Желание лететь

Стася Писарева
(Интерактивная пьеса в шести действиях)


Действующие лица:

Ведущий
Ведущая
Она
Он
Начальник
Председатель
Второй участник
Третий участник

Какой-то офис. Наши дни.

Вступление

Ведущий. Ты когда-нибудь общалась с детьми из детдомов?
Ведущая. Нет.
Ведущий. Они никогда не знают, чего хотят. Спросишь их: чем хочешь заняться, куда пойти? Они – тебе: «Не знаю». В свободное время они никуда не ходят, а бездельничают в комнатах интерната, пока их не разгонят спать. Их так затаскивают по циркам, театрам, концертам, выставкам, с таким рвением приобщают к прекрасному, что в свободное от прекрасного время, они стараются быть от этого прекрасного как можно дальше. Это так грустно.
Ведущая. Да, сказывается отсутствие семьи, мамы, папы. Что-то надо с этим делать, как-то им помочь...
Ведущий. Да...Знаешь, я подумал. Странно, ведь у тебя и у меня есть семья, есть мама, а у тебя и папа...

Молчат. Ходят по залу.

Первое действие. Дисциплина

Офисное пространство. Стол с компьютером. Над ним – круглая лампа, как в тюрьме, болтается из стороны в сторону. Вокруг все темное. Единственный круг свет от лампы. На столе все яркое, пестрое, жизнерадостное: айфон, айпад, сумка Берберри. Рядом со столом стоит Она. Одета с иголочки: узнаваемая одежда разных брендов. Из-за железной двери раздается голос Начальника.

Начальник. Вы опоздали на пять минут. Потрудитесь все-таки запомнить, что у нас рабочий день с девяти до шести!
Она. Да, извините… Я вчера лазила по крышам с друзьями и чуть позже легла спать, но ведь это же не страшно? Всего лишь пять минут.
Начальник. У нас рабочий день с девяти до шести.
Она. Я отработаю за счет обеда!
Начальник. Ах да, обеда у вас сегодня не будет. Клиент срочно назначил встречу, так что не забудьте сбегать в столовую, перекусить бутербродом с картошкой – у вас будет минут десять.
Она. Эх, так и язву заработаешь. Ну ладно...
Начальник. И я жду от вас план на следующий месяц. Он готов?
Она. Нет.
Начальник. Мне он нужен сегодня обязательно!
Она. Хорошо, я задержусь после работы.
Начальник. Да, план на весь месяц вперед, пожалуйста. Распишите подробно каждый день, и что и в какие часы вы будете делать.
Она. Но клиент пока не решил, как он хочет оформить проект и не дал информацию, поэтому все запланировать не получится...
Начальник. Используйте ту информацию, которая есть.
Она. Но клиент сказал, что у них уже все поменялось. Все равно потом придется все переделывать.
Начальник. Внесем коррективы в план!
Она. Хорошо...Когда вам это нужно?
Начальник. Мне это не нужно. Вы же знаете, что в ближайшие две недели это будет пылиться у меня на столе среди других планов и отчетов, а к тому моменту, когда я наконец доберусь до него, клиент пришлет новые данные, и я со спокойной совестью отдам план вам на переработку. Поэтому вы должны срочно сделать этот план сегодня до конца дня!
Она. Я поняла, спасибо. То есть я могу особенно не стараться из-за качества?
Начальник (задумчиво). Да-да, это все не так важно...(Снова властно, выходя из забытья.) Впрочем, нет! Любая работа должна делаться качественно и эффективно, даже если она никому не нужна! Привыкайте к дисциплине – у вас с этим плохо. Вы должны развить в себе дисциплину. Начните с того, что будете приходить к девяти, не опаздывая, а сегодня до 12 ночи сделаете мне план. Это будет первым шагом для вас.
Она. Хорошо, я поняла.

Садится, достает айфон начинает в нем что-то искать. Из-за стенки выходит Начальник с кипой бумаг, смотрит в зал. Она продолжает что-то изучать в айфоне, не глядя на него.

Начальник. Если бы мне было десять лет, я смог бы из этого отчета сделать бумажный кораблик. (Ставит кораблик в таз, который стоит на сцене.) Или самолетик.

Пускает в публику самолетик. Дарит кому-то в публике кораблик. Подходит Она. Вместе складывают кораблики.

