Переправа через реку Зея у города Свободного

Паршин Владимир Гаврилович
Переправа через реку Зея у города Свободного
(«город Свободный – село Введеново Серышевского района»)

По материалам записей, архива В.Г.Паршина,
одного из капитанов парома Свободненской речной переправы.

    Первая речная переправа находилась в районе нынешнего городского пляжа.Затем, речная переправа в летний период через реку Зея у города Свободного появилась, когда начался строиться  первый железнодорожный мост у города. Та речная переправа была чисто технической, не выполняла регулярных пассажирских функций.
Эта переправа была канатной, хотя по ряду сведений, ее водил и катер.
     По свидетельству старожилов, после строительства моста, по имеющимся сведениям регулярная речная переправа в летний период в этом месте не существовала до 1930-х годов. (?) Вновь она была возобновлена при строительстве второго железнодорожного моста через реку Зея, впрочем, она также носила технический характер, не была регулярной пассажирской переправой.
    Затем все же регулярная речная переправа была оборудована, сначала как канатная, а затем с 1946 года паром (небольшую баржу) стали буксировать теплоходы. Такой паром, в частности, водили катер «Газоход-6», теплоход «Буревестник», пароход «Аргунец» и некоторые другие.
     Только в 1958-ом году, с увеличением интенсивности транспортных и пассажиропотоков, было решено установить более рентабельный самоходный паром.
   Для этого была выделена баржа, которая была приспособлена под паром, соответствующим образом оборудована и на которую был установлен двигатель мощностью 150 лошадиных сил. Оборудованием парома занималась группа  работников Суражевской пристани (как предприятие появилась с 1929 г.). Руководил этой группой Михаил Иванович Трунов.
     Местонахождения причала  парома было в Суражевском районе города, в  южной оконечности улиц Призейская ветка и ВАУРПовское шоссе.  ( К этому месту можно было доехать на автобусе маршрута № 2, а позднее и № 8).
     Паром «Газимур» (он сохранил название баржи 1870 года постройки) ходил 12 навигаций (1968-1969), до лета 1969 года, когда на его смену пришел более современный теплоход, оборудованный под паром – «СТ-303».
   Летом 1969 года, в канун своего 100-летия (если считать от баржи) ставший легендарным для города паром «Газимур» был отправлен в Свободненский затон уже на вечную стоянку. В этот последний рейс паром «Газимур» привел в затон капитан парома Паршин Владимир Гаврилович. Уже в затоне этот паром вскоре был демонтирован и разрезан на металлолом.
    После «СТ-303» на Свободненскую речную переправу приходили, сменяя друг друга -  «СТ-307», «СТ-315», «СТ-324». Одно время на переправе работало сразу два парома. Их расписание было такое – один отходил от Введеново, а другой от Свободного. Работал переправа с мая по октябрь включительно, т.е. около полугода…

                Х Х Х
ДОПОЛНЕНИЕ
   Речная переправа, на которой работали новые суда «СТ» действовала до 2012 года, а в 2013-ом она уже не работала. Таким образом, самоходные (!) паромы «СТ» ходили на переправе 44 года - с 1969 по 2012 гг.
   Расписание паромной переправы (на примере 2011 года) было таковым: из Свободного паром отправлялся по нечетным часам (с 7 до 19), а из Введеново – по четным (с 8 до 20 часов). Время паром в пути занимало около 20 минут.
    Стоимость проезда на переправе была следующей: детский билет – 8 рублей, взрослый – 15; легковой автомобиль – 243 рубля, грузовой – 399 рублей (от 3 до 7 тонн), автомобили свыше 7 тонн доплачивал 36 рублей за каждую дополнительную тонну…    Отдельные расценки были за перевозку тракторов и специальной дорожной техники. 
     Закрытие речной переправы «Свободный - Введеново» владелец парома ЗAO «Topгoвый пopт Блaгoвeщeнcк» (Свободненский участок был в его подчинении) объяснял нерентабельностью для предприятия данной переправы. По их сведениям, pacxoды нa coдepжaниe пepeпpaвы в 2012 гoдy cocтaвили 7 млн pyб., дoxoды 2 млн pyб., yбытки составили - 4,8 млн pyб. Полной компенсации затрат от правительства области не последовало, хотя попытки изыскать средства и были.
    Так в 2013 году полностью завершилась история речной переправы (весна-осень) через реку Зея «Свободный – Введеново».

На фото:  на капитанском мостике парома "Газимур" капитан парома В.Г.Паршин (1969 год)