Прощание. 5

Александр Викторович Зайцев
В полутьме каморки Онуфрию можно было дать сначала полста, а потом, приспособившись к темноте, и сотню отсыпать. Лет, конечно.
- Так это ты - тот самый Захар и есть, которого Михай прислал?..  Вот оно как… Постой-ка, паренёк, где-то я тебя раньше видел… - старик посмотрел на Захара подслеповатыми глазами. – Где же это, а? Вот память треклятая… – старик зажмурил левый глаз, правый колко смотрел, как через прицел. - А, вспомнил! – вселенская доброта разлилась по лицу деда. – В пивнушке я тебя видел.
- Это когда «юннаты» на пьяного напали? Точно, Вы там были! Ещё Новый Президент выступал по ящику.

- Вот видишь, и ты меня вспомнил. Правда, не всё. Ты всю жизнь меня видел, только не замечал… – судя по тому, как Онуфрий присел на кровать, предоставив единственную хромую табуретку Захару, старость у него была далеко за горами. Позади. – Ядерный бабай! – вырвалось у старика от боли.
- Понять ли молодости печали старости?…
- Как же рядом-то? Вон через весь город пришлось тащиться.
- Начнём с того, что я здесь недавно. А потом ты вот далеко от Юли, матери твоей, живёшь, а ей кажется, что рядом. Звонить не забываешь. Деньжатами по возможности помогаешь. Понятно, что съездить за уповот вёрст огородец вскопать не по военному времени - роскошество.
Всю твою жизнь, Захар, мы с Михаем за тобой приглядываем. Можно сказать, направляем.
- То есть, как «всю жизнь»? Я с дядей Михаем и познакомился-то три года назад, когда меня в его цех перевели! – Захар улыбнулся стариковской неосведомлённости.
- Тебе Михай говорил, что я знал твоего деда?
- Да, говорил.
- А теперь сам покумекай… И учти, что мы с Михаем знакомы уже сорок лет. - старик усмехнулся. – Ну, так у кого нескладно получается? Я про вас знаю больше, чем ты думаешь. И рассказать могу многое. Вот для этого Михай тебя сюда ко мне и направил.

Теперь лицо старика обрело деловой, почти торжественный вид. – Давай, Захар Кузьмич, сначала я тебе кое-что расскажу, потом ты поспрашиваешь. Так быстрее будет. Времени у тебя немного, а у меня ещё меньше. У меня ведь свой призыв скоро. Только там, - дед ткнул пальцем в потолок, - «синьки» не присылают.
Старик поёрзал на кровати, устроился поудобнее и только после этого начал.

- Что я могу рассказать тебе про деда, Захар. Мы не виделись лет тридцать. С тех самых пор, как я попал в плен.
- А когда вернулся обратно?
- Откуда вернулся? – не понял, было, старик, но потом вдруг рассмеялся. – Так я до сих пор у вас в плену.
- То есть, ты - Враг?
- Да ещё какой враг, Захар! Матёрый вражина, – старик ехидно засмеялся.
- Постой!
- Да, Захар, да.
- Мой дед тоже… - Захар, прежде чем сказать это, попробовал слово на вкус: - Враг?
- Да, Захар, твой дед Враг. Только кому? Мы сами себя разделили, сами себе назначили врагов и начали войну. Пойми, мы - один народ, а войну нужно прекращать. Тогда и врагов не будет.
- Восемь лет назад дед был ещё жив? Тогда, если то, что про него рассказывают, правда, почему он не забрал нас к себе? Ах, да! Он же - враг!..

Онуфрий уложил подушку поудобнее и, облокотясь на неё, уселся на кровати.
- Сложно всё. Бабка твоя Анфиса с малым Кузьмой осталась во время революции в Новой Республике, а Илья приехал за нас воевать.  Сначала мы думали, что быстро всё уладится, да не тут-то было. А потом, когда Илья послал за своими, их уже нашли люди Нового Президента. Предложили обмен - меняли только на Илью, – старик вздохнул. – Но веры Новой Республике уже тогда не было. И от такого обмена только погибель была бы им всем. Как договорился Илья с республикой, что пока он не воюет, жену и сына не тронут, не знает никто. Но договорился. А чтобы он не смог их обратно выкрасть, Анфису с сыном разлучили.  Так что не мог Илья их всех сразу забрать. А вытащил бы кого одного – другого убили бы тут же. Таков был уговор, Захар. Но, посмотри на часы…

- Ё-моё! – мне пора на трамвай. Дед Онуфрий, у меня нет ночного пропуска, а комендантский час скоро – только-только доехать! Что делать?
- Можешь остаться у меня. Кровать в каморке, правда, одна, но спать тебе не захочется. Это я обещаю, – заметив, как Захар пытается встать, хлопая по карманам мелочь, старик уверенно сказал: – Позвонишь жене, уговорит уехать. Решай сейчас. Я не настаиваю, хотя и ждал этого разговора всю твою жизнь…

Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2017/05/07/1329