Начальник. А вам не досталось самолетика? У меня тут полно бумаги. Я вам еще сделаю! (В Зал.) Я раньше учился на эколога и очень переживал сначала, что столько бумаги расходуется в никуда. Все эти черновики. Первый экземпляр, второй. Копия для директора, копия для клиента, копия для секретарши, копия для собаки директора. И иногда даже для собаки сотрудницы! У вас же есть собака?
Она. Нет, у меня кот.
Начальник. А, Мурзик?
Она. Нет, Барсик. А у вас кот Мурзик?
Начальник. Нет, у меня собака - Герда.
Она. Да, вы говорили, что любили в детстве сказку про Снежную королеву и назвали собаку в честь главной  героини!
Начальник. Да нет, я никогда не любил Снежную королеву! Меня так пугал этот мальчик с замерзшим сердцем. Собаку я назвал в честь героини Ремарка из «Черного обелиска».
Она. Вы любите Ремарка?
Начальник. Да, у меня даже книжка на столе лежит – вы не видели?
Она. Нет, но я тоже люблю Ремарка.

Смотрят друг на друга, улыбаются. Он подает ей свой кораблик, она ему самолетик. Неожиданно оба делаются серьезны. Встают.

Начальник. Я жду от вас план!
Она. Да-да.
Начальник. Дисциплина, эффективность и организованность – все это ведет к повышению качества нашей работы!


Второе действие. Страхи

Он. Я боюсь комаров.
Она. А я тараканов.
Он. Я боюсь умереть во сне.
Она. Я боюсь ехать по мосту в машине.

Идут в зал.

Она.  Давайте играть. Пусть каждый придумает, чего боится.
Он. Не могу больше ничего придумать.
Она. Ну, если у тебя плохо с фантазией, то можешь сказать, чего ты боишься на самом деле. Вообще, отпусти себя на волю! Вокруг столько прекрасных вещей, которых можно бояться! Я, например, боюсь, что на меня упадет кирпич.
Он. Это же присказка такая...
Она. Да ты что! У нас целый клуб! Мы все вместе этого боимся. Раз в неделю собираемся и обсуждаем, как это может произойти. Приходи! У нас весело!
Он. Обязательно приду, спасибо. Пока я боюсь скучных вещей: что потеряю работу, что меня начальник уволит. И что тогда?
Она. И что тогда?
Он. Даже не знаю. Есть ли жизнь после увольнения? Наверное, нет...
Она. Вот еще! Возьму тебя с собой, будем вместе лазить по крышам!
Он. Ведь это надоесть может – каждый день лазить с друзьями по крышам. Лучше, конечно, работать.
Она. Да ты что! Как это может надоесть? Ты знаешь, сколько крыш в одной Москве! И все разные! А то, что ты с них видишь? Никогда не бывает одинаковым! То набережная, то промзона, то солнце, то тучи. Это целый мир!
Он. Хм...Никогда не думал даже. Можно я с вами сегодня?
Она. Давай!
Он. Я, правда, высоты боюсь… Не, пожалуй, не пойду.
Она (задумчиво). Вообще я тоже сегодня не могу. Мне надо план доделать до двенадцати, а то уволят. И что тогда? Останусь без денег. У меня же кредит. А потом скоро выйдет Айфон 1000 35G – я же его не смогу купить!
Он (заинтересованно). Подожди, а тот, что ты купила два месяца назад?
Она. Он же уже морально устарел!
Он. Это да. Я даже не покупаю себе. Они все морально устаревают еще до того, как успевают поступить в продажу. Поэтому я предпочитаю тратить деньги на еду – она точно морально не устаревает. Вечная ценность!
Она. Ты готовишь?
Он. Зачем? Вокруг столько кафе и ресторанов. На Лубянке – лучшие суши в городе.

(Интерактив.
А чего боитесь вы?
Схема: Я боюсь ЭТОГО, и поэтому я 1) делаю ЭТО, или 2) не делаю ТО.
Разговор начинается по этой схеме, но перетекает в вольную форму, обсуждение.
Потом каждого просим написать на листочке несколько своих больших страхов, несколько средних и несколько совсем мелочных. Для себя. Если кто-то хочет – озвучить. Задание на осмысление. В следующий раз, столкнувшись с маленьким страхом, не бегите от него. Шагните прямо в него. Познакомьтесь с ним. Некоторые страхи больше всего боятся, когда их перестают бояться, и исчезают. Не делайте так с большими страхами, пока не поймете, как это работает на маленьких.)

