертоносной идеологической агрессии США Китайская Народная Республика. Поскольку агрессоры, памятуя о разрушительном эффекте идеи «разоблачения культа личности Сталина», попытались раскрутить в КНР кампанию «разоблачения культа личности Мао Цзэдуна», китайское руководство, признав неизбежность ошибок в ходе восстановления страны после длившейся несколько десятилетий гражданской войны и японской оккупации, наложило запрет на какое-либо публичное обсуждение этой проблемы в ближайшие 100 лет — таков по определению минимальный срок, отпущенный на осознание обществом происходивших с ним исторических процессов. Историческая практика показывает, что изначально нельзя допускать расшатывание государственного механизма окном Овертона и действовать при этом необходимо решительно и бескомпромиссно. Если противнику все же удалось прорубить и закрепить окно Овертона в общественном сознании, то излечить от него население почти невозможно — оно будет возрождаться и гиперболизировано увеличиваться всякий раз, когда власть станет слабеть, что периодически происходит в любом обществе.

Ко времени приезда Варбурга еврейские мудрецы уже создали первоначальную идеологическую основу, «подтверждавшую» историческое право евреев на Крым. Она была зыбкой, мало кем признавалась и признается, но сторонники ее утверждают, что причиной непризнания является не действительность, а патологическая юдофобия русских. Согласно этой концепции, примерно в V в. н.э. в юго-западной части полуострова и на его ЮБК от нынешней Балаклавы до Алушты евреи основали княжество Феодоро, которое благополучно просуществовало десять веков, вплоть до XV в. Хитрые русские историки-антисемиты утверждают, что княжество было основано греками-византийцами и существовало в течение XII—XV вв. Однако их версию опровергает топонимика древнего Крыма, поскольку название принадлежавшего княжеству города Чуфут-Кале переводится с тюркского как «Еврейская крепость». При таком переводе оказывается, что татары окрестили еврейскими многие места Крыма. Так, на южном побережье есть Чуфут-Чаарган-Бурун — «Мыс Призыва Евреев», название другого переводится как «Мыс Спасения Евреев» и т.д.

Серьезного научного обоснования эта концепция пока не имеет, но окно Овертона потихоньку расширяется, работая слухами. Примерно тогда же стала распространяться идея, будто название «тавры» переводится с арамейского (семитского языка Иисуса Христа) как «горцы», а потому тавры, изначально населявшие Крым, были евреями, проживавшими в Крымских горах. Даже указывается, что проживали они в области Главной и Средней гряды. Так что полуостров Таврида назван так евреями-горцами, которых великий Гомер называл листригонами. В наши дни даже утверждается, что во втором тысячелетии до н.э. в Крым пришли внуки Авраама, они-то и заселили эти благодатные места…

Теперь уже оказывается, что княжество Феодоро имело еще одно самоназвание — государство Ашкеназ. Конечно, так окрестили не весь полуостров, а Южный Берег Крыма. Сейчас появляется все больше и больше «исследований» на данную тему. Однако останавливаться на этом подробнее не стоит, поскольку сочинены такие исследования в духе Новой хронологии А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского.

Обращу внимание только на следующее. Идеологическая база для правового исторического обоснования еврейских притязаний на Крым получила развитие в 1970-х гг. в связи с появлением и бурным распространением в обществе пассионарной теории этногенеза Льва Николаевича Гумилева (1912—1992), особое внимание уделявшего судьбе и истории Хазарского каганата. В унисон гумилевской теории прозвучали труды директора Эрмитажа, выдающегося археолога и основателя советской школы хазароведения Михаила Илларионовича Артамонова* (1898—1972), который издал в 1962 г. фундаментальное исследование «История хазар». И хотя оба историка лишь констатировали, что каганы Хазарии в начале IX в. добровольно приняли иудаизм, в широких кругах советской столичной интеллигенции быстро распространилась мысль о том, что Хазарский каганат — еврейское государство. Из этого следовал вывод, что непрерывную государственность евреев-горцев (тавров) и евреев-феодорцев на территории Крыма и Северного побережья Черного моря продолжили евреи-хазары. Такая логика окончательно ведет к утверждению, будто Крым и Черноморское побережье — родовое гнездо евреев.
___________________
* М.И. Артамонов был покровителем и защитником Л.Н. Гумилева. Сразу после возвращения Льва Николаевича из лагерей, он был взят Артамоновым на работу в Эрмитаж.

В связи с этим примерно с 1970-х гг. в интеллигентской среде распространяется слух, будто уже при Варбурге проект «Крымская Калифорния» неофициально назывался «Хазарская республика»; будто евреи интуитивно, еще не зная о грядущих научных изысканиях, потянулись на свою историческую родину — в Крым; и будто доказательством всему этому служат рассказы безымянных бабушек, поведанные миру неведомыми внуками.

В наши дни версия Хазарского каганата выглядит так. Государство было создано в VII в. военной верхушкой тюркских племен. Им удалось покорить воинственные племена аборигенов Причерноморья — ясов, касогов, барсилов и др. Поскольку каганат находился на пересечении важнейших торговых путей из Азии в Европу и обратно, в Хазарию потянулись богатейшие купцы, в том числе и евреи. Каганы стали привлекать наиболее мудрых и талантливых из них к управлению государством, делали их своими советниками, чиновниками и послами. Сыновья удостоенных продолжали династию при дворе, а дочери выходили замуж за тюркских аристократов. Согласно сложившейся традиции все они и дети от таких браков признавались евреями.