Начальник (кивая на сотрудников). На самом деле, я младше их на два года. Я боюсь, что они не будут относиться ко мне серьезно, а потому насаждаю свой авторитет. (Неожиданно командирским голосом.) Сказал, чтобы план был сегодня – должен быть! (Снова своим голосом.) Главное - сказать построже. Ну, и поменьше фамильярностей! (Косится на сотрудников.) Зря я начал расспрашивать ее про кота и сказал, что люблю Ремарка. Она подумает, что я к ней подкатываю. Сядет потом на шею. Нет уж, не надо мне! И так самый младший в семье – никто не слушал никогда. Теперь еще жена не слушает. Ребенку полтора месяца – только он и слушает! Впрочем, может потому что ответить пока не может. Раз уж на работе я начальник, то пусть здесь хотя бы будет полный порядок и… я - начальник!

В стороне от Начальника.

Он. Что делаешь?
Она. План пишу.
Он. Может, на крыши?
Она. Нет, извини – нет сил. Допишу - и домой.
Он. Ладно. Я тогда в Общество. Утром увидимся!
Она. Да, я в спортзал записалась. Буду ходить по утрам, хотя насчет завтра не знаю. Начну, пожалуй, с понедельника!


Третье действие. Критика

Он подходит к массивной двери. На ней большая вывеска:

Общество молодых
непрофессионалов-любителей-незнаек-графоманов
без слуха, вкуса, голоса и вообще полных бездарностей!
Наш девиз: У тебя ничего не получится!

Председатель. Что у вас?
Он. Вот стихи написал.
Председатель. Читайте.
Он. Погиб поэт невольник чести, пал оклеветанный толпой...
Председатель. Да, определенно, таланта у вас нет, поздравляю! (Подходит Второй участник.) А у вас что?


Второй. Да вот картинку нарисовал.
Председатель. Покажите.

Показывает полотно. На нем – Мона Лиза.

Председатель. Ну да, мазня. Вполне бездарно. Не хотите ли завтра покрасить у нас стены в коридоре?
Второй (покорно кивает). Можно в разные цвета?
Председатель. Что?! Впрочем, нет, для этого нужно высшее образование, знание компьютера и трех языков. (Третьему участнику.) А вы с чем сегодня?
Третий. Да вот придумал новую концепцию общения работодателей с сотрудниками.
Председатель. Любопытно. О! (Смотрит записи.) У вас получается особенно бесталанно. Браво! Вы истинный любитель!
Третий. Но ведь и я когда-то смогу стать профессионалом! Я буду работать, совершенствовать ее, дополнять, развивать...
Председатель (перебивая). Кто вам сказал, что вы можете стать профессионалом?
Третий (упрямо). Да никто! Я сам так думаю – я знаю!
Председатель. На вашем месте, я бы прислушался к тому, что вам говорят. А я вам говорю, что профессионалом вы не станете только потому, что так решили.
Третий. Почему?!
Председатель. Да просто потому, что не станете – и все.
Третий. Но...
Председатель (угрожающе). И рекомендую вам не спорить со мной, иначе я исключу вас из нашего славного общества бездарностей! (Обращаясь ко всем.) А на сегодня, мои дорогие бездари, наше заседание закончено. С нетерпением жду вас на следующей неделе. Кстати, у нас родительский день. Приходите семьями! Несколько родителей уже согласились выступить с докладами о том, какие бездари их дети. А одна мама обещала рассказать, как ее ребенок взялся за ум и стал первоклассным помощником юриста.
Второй. Да, это моя.


Четвертое действие. Сомнения


Проходит пара дней. Офис. Утро. Она бодрая. Он зевает.

Она. Ты как?
Он. Да вот, вчера ушел пораньше. Думал – по крышам побегать.
Она. И как?
Он. Простоял в пробке три часа. На крыши успел  только издалека посмотреть. Из машины не очень видно. Приехал домой – и сразу спать.
Она. Выспался хоть?
Он. Да нет. Всю ночь снился отчет. Зато проснулся я с пониманием, как его закончить!
Она. И как?

Он показывает что-то на бумаге.

Она. Подожди-ка. У тебя тут написано, а клиенты уже давно предоставили новую информацию – все поменялось!
Он. Но в плане этого нет.
Она (кивая в сторону начальника). Так он с тех пор так и не посмотрел.
Он. Не посмотрел? А мы скоро проект заканчиваем....Эх, снова все переделывать! А ты что бодрая такая?
Она (улыбаясь). Спортзал!
Он. Ух ты! И как успехи?
Она. Удивительное дело. Бегаю на дорожке!
Он.  Похвально! Не скучно? Мне всегда скучно.
Она. А я не думаю как-то. Бегу и все. И знаешь, раньше 5 минут бежала с трудом, а теперь уже по 20 минут и скорость в два раза увеличила и, кажется, больше смогу! У меня все получается! А как крыши?
Он. Что крыши...Мне хочется выше крыш, а это никогда не получится. Я даже начать не могу.
Она. Я вот тоже думаю – ну, залезаю я на крыши и что? Разве я могу быть альпинистом? А ведь можно было бы на Эверест...Но это не для меня. У меня не хватит сил и упорства.

(Эпизод без слов.
Один человек идет. Вдали виден Эверест. Он светится. Человек смотрит прямо на него. Вдруг другие участники начинают на него бросаться, виснуть на нем, что-то говорить ему, кричать, падать, мешая пройти. Ему становится все сложнее идти. Эверест постепенно меркнет. Человек падает, и все бросаются на него сверху. Потом Эверест исчезает, в полумраке все замолкают и тихо отходят. Человек остается один лежать на сцене.

Календарь. Меняются числа. Много-много. Снова офис. Двое.

Она. Я вчера бежала на дорожке час.
Он. Молодец! Выносливая...
Она. У тебя учусь.
Он. У меня?
Она. Ну да – просто беру и делаю.
Он. Ух!
Она. И делаю!
Он. Ого!
Она. И делаю!!!
Он. Вот это да!
Она. А потом раз – и оказывается, что я уже час бегу.
Он. А я уже несколько раз лазил по крышам. Сегодня полезу на самое высокое здание, а еще начну писать отчет!
Она  (смеется). Сегодня же только первое число!
Он. Ну и что! Зато у меня будет больше времени на то, чтобы полазить по крышам. Хотя я и сейчас могу это делать, но я нервничаю.
Она. Почему?
Он. Не поверишь – лезу на крышу, а по сторонам смотреть не могу – думаю все о том, что в конце месяца этот отчет писать! Заранее ненавижу его! И самое обидное – ничего не вижу вокруг!

Снова меняются дни календаря. Новый день. Он входит. Не улыбается, плечи опущены.

Она. Опять был в Обществе?
Он. Да, вчера обсуждали очередное мое бездарное творение. В общем, все похвалили, сказали, что бездарно: нет рифмы и ритм рваный.
Она. А ты часто туда ходишь?
Он. Каждую неделю.
Она. И каждую неделю пишешь по стиху?!
Он. Ты что! Иногда по несколько в неделю, а в иные дни – по несколько в день. Просто столько там не разбирают за раз.
Она. А ты опубликуй их.
Он. Да нет. Ты что!
Она. А было бы интересно...

Пятое действие. Лень


Она дома. Разговаривает по телефону.

Она. Да-да. Я что-то приболела, но я на телефоне, если что. Просто отсижусь дома денечек... Ага... Конечно, звоните в любое время...Конференс-колл в 4. (Вешает трубку.)
И не заболеешь тут с ними! Ну ладно, помимо конференс-колла, я абсолютно свободна на сегодня. Так, что у меня за план? Ага. Поискать в интернете школы альпинизма. Изучить отзывы путешественников на сайте. Начать читать книгу про Эверест и...пожалуй, законспектировать главу из учебника про первую помощь пострадавшим в горах. У  меня отличный план! Вот сейчас и приступим. Который час? Десять тридцать семь. Хм. Нет, не ровное время. Тем лучше. До одиннадцати посмотрю телевизор, а потом приступлю.

(Садится смотреть телевизор. Часы бьют одиннадцать. Она даже не замечает. Продолжает смотреть. Бьют 11.30. Смотрит телевизор. Через некоторое время оглядывается на часы.)

Ой! Уже 11.48. Опять неровное, и скоро обед. Если сейчас сяду, то через минут сорок снова прерываться... Ладно, тогда посмотрю еще телевизор, потом обед до часу, а потом сяду... В два часа – как раз! До двух проверю интернет, почту и вконтакте.