В 808 г. еврейская диаспора во главе с сановником Обадией совершила государственный переворот, и власть в Хазарском каганате оказалась в руках еврейских купцов. С этого времени в стране были запрещены все религии, кроме иудаизма, и началась военная экспансия практически на все окружающие территории. Лишь через сто пятьдесят лет достойный отпор хазарам дала Киевская Русь — в 965 г. великий полководец князь Святослав нанес каганату решающее поражение. Добил хазар его сын св. Владимир.

Забавно, что приверженцы хазарской версии об Аврааме, о таврах и княжестве Феодоро (Ашкеназ) обычно даже не поминают.

* * *

Вернувшись в Штаты, Феликс Варбург сразу же повел сложную работу по осторожному выводу «Джойнта» из назревавшего катаклизма «Агро-Джойнта». В виновники грядущих неприятностей он явно назначил Джозефа Розена. В течение 1927—1928 гг. высшее руководство «Джойнта» фактически отстранилось от финансирования еврейской колонизации в СССР. Розену было предложено перейти на самофинансирование. Транснациональные банкиры не желали распыляться на бесполезные траты.

Правда, сделано все было тонко. При «Джойнте» в помощь «Агро-Джойнту» в 1928 г. было создано акционерное «Американское общество по устройству еврейских ферм в России» (ASJFS или AMSOJEFS). Президентом его был избран уже известный нам куратор крымского направления в центральном руководстве корпорации, заместитель Феликса Варбурга — Джеймс Н. Розенберг. Впоследствии он на пару с Джозефом Розеном стал «козлом отпущения» при окончательном провале проекта «Крымская Калифорния».

До 1928 г. все средства на осуществление проекта «Крымская Калифорния» поступали от прямых ассигнований «Джойнта». Но с 1928 г. финансирование проекта было переведено на указанное акционерное общество, которое заведовало капиталом, полученным от очень ограниченного числа акционеров. Причем акционеры не стали рисковать. Обществу дали деньги только тогда, когда оно 15 февраля 1929 г. подписало Соглашение с Советским правительством о выделении СССР кредита в $ 10 млн с ежегодными траншами по $ 1 млн в год. Советское правительство принимало на себя обязательство финансировать из этих средств еврейскую колонизацию (Общество предполагало ее только в Крыму, но Советы в это понятие включили и еврейскую колонизацию в Амурской области — Биробиджан). «…начиная с 1929 г., “Агро-Джойнт” отпускал … средства уже как заем государству, и еврейские переселенцы являлись должниками советского государства»*.
_________________
* Сучкова Е. Содействие «Агро-Джойнта» земледельческой колонизации евреев на Украине. — Труды по еврейской истории и культуре. Материалы XXI Международной ежегодной конференции по иудаике. — М.: ЦНР и ПИ в ВУЗах «Сэфер»; Институт славяноведения РАН, 2014.

По другой версии, гуляющей в русскоязычном интернете, между «Джойнтом» и правительством СССР 19 февраля 1929 г. был подписан Договор, по которому комитет выделял по $ 900 тыс. в год в течение 10 лет под 5 % годовых. В случае успешной реализации проекта предполагалась ежегодная выплата добавочных сумм — до $ 500 тыс. в год. Погашение долга должно было начаться в 1945 г. и завершиться в 1954 г. При нарушении Советами своих обязательств финансирование со стороны комитета прекращалось. «Джойнт» оставлял за собой исключительное право без объяснений уменьшить сумму займа с $ 9 млн до $ 7 млн.

Что было принято залогом под акции от СССР, не известно. Отсюда родилась версия, будто М.Н. Полторанин запутался в бумагах по акциям и именно это Соглашение счел ленинским акционированием Крыма. Однако подобная операция сомнительна уже по той причине, что Сталин, даже еще не будучи тогда могущественным Сталиным, в силу своей предшествующей деятельности никогда и ни при каких условиях не позволил бы кому-либо так распорядиться с землей жизненно важного для страны региона.

В истории с Обществом любопытны два момента. Во-первых, из общей суммы $ 10 млн кредита $ 5 млн выделил лично благотворитель Джулиус Розенвальд. Во-вторых, ни Варбурги, ни Ротшильды, ни Шиффы, ни Лейбы — все руководители «Джойнта» из транснационального банковского капитала — не дали на этот проект ни цента.

После подписания Соглашения 1929 г. действующим исполнительным органом Общества в СССР осталась «Агро-Джойнт». Корпорация приобрела настолько автономный характер, что продолжила работу и в условиях Великой депрессии (1929—1933), когда деятельность «Джойнта» практически прекратилась во всех прочих странах мира, и после кончины Дж. Розенвальда в 1932 г., и даже после закрытия в 1935 г. самого «Американского общества по устройству еврейских ферм в России». В 1933 г. в Соглашение были внесены несущественные дополнения, предполагавшие увеличение кредитования, но выполнены они не были.

Итак, «…в оперативном плане история “Агро-Джойнта” — это большой успех, а в долгосрочном — неудача. А вот от поддержки Биробиджанского проекта “Джойнт” отказался, правильно оценив ситуацию»*. Не удивительно, ведь геополитическим интересам транснационального финансового капитала соответствовал Крым, но никак не затерянное на азиатских просторах Приамурье.
___________________
* Бейзер М. Трудности «дистанционного управления» в истории «Джойнта» на примере его работы в России—СССР. — Труды по еврейской истории и культуре. Материалы XXI Международной ежегодной конференции по иудаике. — М.: ЦНР и ПИ в ВУЗах «Сэфер»; Институт славяноведения РАН, 2014.