(День проходит. Обедает, сидит в интернете – периодически издает возгласы, что-то комментирует вслух, активно печатает. Не замечает, что часы бьют четыре. Ее выводит из состояния погруженности в себя звонок мобильного.)

Алло, да! Конференс-колл! Конечно...Я что-то не могла никак дозвониться….Да-да, у меня все под рукой, слушаю.

(Параллельно бегает с телефоном, пытаясь выхватить откуда-то листы бумаги, ручку. В итоге садится, пристально глядя перед собой и готовясь что-то записывать. Через некоторое время видно, что ей скучно. Болтает ногой, водит ручкой по бумаге, наконец, подтягивает к себе компьютер и сначала в полоборота что-то читает, изредка пишет, а потом поворачивается к нему всем корпусом и снова погружается  в него.)

Да-да, спасибо большое за ваше время. Завтра мы предоставим вам наши комментарии. До свидания!

(Снова сидит в компьютере. Потом отстраняет его от себя. Трет глаза, оглядывается вокруг, как в первый раз.)

(Задумчиво). Ну вот, уже начало седьмого. Через тридцать минут я бы все равно пришла с работы. Опять ничего не успела, как всегда. Катастрофически не хватает времени.

(Интерактив.
Люди должны найти какой-то предмет (им заранее сказали, что они ищут – дали карточки перед началом). У них есть определенное время на это. Они начинают ходить по залу, а ведущие закидывают их конфетти, нитками, бумажками, толкают. Смысл: всячески их отвлекают, может кого-то заговаривают, вешаются на шею, кружат, сбивают с толку, чтобы человек не нашел предмет, который он ищет и который бы в противном случае он нашел очень быстро.
Вопрос: О чем для вас эта игра? Что происходило с вами? Какие у вас были ощущения и эмоции?)

Шестое действие. Желание лететь

Офис. Открыто окно. Она стоит на подоконнике, смотрит вниз. Волосы развеваются.

Она. Помнишь у Чехова? Почему люди не  летают, как птицы…
Он. Слезь с окна, пожалуйста...
Она. Да потому что они решили, что это невозможно! Кто-то им сказал, что летать нельзя. Подвел научную базу под это. У них нет крыльев и масса тела не  так распределяется и позвоночник...Я не знаю, что еще. Что там кому мешает? Мне не мешает!
Он. Люди не летают. Пожалуйста, слезь с окна.
Она. Да почему нет-то? Кто тебе сказал?!
Он. Потому что, если люди выходят из окна, они падают вниз и разбиваются. Потому что есть сила притяжения, потому что масса тела, потому что...они не могут полететь!
Она. А если попробовать?
Он. Не надо.

Она стоит на карнизе и, держась за раму, наклоняется вниз над бездной. Он отворачивается, садится, закрывает лицо руками. Она соскакивает и подходит к нему.

Он. Мне стало страшно, понимаешь? Что ты сейчас сделаешь шаг и...
Она. Ты слишком серьезен! Вспомни Мюнхгаузена.

Они встают, идут к двери. Она несколько раз оглядывается на окно.

Она (задумчиво). Как же дальше жить, так никогда и не попробовав.
Он. Не надо. Были те, кто пробовал и...все. Больше ничего.
Она. Они пробовали, но не верили. Нет! Они даже не пробовали - они делали это, чтобы упасть!
Он. Это все фантазии.
Она (вызывающе). Ты что, вчера был в своем Обществе особо неодаренных?
Он. Причем тут это? Пойдем, нам еще план писать на следующий месяц.

Снова идут к двери. Вдруг она поворачивается и резко бежит к окну, вскакивает на подоконник и, не останавливаясь, прыгает с него вверх. Он делает движение по направлению к окну и застывает. Она несколько мгновений зависает перед окном и даже успевает помахать ему рукой, но тут же падает.

Он. Нет...

Медленно идет к окну. Выглядывает. Она лежит под окном на брезентовой крыше автомобиля. Машет ему рукой, смеется

Она. Мне не страшно. Первая попытка!

Он просто качает головой, но не может сдержать улыбку.

Она. Обещаю в ближайшее время больше так не делать. Даже не буду вносить это в план на следующий месяц! Ну, может, через месяц -  как раз начнется весна, и мы полезем на крыши!

Конец